ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: Новости и Объявления

В июне была согласована и одобрена правительством РФ Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы на 1999 - 2001 гг." (см. СБ № 3-4). Ожидалось, что в июне-июле она должна быть утверждена постановлением правительства.

   По материалам пресс-службы Госкомзема РФ, 28.06.99


   Проект Федерального Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" в сентябре прошел первое чтение в Госдуме РФ. Законопроект внесен Комитетом по экологии Думы и был рассмотрен Советом Госдумы 18.05.1999 г. Комментарии к нему опубликованы в 1-м выпуске Электронного бюллетеня по экологическому законодательству Центра охраны дикой природы (см. с. 33). Редакция СБ готова выслать текст проекта закона (предпочтительно по электронной почте) по вашему запросу.


   Новая редакция проекта Федерального Закона "О почвах" рассмотрена Советом Госдумы РФ 1.06.1999 г. и назначена к первому чтению на октябрь этого года. Текст и комментарии - в том же бюллетене. Также можно получить их в редакции СБ.


   Утверждена Федеральная целевая программа государственной поддержки казачьих обществ на 1999-2001 годы (Постановление Правительства РФ от 21.07.1999 г. № 839). Как сказано в Постановлении, "программа принимается во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. № 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1955) и в целях оказания государственной поддержки казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Государственным заказчиком Программы утверждено Министерство по делам федерации и национальностей РФ.
   Среди множества тем, затрагиваемых в Программе, немалое место принадлежит вопросам владения земельной собственностью и государственной службы в органах охраны природы. На территориях 21 субъекта Российской Федерации формируется целевой земельный фонд общей площадью более 200 тыс га для предоставления земель казачьим обществам. Приводим полный текст соответствующих разделов Программы.

   

   Участие в егерской, природоохранной, экологической службе и контроле за использованием и охраной земель.

   Исходя из функциональных задач природоохранных министерств и ведомств, предусматривается привлечение членов казачьих обществ к охране заповедников, проведению экологического контроля, контроля за использованием и охраной земель и других природных ресурсов, особенно в приграничных районах Российской Федерации. Казачьи общества могут также привлекаться к охране рыбных запасов при общей координации этой деятельности органами рыбоохраны и под их контролем. В связи с этим планируется создание казачьих егерских и природоохранных подразделений. Казачьи общества осуществляют природоохранную деятельность на основе договоров о сотрудничестве с государственными природными заповедниками и природоохранными органами.
   Члены казачьих обществ привлекаются к оказанию оперативной экологической помощи населению, к участию в мероприятиях по обнаружению и расследованию экологических нарушений и преступлений, ликвидации их последствий, а также других мероприятиях, направленных на охрану окружающей среды.
   Предусматривается подготовка нормативного документа о распространении на членов казачьих обществ, выполняющих обязательства по несению егерской, природоохранной, экологической службы и контролю за использованием и охраной земель, страховых гарантий и других мер социальной защиты, установленных для государственных инспекторов (инспекторов) соответствующих служб.

   Организация казачьего землепользования и хозяйственно-экономической деятельности казачьих обществ на принципах самоуправления.

   В целях обеспечения восстановления традиционного казачьего землепользования и создания экономических основ самообеспечения казачьих обществ предусматривается формирование целевого (казачьего) земельного фонда в соответствии с Положением о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 1996 г. № 667. Финансирование проектно-изыскательских работ с целью формирования целевого земельного фонда для бесплатного предоставления из него земель казачьим обществам, взявшим обязательства по несению службы, связанной с занятием и использованием земли, а также казачьим обществам и их членам, переселившимся в приграничные районы Российской Федерации, осуществляется в установленном порядке.
   Не облагается налогом имущество казачьих обществ, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятиями и организациями прибыли, оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей, на содержание указанных обществ, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность (пункт 3 статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий"). Органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать для казачьих обществ дополнительные льготы по налогам в пределах сумм налогов, поступающих в соответствующие бюджеты, а также по другим обязательным сборам и отчислениям.
   В целях обеспечения надлежащего управления и сохранности государственной собственности, находящейся в местах проживания членов казачьих обществ и связанной с их традиционной хозяйственной деятельностью, а также эффективной хозяйственно-экономической деятельности казачьих обществ предусматривается передать войсковым казачьим обществам в их оперативное управление объекты недвижимого имущества, находящиеся в государственной собственности и используемые ими в уставных целях. Порядок передачи таких объектов определен распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. № 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности" и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности". :.
   ... Представляют интерес с точки зрения возможных последствий для природы степей некоторые мероприятия, внесенные в приложения (№ 1 и 2) к Программе:


