События

Открытые Парламентские слушания "Земельные отношения и оценка природных ресурсов России" состоялись 19 января 1999 года в малом зале Госдумы РФ. Заседание вел Председатель подкомитета Государственной Думы РФ по земельным ресурсам и региональным аспектам природопользования Вячеслав Петрович Зволинский.

   На слушаниях выступили с докладами В.П. Зволинский, Д.С. Львов (академик-секретарь Отделения экономики РАН), В.Н. Плотников (Председатель подкомитета по совершенствованию земельных отношений Комитета ГД по аграрным вопросам), Ю.Ю. Болдырев (заместитель Председателя Счетной палаты РФ), Б.С. Варенов (Председатель Госкомзема), Г. Дейли (проф. Мэрилендского ун-та), Фред Харрисон (Центр по изучению земельной политики - Лондон), И.В. Стариков (заместитель Министра экономики РФ), Мейсон Геффни (профессор Калифорнийского университета - Риверсайд, США), Тед Гвортни (оценщик земли и недвижимости, исполнительный директор Фонда Роберта Шолкенбаха - США). Г.Д. Титова (Санкт-Петербургский Центр экологической безопасности), У.У. Усманов (Республика Башкортостан), А.В. Шевчук (Управление экономики природопользования МПР), А.З. Родин (директор РосНИИземпроекта), А.П. Щербаков (РАСХН), С.Н. Волков (Государственный университет землеустройства, РАСХН), О.Ю. Цитцер (Госкомэкологии РФ) и некоторые другие.

   В.П. Зволинским был представлен доклад "Рациональное природопользование - путь к спасению России". По его мнению, тема слушаний затрагивает фундамент экономики и финансов любого государства. На 1 января 1998 г. общий земельный фонд России составил 1.709,8 млн га, в том числе 662,2 млн га земель сельскохозяйственного назначения (из них 130,7 млн га пашни), 828.4 млн га земель лесного фонда, 38,6 млн га земель в ведении городских, поселковых и сельских органов самоуправления. Проводимые преобразования земельных отношений не привели к улучшению использования земель. Притягательная сила частной собственности на землю кроется в возможности, не работая реально на земле, монопольно получать доход (ренту). Именно это обстоятельство придает особую остроту земельному вопросу. Сегодня, при хроническом дефиците бюджета, наше государство, отказываясь от контроля над рентой земли и природных ресурсов, отдает в руки частных собственников огромные финансовые ресурсы, а вместе с ними и власть. По мнению докладчика, земельная рента во всех ее формах и проявлениях должна рассматриваться как доход государства. Задача служения ренты земли и природных ресурсов на благо всему обществу должна стать государственной политикой. В системе земельных отношений важным условием выступает продуманная государственная политика земельных платежей, которые включают в себя земельный налог, арендную плату, дивиденды за земельные паи и т.д. На сегодняшний день, эти платежи регулируются федеральным законом "О плате за землю". Однако, ставки земельного налога и размер арендной платы столь незначительны, что не могут быть стимулом к рациональному использованию земли, переходу прав на нее от нерадивых хозяев к более эффективным производителям. На взгляд докладчика, в основе всех земельных платежей должна лежать земельная рента. Рента не создается отдельным человеком, поэтому никто не имеет морального права единолично присваивать то, что должно принадлежать каждому гражданину. Система использования земельной ренты, ренты природных ресурсов в качестве источника государственного дохода наиболее прогрессивна и справедлива. Например, в США около 30% общей суммы государственных доходов прямо или косвенно поступает от земельных платежей, причем большую их часть составляют платежи от городских земель и природных ресурсов. И в России необходимо говорить об усилении роли земельных платежей - и как источника формирования доходной части бюджета, и как инструмента рационального землепользования.

   Для этого необходим Государственный земельный кадастр, содержащий, в частности, оценочные экономические характеристики. Каждая пядь земли обладает стоимостью и должна быть вовлечена в финансовый оборот. Но сейчас отсутствуют методы оценки земли, учитывающие реальное состояние земельного рынка. Правительством России в декабре прошлого года в Госдуму внесен новый проект федерального закона "О государственном земельном кадастре". В законопроекте предлагается "сведения об оценочных (экономических) характеристиках объектов учета формировать на основе сведений, получаемых от лиц, уполномоченных на проведение оценки, либо на основании нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления...". На взгляд докладчика, основой определения цены земельных участков, ставок земельного налога должна стать земельная рента, а насущный вопрос сегодня - разработка механизма определения земельной ренты и создание государственной службы оценки земли и природных ресурсов для целей налогообложения.

   Ценовая политика в ресурсной части должна быть защищена от воздействия корпоративных групп, а по своей защищенности должна соответствовать надежности защиты резервных финансовых и материальных ресурсов Центрального Банка России. Определяющим параметром развития любой экономики является величина и структура национального богатства. Сюда входят земля, богатства недр, запасы резервов, монетарное золото и т.д. Национальное богатство может и должно быть целью и одновременно средством развития России. Общая величина национального богатства составляет 320-380 трлн долларов. Из них 80-85% приходится на природно-ресурсный потенциал. Это означает, что основной поток доходов от использования национального богатства приходится как раз на ту его часть, которая не измеряется и не учитывается в системе национального счетоводства. В статистике сегодня находит отражение не более 1-15% всего того, чем на самом деле располагает страна.

   Необходимо конституционно-законодательное закрепление за обществом, как за своего рода юридическим лицом высшего ранга, прав верховного владельца территориальных и природных ресурсов. Такая конституционная новация создала бы основу для предоставления всем членам общества равных прав на доступ к пользованию природными ресурсами, что явилось бы содержательным наполнением принципа равенства возможностей каждого. Материальной реализацией верховных владельческих прав общества на территориально-природные ресурсы могло бы стать обращение ренты от всех используемых ресурсов в общественные доходы. Сумма рентных доходов, образующихся после оплаты услуг всех остальных факторов производства, составит чистый доход общества, в котором все члены имели бы равную долю, что может стать материальной основой их гражданского статуса.

   Для правильного налогообложения и эффективного управления госсобственностью следует начать с проведения учета и оценки национального богатства России. В практическом плане, следует, во-первых, законодательно закрепить государственный институт оценки. Во-вторых, включить в законодательство механизм залога прав на недропользование и природопользование. Требуя от собственников земли ежегодно оцениваемую рентную плату за природные ресурсы, общественные блага и преимущества местоположения, придающие ценность земле, государство сможет изменить структуру налоговой системы, снизить налоговое бремя на заработанный гражданами трудовой доход и результаты деятельности предприятий. Для инвентаризации и оценки национального богатства России необходимо провести комплекс мероприятий, включающий в себя составление кадастра природных ресурсов РФ. Оценка национального богатства позволит переопределить ценности, которые лежат в обеспечении национальной валюты.

   Б.С. Вареновым был представлен доклад "Земельный налог как основа будущего имущественного налогообложения в России". Он проинформировал, что налогообложение земли, являющейся основным природным ресурсом и основой всякой недвижимости, занимает в настоящее время символический удельный вес (около 1%) в общем объеме налогов, формирующих бюджеты всех уровней. Сравнительный анализ размеров земельного налога, принятого по федеральному закону, и размеров арендной платы за землю в России, устанавливаемой органами местного самоуправления, показывает, что арендная плата за относительно худшие земли ниже или соизмерима с величиной земельного налога, но в десятки и сотни раз выше за относительно лучшие (рентообразующие) земельные участки. "Интуитивная" оценка земельных участков, осуществляемая органами самоуправления при заключении договоров аренды, по мнению докладчика, более экономически обоснована и социально оправдана, чем оценка, положенная в основу ставок земельного налога в действующем федеральном законе "О плате за землю" (принят в 1991 г.). В тексте федерального закона, при выражении ставок земельного налога в рублях на единицу площади, практически невозможно точно описать все качественное многообразие местоположения и правового режима земельных участков различного назначения на всей территории России. В последние годы применяется индексация ставок земельного налога. Но она не дает желаемого эффекта, так как повышение величины земельного налога касается худших и лучших земель одновременно.

   Госкомзем России считает, что кардинально решить данную проблему возможно на основе массовой стоимостной оценки земли и предлагает:
   - в течение 1999 г. осуществить одномоментную оценку всех земель;
   - внести необходимые изменения и дополнения в налоговое законодательство для исчисления налогооблагаемой базы земельного налога в стоимостном измерении. Участки должны быть предварительно разделены на две группы: участки, вовлеченные в активный оборот и имеющие рыночные цены на объекты недвижимости, и участки, используемые в сельском, лесном, рыбном, водном и т.д. хозяйстве, имеющие рыночные цены производимых на них товаров.

   Экономический эффект только от перехода на исчисление земельного налога в процентах от стоимости участков в 2000 г. может составить более 5 млрд. руб. за счет повышенного налогообложения рентообразующих земельных участков.

   Доклад Ю.Ю. Болдырева был посвящен, в основном, реформированию недропользования. Но в нем также прозвучала мысль, что главным для обеспечения эффективности землепользования является не право собственности, а гарантии стабильности условий хозяйственной деятельности - то, что не обеспечивается у нас сегодня ни по отношению к частной собственности, ни по отношению к аренде и иным условиям. Основой управления землепользованием является информация. Однако, в 1997 г. важнейшие работы по мониторингу земель и созданию земельного кадастра были профинансированы Правительством менее чем на 7% от установленного законом.

   В докладе А.З. Родина (директор РосНИИземпроект) "Пути повышения плодородия почв в связи с реформированием земельных отношений" остро ставилась проблема деградации пашни. Центрально-черноземная область ежегодно теряет 0,34 т гумуса с 1 гектара, Северный Кавказ - 0,56 т. Впечатляет одна только цифра потерь чистого гумуса в России с 1967 г. - 1 трлн 900 млрд тонн.

   Доклад В.Н. Плотникова показывает, что проводимые аграрные преобразования, в том числе введение частной собственности на землю, пока не дали положительных результатов. Несмотря на то, что 85% сельскохозяйственных угодий передано в частную собственность и вместо 24.000 колхозов и совхозов сегодня функционирует 38.000 сельскохозяйственных организаций и 260.000 крестьянских хозяйств (число последних за 3 года сократилось на 30.000), произошел обвал производства продукции. За годы реформ общий ее объем сократился на 42%, численность всех видов скота уменьшилась на 80 млн голов, посевные площади снизились на 20 млн га. Цены на сельскохозяйственную продукцию выросли (в ценах до 1998 г.), по сравнению с 1991 г., в 2000 раз, а на промышленную - в 8000 раз.

   Выражено особое беспокойство по поводу принятия субъектами РФ своих законов о земле. В итоге, в соседних регионах граждане имеют разные права на землю. В этих условиях расставить все на свои места и прекратить противостояние может только новый Земельный кодекс РФ.

   Ф. Харрисон в докладе "Земельная этика и устойчивое общество" осветил этические основы земельных отношений. Невозможно создать необходимый свод законов, регулирующих использование земли и природных ресурсов без формулирования принципов, на которых будет построен фундамент общества. В России вначале необходимо достижение гражданского согласия относительно тех философских ценностей и правил, которые должны стать фундаментом для построения законов о землевладении. Честное прочтение трудов экономистов-классиков позволит нам предложить оптимальную работающую модель землевладения, основанную на следующих принципах.
   - Земля является всеобщим достоянием, поэтому к природе надо относиться с уважением.
   - Каждый человек имеет по рождению естественное право на доступ к природным ресурсам.
   - Распределение земли и природных ресурсов должно быть продиктовано принципом необходимости.

   При этом следует руководствоваться следующими двумя правилами:
   1) каждый представитель нынешнего и будущих поколений должен иметь доступ к земле одинакового качества;
   2) в обмен на привилегию эксклюзивного использования земли и природных ресурсов обществу обязательно должна быть уплачена их полная стоимость. Эта стоимость в классической экономике носит название "рента".

   Делается вывод, что если граждане России хотят сберечь природу, то у них нет другого выбора, кроме как заставить каждого платить полную рыночную стоимость за ее использование.

   Г. Дейли высказал мнение об общих принципах оценки ресурсов с точки зрения использования приносимых ими доходов, охраны окружающей среды, создания справедливого и устойчивого общества.

   Группой экспертов Центра экологической политики России (С.Н. Бобылев, С.А. Боголюбов и др.) были предложены тезисы "Из предложений для разработки приоритетов национальной экологической политики России" (доклад не прозвучал). По их мнению, главным приоритетом экологической политики России должно стать повышение ценности природных ресурсов и всего природного богатства. Государственное регулирование ценности ресурсов определяется как одна из основных (если не главная) функций государства на пути обеспечения устойчивого развития в условиях рыночно ориентированной экономики.

   И.П. Айдаровым (академик РАСХН) и Д.А. Манукъяном (Московский госуниверситет природообустройства) были предложены тезисы "Оптимизация структуры агроландшафтов в различных почвенно-климатических зонах России" (доклад не прозвучал). Констатируется, что экстенсивный способ сельскохозяйственного производства практически исчерпал себя. Интенсификация сельского хозяйства представляется возможной лишь на основе оптимизации пространственной и функциональной структуры агроландшафтов с максимальным учетом средообразующей роли естественных ландшафтов и продуктивности их биоценозов. При этом оптимизация пространственной структуры агроландшафтов предполагает определенное соотношение площадей лесных, луговых и других угодий и пашни - с одной стороны, и правильное размещение их по элементам рельефа - с другой.

   Центром охраны дикой природы (А.В. Елизаров и И.Э. Смелянский) были предложены тезисы "Пути сохранения биоразнообразия и ресурсного потенциала сельскохозяйственных земель России" (доклад не прозвучал). Предлагается ряд институциональных изменений в пользовании земельными ресурсами, направленных на формирование экологического каркаса сельскохозяйственного ландшафта, коррекцию структуры угодий для достижения экологической стабильности сельскохозяйственного ландшафта, стимулирование сохранения и повышение эффективности использования земельных ресурсов. Важным моментом является то, что в противоположность водным и лесным экосистемам, механизм сохранения которых в нашей стране более или менее отлажен (благодаря осознанности вопроса), роль травяных экосистем практически не находит законодательного отражения, несмотря на то, что именно они являются ландшафто- и средообразующими на всей площади степной зоны и являются основной природной базой всего сельского хозяйства России и сопредельных стран. Разрушение степей приводит к разрушению сельскохозяйственных ландшафтов, а значит - к падению производительности сельскохозяйственного производства и снижению качества жизни людей, населяющих сельские ландшафты России. Только в процессе функционирования степных экосистем возникают черноземные почвы, обеспечивающие достаточно высокие стартовые возможности сельскому хозяйству страны.

   Предлагаемые первоочередные меры заключаются в коррекции земельного и экологического законодательства, экономических отношений землепользования, системы кадастров.

   Подводя итоги слушаний, следует отметить, что практически все доклады звучали вполне в русле основной простой идеи слушаний (выраженной в докладе В.П. Зволинского), -мероприятие никак не имело дискуссионного характера. Никаких обсуждений не было предусмотрено регламентом. При этом многие доклады неоправданно растягивались на длительное время и носили неконструктивный характер, многократно повторяя одни и те же идеи общего характера. В связи с этим, времени хватило только на половину запланированных докладов, однако прозвучали некоторые доклады на посторонние темы.

   По итогам слушаний не было выработано никаких решений, но для их подготовки создана рабочая группа. Мы надеемся, что в ходе ее работы все же будут сформулированы и внесены в органы законодательной и исполнительной власти конструктивные предложения.

   Материалы слушаний предполагается опубликовать в форме сборника докладов.

   Соб.инф.


   Презентация Национальной стратегии и Плана действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия Республики Казахстан состоялась 9 февраля 1999 года в здании Министерства сельского хозяйства в новой столице Казахстана - Астане. Уровень события характеризует набор официальных лиц. Среди присутствовавших были Вице-Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды М.Х. Мусатаев, Постоянный представитель ООН в Казахстане Г. Берсток, председатель Комитета экологии Мажилиса (парламента) А.С. Ахметов. Основной доклад-представление Стратегии и Плана действий сделала Национальный координатор Проекта ПРООН/ГЭФ по биоразнообразию Казахстана К.Н. Карибаева. Более частные моменты представляли академик И.О. Байтулин - научный консультант проекта, старший советник по устойчивому развитию Представительства ООН Ж.А. Такенов, директор НЭЦ УР Казахстана Б.К. Есепов.

   Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о биоразнообразии в августе 1994 года. В соответствии со статусом Стороны этой Конвенции, Казахстан должен был разработать перечень стратегических направлений и последующих действий для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и справедливого распределения выгод, связанных с ним. Таким документом и призваны стать Национальная стратегия и План действий по сохранению и сбалансированному использованию биологического разнообразия.

   В 1997 г. был подписан и начал действовать проект национального исполнения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды "Помощь Правительству Казахстана в разработке Стратегии и плана действий для исполнения Конвенции о биологическом разнообразии", осуществляемый на средства гранта ГЭФ (US$ 132.664) через Программу развития ООН.

   За время реализации проекта в Казахстане было проведено несколько конференций - "Роль ООПТ в сохранении биологического разнообразия" (Кокшетау, 30.09. - 2.10.1997), "Усиление роли общественности в сохранении биологического разнообразия и развитие экологического туризма" (Алматы, 8-10.12.1997), "Проблемы биологического разнообразия Казахстана и развитие Национальной стратегии и плана действий сохранения биологического разнообразия" (Алматы, 14-15.01.1998). Эти встречи позволили выявить наиболее приоритетные направления для сохранения биоразнообразия Казахстана.

   Основная цель документа - подготовить, в соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии, обоснование государственной программы сохранения и рационального использования биоразнообразия Республики Казахстан.

   Стратегия в качестве предисловия включает три основных раздела.

   В первом разделе "Природная и социально-экономическая специфика Республики Казахстан" дан анализ биологического разнообразия республики с учетом природных и социально-экономических условий, показаны общие тенденции его изменения, выявлены угрозы биоразнообразию и определены приоритеты его сохранения. Анализ биоразнообразия дан в флористическом и фаунистическом аспектах, а также на экосистемном уровне, по зонально-поясному характеру распределения экосистем. В разделе дана также оценка биоразнообразия в ресурсном отношении. Особое внимание уделено редким и исчезающим видам и подвидам растений и животных, а также агро- и фитоценозам, требующим строгой охраны. Значительное место отведено древесным видам, как источнику формирования и сохранения биоразнообразия лесных экосистем. Установлено нарушение и деградация многих хозяйственно ценных экосистем и сокращение биоразнообразия, что связано с недостаточно эффективным контролем, снижением финансирования на исследования и мониторинг. В республике отсутствуют материалы полномасштабной инвентаризации биоразнообразия. В последние годы резко сокращен плановый картографический учет разнообразия и продуктивности лесов, сенокосов, пастбищ, ресурсов флоры, фауны и агроэкосистем. Нарушен сложившийся механизм управления биоресурсами.

   Во втором разделе ("Национальная стратегия сохранения и сбалансированного использования биологического разнообразия") рассматриваются основные стратегические цели сохранения биоразнообразия и предлагаются способы их достижения. Эти цели определены в соответствии с требованиями Конвенции, с учетом состояния биоразнообразия, специфики государственного управления биоресурсами и национальных особенностей Республики Казахстан.

   Приоритетными признаны следующие стратегические направления.

   1. Совершенствование государственной структуры управления биоресурсами.
   2. Разработка законодательной базы в области биологического разнообразия.
   3. Разработка нормативных основ сохранения и сбалансированного использования биологического разнообразия.
   4. Совершенствование экономической системы стимулирования действий, направленных на сохранение и рациональное использование объектов биоразнообразия.
   5. Сохранение биоразнообразия путем расширения сети ООПТ, ботанических садов, зоопарков, питомников, а также путем создания банков гермоплазмы сельскохозяйственных культур, эндемичных и исчезающих видов растений.
   6. Восстановление биоразнообразия и его ресурсного потенциала.
   7. Организация системы биологического мониторинга.
   8. Организация научного, информационного обеспечения государственных органов и населения, подготовка кадров.
   9. Широкое привлечение неправительственных организаций к решению задач сохранения биоразнообразия.
   10. Усиление регионального взаимодействия и международного сотрудничества по проблемам биоразнообразия.

   Кроме перечисленных приоритетных направлений, в разделе уделено внимание и другим стратегическим целям. Предусматривается, в частности, осуществление интродукционной деятельности с обязательным изучением и учетом конкурентоспособности и агрессивности экзотических видов, недопущение натурализации видов, создающих угрозу природным экосистемам. Обосновывается необходимость обновления перечня краснокнижных видов флоры и фауны, подготовки Красной книги беспозвоночных животных, растительных сообществ и экосистем.

   В третьем разделе излагается план конкретных действий по сохранению и сбалансированному использованию объектов биоразнообразия республики, разработанный на основе Конвенции о биологическом разнообразии, Стратегии-2030 и в соответствии с методологией НПДООС УР. Учитывая сложности современного этапа развития Казахстана, План действий рассчитан, в основном, на период до 2005 года.

   В конечном итоге, были подготовлены к разработке 27 проектов. В каждом из них определены конкретные мероприятия, размер финансирования и исполнители. Сюда вошли и проекты по сохранению и рациональному использованию объектов биоразнообразия, подготовленные в рамках других экологических конвенций (по борьбе с опустыниванием, по глобальному изменению климата, Рамсарской Конвенции), а также предусмотренные в НПДООС УР.

   Первостепенным по значению признан блок "Сохранение биоразнообразия", включающий в себя следующие проекты:
   · разработка схемы развития научно обоснованной сети ООПТ;
   · сохранение лесных экосистем и сбалансированное использование их ресурсов;
   · создание сети особо охраняемых водно-болотных угодий международного значения, согласно Рамсарской конвенции;
   · подготовка и издание Красной книги Казахстана (беспозвоночные, растения, экосистемы);
   · подготовка и издание Книги генетического фонда флоры и фауны Казахстана с аннотациями;
   · создание банка гермоплазмы эндемичных и исчезающих видов растений Казахстана и банка гермоплазмы сельхозкультур;
   (Прим. СБ: характерно, что отдельной строкой выделены леса и водно-болотные угодья - но не степи.)

   С этим блоком органически связаны такие блоки как "Завершение инвентаризации биоразнообразия" и "Контроль за сохранением и использованием биоразнообразия", без которых невозможна реализация мероприятий, намеченных в других проектах. Важнейшим в Плане действий является блок "Сбалансированное использование биоразнообразия", который наряду с совершенствованием системы рационального использования пастбищ, созданием сеяных пастбищ, включает также проекты, направленные на восстановление биоразнообразия и продуктивности деградированных земель.

   Для успешного выполнения Плана действий по вышеперечисленным основным блокам предусматривается реализация проектов и мероприятий, подготовленных в составе двух вспомогательных блоков - "Институциональные основы" и "Укрепление международных связей". Первый из них включает в себя вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих практические мероприятия по сохранению биоразнообразия, а также экологическое образование, информационное обеспечение и пропаганду основ охраны биоразнообразия среди населения. Второй предусматривает меры по улучшению регионального взаимодействия и более широкого международного сотрудничества в области охраны биоразнообразия.

   Выполнение намеченных приоритетных действий зависит не столько от исполнителей, сколько от финансирования работ, которое пока не обеспечено.

   В разработке данной Национальной стратегии и плана действий приняло участие более 100 специалистов. Координацию и исполнение проекта осуществляло Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с привлечением представителей Комитета лесного, рыбного и охотничьего хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерства науки и высшего образования и других ведомств.

   По материалам НЭЦ УР Казахстана и Докладу К.Н. Карибаевой


   Межлабораторный семинар Института проблем экологии и эволюции РАН (Москва) "Динамика растительного покрова, численности и популяционной организации мелких млекопитающих на юге Калмыкии: Результаты экспедиционных работ" прошел 25 ноября 1998г.

   Семинар был организован группой популяционной экологии и лабораторией ландшафтной экологии ИПЭЭ РАН (руководители - С.А. Шилова и В.М. Неронов), совместно со специалистами других учреждений, которые принимали участие в работе экспедиции (Московский Зоопарк, биологический и географический факультеты МГУ, Государственный музей им. К.А. Тимирязева). Собралась большая и оживленная аудитория - более 50-ти человек.

   Калмыцкая экспедиция (начальник - А.В. Чабовский), организованная группой популяционной экологии и лабораторией ландшафтной экологии, постоянно работает на Черных землях Калмыкии с 1993 года, продолжая исследования, которые были начаты нами на этих же участках в 1980 году. С докладами на семинаре выступили 11 человек. В своем вступительном слове В.М. Неронов обратил внимание на актуальность изучения пустынных ландшафтов России. По постановлению Отделения общей биологии РАН в сентябре 1998 года в Волгограде была проведена международная научно-практическая конференция "Проблемы сохранения биоразнообразия аридных регионов России" (организаторы - МАБ, Госкомэкологии Волгоградской области, Волгоградское отделение РЭА). Семинар по результатам экспедиционных работ в Калмыкии стал продолжением этой конференции и более детально осветил некоторые направления работ, которые там обсуждались.

   В докладе, посвященном цели и задачам научно-исследовательских работ Калмыцкой экспедиции, С.А. Шилова сообщила, что ведущим направлением группы популяционной экологии является изучение популяционной организации наземных позвоночных животных как адаптации к изменяющимся условиям среды, в особенности - к антропогенным факторам. В этом отношении аридные экосистемы представляют особенный интерес. Так, на современном этапе в Калмыкии происходят существенные изменения почвенного покрова, растительности и животного населения, в связи с сокращением поголовья скота и снижением нагрузки на пастбища. В этих условиях основные задачи экспедиции состоят в выявлении закономерностей динамики растительных сообществ и животного населения, а также в изучении специфики пространственной и социальной организации модельных видов млекопитающих в изменяющихся условиях. Важный объект исследований - поведение модельных видов животных в природе.

   Доклад В.В. Неронова был посвящен детальному анализу динамики растительного покрова Черных земель на протяжении последнего столетия. Показаны закономерности восстановления фитоценозов в зависимости от сокращения поголовья скота. Процесс изменения растительных ассоциаций продолжается и в настоящее время, что дает возможность проследить закономерности изменения пустынного биоценоза при снижении антропогенного пресса.

   Динамика сообществ грызунов в условиях восстановительной сукцессии пастбищных экосистем Калмыкии проанализирована в докладе А.В. Чабовского. Вслед за восстановлением растительности на пастбищах и закреплением песков прослеживается рост численности менее ксерофитных видов и появление животных степного фаунистического комплекса. Так, в последние годы выросла численность гребенщиковой песчанки и общественной полевки. После длительного отсутствия стала встречаться степная мышовка. Однако, темпы изменения видового состава, численности и пространственного распределения грызунов не всегда полностью адекватны смене растительного покрова. Поэтому можно говорить об определенной инертности сообществ грызунов по отношению к ненаправленному изменению внешней среды.

   К.А. Роговин в докладе "Исследования структурной организации сообществ наземных позвоночных" представил предварительные данные о влиянии структуры растительного покрова на пространственную организацию сообществ грызунов (малые песчанки, общественная полевка, домовая мышь).

   При восстановлении растительного покрова Черных земель отмечен рост численности гребенщиковой песчанки, которая сейчас широко заселяет различные места обитания совместно с более ксерофильным видом - полуденной песчанкой. При создавшейся ситуации важно выявить существование конкурентных отношений между этими видами и механизмы их пространственной изоляции. Этой интересной проблеме был посвящен доклад Д.Ю. Александрова. Автор показал, что несмотря на совместное обитание в одних и тех же биотопах, полуденные и гребенщиковые песчанки предпочитают различные местообитания. Специфика использования территории этими видами зависит от различных требований к среде, тогда как конкурентные отношения не были выявлены.

   Несколько докладов (С.И. Исаев, М.В. Касаткин, О.Н. Шекарова) были посвящены анализу популяционной организации, особенностям размножения и плотности населения наиболее массовых видов грызунов Черных земель. Специальный раздел семинара был посвящен изучению поведения грызунов в естественных условиях.

   Доклады вызвали много вопросов и оживленное обсуждение. З.Г. Залибеков высказал пожелание о расширении работ в других южных регионах России и посоветовал более широко обсуждать прикладной аспект полученных материалов.

   Проведенное совещание носило рабочий характер. Многие полевые материалы экспедиции еще находятся в стадии обработки и полностью не оформлены. Мы очень надеемся, что сумеем продолжить наши исследования на Черных землях. Тем важнее для нас деловое творческое обсуждение прошедшего этапа работы.

   Экспедиционные работы в Калмыкии проводятся на средства РФФИ (гранты 96-04-48482, 97-04-48073, 98-04-48258), программы "Биоразнообразие", "Интеграция" (K-01890) и спонсора Владимира Банкина (США).

   Хочется сердечно поблагодарить всех участников нашего семинара, а также всех, кто помогает нам в поле или оказывает финансовую помощь: начальника Элистинской ПЧС А.В. Подсвирова, В.Б. Саджиева, В.М. Леонтьева, Е. Савинецкую, В. и А. Поповых, Д. Попову, Я. Чабовскую, О и В. Александровых и др.

   С.А. Шилова, А.В. Чабовский