Получила дальнейшее развитие история многострадального Земельного кодекса

Пользуясь случаем, напомним, вкратце, хронологию основных "этапов большого пути":

Проект нового Земельного Кодекса РФ внесен в Государственную Думу Распоряжением Правительства РФ от 19.06.94 № 953-р, депутатами Государственной Думы и согласительной комиссией. Официальные представители Правительства РФ - Председатель Роскомзема Н.В. Комов, Министр сельхозпрода России В.Н. Хлыстунов, Министр юстиции России Ю.Х. Калмыков. Профильный комитет Гос. Думы - Комитет по аграрным вопросам, профильный комитет Совета Федерации - Комитет по аграрной политике.

8 июля 1994 г. проект ЗК принят Гос. Думой к рассмотрению (Постановление № 163-1 ГД) и через год - 14 июля 1995 г. - принят в первом чтении (Постановление № 993-1 ГД). Принят во втором чтении 17 апреля 1996 г. (Постановление № 257-II ГД), в третьем чтении (то есть окончательно) - 22 мая 1996 г. (Постановление № 360-II ГД).

Затем проект переходит в Совет Федерации, которым и был принят к рассмотрению 5 июня 1996 года (Постановление № 225-СФ) - и отклонен 26 июня 1996 г. (Постановление № 244-СФ). После неудачной попытки преодоления вето Совета Федерации (12 июля 1996 г.) создается согласительная комиссия (Постановления № 244-СФ, 21-СФ, 543-II ГД от 26.06.96, 12.07.96 и 23.01.97). Новая редакция Кодекса (согласительной комиссии) принята Гос. Думой в третьем чтении 11 июня 1997 г. (Постановление № 1507-II ГД) и одобрена Советом Федерации 3 июля 1997 г. (Постановление № 248-СФ).

Далее проект ЗК направляется Президенту РФ и был отклонен им 21 июля 1997 г. по следующим мотивам: проект ЗК РФ содержит положения, которые противоречат Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ; при работе над Кодексом проигнорированы рекомендации ведущих ученых в области земельного и гражданского права; в целом Кодекс следует охарактеризовать как законодательный акт, не только грубо нарушающий конституционные права граждан и юридических лиц на землю, но и игнорирующий интересы государства в области использования и охраны земель; указанные недостатки могут быть устранены только в процессе работы согласительной комиссии с участием ведущих ученых в области земельного и гражданского права.

17 сентября 1997 г. проект одобрен профильным комитетом Гос. Думы в прежней редакции, внесен им в Совет Государственной Думы и вновь принят Гос. Думой в третьем чтении 24 сентября 1997 г. (в прежней редакции, Постановление № 1735-II ГД). Принят к рассмотрению Советом Федерации 15 октября 1997 г. и, после переноса рассмотрения, в конце концов отклонен им 18 февраля 1998 г. (Постановление № 40-СФ).

После этого проект был переработан с учетом предложений Президента РФ и в такой редакции принят Гос. Думой в третьем чтении (Постановление № 2405-II ГД) 22 апреля 1998 г. и одобрен Советом Федерации (Постановление № 192-СФ) 20 мая 1998 г.

Возвращен Президентом РФ без рассмотрения 3 июня 1998 г. Мотивы: Президент не может согласиться с решением Государственной Думы, что кодекс принят с учетом его предложений, поскольку внесенные в текст изменения в ряде случаев не соответствуют предложениям, изложенным в письме Президента РФ от 21 июля 1997 г.; представленный на рассмотрение Гос. Думы Земельный кодекс, по существу, являлся новым законопроектом, в отношении которого должно быть соблюдено установленное частью 3 статьи 104 Конституции РФ требование о наличии заключения Правительства РФ - отсутствие такого заключения не позволяет Президенту РФ считать Земельный кодекс принятым в соответствии с Конституцией РФ.

Новый - третий по счету - вариант проекта ЗК (в редакции Президента РФ) отклонен Гос. Думой в первом чтении 16 июля 1998 г. Продолжение следует.

Текст проекта Земельного кодекса в той редакции, которая была возвращена Президентом 3 июня, можно получить по электронной почте в редакции СБ или увидеть в Интернете по адресу http://www.akdi.ru/gd/proekt/gD01.html