   В Самарской области легализована ипотека земель сельхозназначения. Самарская областная дума приняла первый в России закон "О залоге земель сельхозназначения". Он дополнил уже ранее принятый в области закон "О земле" (см. СБ № 2, 1998). Согласно закону, залогодателем может быть физическое или юридическое лицо, являющееся собственником земельного участка или земельной доли. Предметами ипотеки могут быть земельный участок с принадлежностями, часть земельного участка, земельная доля и право аренды.
   Площадь сельскохозяйственных земель в Самарской области составляет 3 млн га, из которых 206 000 га принадлежит фермерам. По сравнению с 1997 годом площадь фермерских угодий увеличилась на 16 000 га. В области насчитывается 3 454 фермерских хозяйства. Территория области лежит, почти пополам, в лесостепной и степной зонах, захватывая небольшой участок сухостепной подзоны.


   В Казахстане снижена ставка налога на земли сельскохозяйственного назначения с 1 апреля 1999 года. Для сельхозпроизводителей вводится единый земельный налог (ЕЗH). Его плательщики будут освобождены от уплаты подоходного налога с физических лиц, земельного налога, налогов на транспорт и на имущество, а также НДС. ЕЗH будет исчисляться в зависимости от оценочной стоимости земельного участка, находящегося в частной собственности или на правах землевладения. Ставка налога будет корректироваться с учетом инфляции.


   Верховная Рада Украины отправила на повторное первое чтение проект закона "Об ипотеке". При этом парламент отклонил законопроект, представленный президентом Украины. Соответствующий указ должен был вступить в действие 15 июля текущего года. Вероятно, в Комитете ВР по вопросам финансов и банковской деятельности будет создана рабочая группа для доработки законопроекта на основе варианта, предложенного Кабинетом министров с учетом предложений народного депутата Романа Шмидта. Основным отличием является то, что Кабинет министров предлагает, чтобы залогодержателями были несколько финансово-кредитных учреждений, а Р. Шмидт - только земельный ипотечный банк.
   Согласно законопроекту, ипотека - это вид залога недвижимого имущества, при котором земельные участки (или другие вещи), представляющие предмет ипотеки, остаются у залогодателя или третьего лица, а залогодержатель приобретает право на удовлетворение обеспеченного ипотекой обязательства. Земли сельхозназначения также попадают в сферу действия законопроекта.


   Национальная программа сохранения биологического разнообразия Украины на 1998-2015 годы до сих пор не принята. 12 мая 1997 г. постановлением Кабинета Министров Украины № 439 была утверждена Концепция сохранения биологического разнообразия Украины. Вторым пунктом постановления Министерству охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины предлагалось вместе с другими заинтересованными органами исполнительной власти разработать и подать на рассмотрение Кабинета Министров проект Национальной программы сохранения биологического разнообразия Украины на 1998-2015 годы. Этот проект был разработан Минэкобезопасности совместно с Национальной Академией наук, Украинской Академией аграрных наук, Минэкономики и другими центральными органами исполнительной власти и представлен на рассмотрение Верховной Радой Украины. Весной и летом 1999 г. во многих областях Украины прошли круглые столы и другие мероприятия, на которых обсуждался проект. Мы публикуем с небольшими сокращениями часть Программы, касающуюся степных экосистем (опущены некоторые подробности финансирования).


   Госдума РФ 10 июня приняла в первом чтении федеральный закон "О государственном земельном кадастре" (см. СБ № 3-4). Предполагалось, что второе чтение состоится 21 сентября.


   Принято Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 г. № 945 "О государственной кадастровой оценке земель". Приводим полный текст.
   В целях внедрения экономических методов управления земельными ресурсами и повышения на этой основе эффективности использования земель Правительство Российской Федерации постановляет:

   1. Государственному комитету Российской Федерации по земельной политике провести в 1999-2001 годах государственную кадастровую оценку всех категорий земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
   2. Государственному комитету Российской Федерации по земельной политике, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, Министерству природных ресурсов Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Федеральной службе лесного хозяйства России до 1 ноября 1999 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения о порядке проведения государственной кадастровой оценки земель.
   3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утвердить ее результаты.
   4. Установить, что финансирование работ по государственной кадастровой оценке земель осуществляется за счет средств от взимания земельного налога и арендной платы за землю, зачисляемых в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.

   Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин