Российские военные полигоны в степях Казахстана

И.Смелянский

  В марте этого года Гос. Дума РФ ратифицировала серию межгосударственных соглашений с Республикой Казахстан о порядке использования российских военных полигонов в этой стране (см. СБ № 1, весна 1998). Речь идет о следующих объектах.

    Земельные участки полигонов Республика Казахстан передает Российской Федерации во временное пользование на условиях аренды, за плату (сумма нам неизвестна). Это имущество и земельные участки не могут быть переданы в субаренду юридическим и физическим лицам Сторон и третьих стран.
    На территории всех полигонов широко представлены сухостепные и полупустынные экосистемы. С точки зрения охраны природы, существование этих полигонов имеет два основных аспекта.
    Во-первых, известно, что на территории крупных военных полигонов, расположенных в семиаридных ландшафтах, обеспечивается сохранение наиболее значительных участков степных и пустынных экосистем вследствие того, что хозяйственное использование земель резко ограничено или прямо запрещено режимом полигона, а собственно военное использование приводит к нарушению сравнительно небольшой части территории. Такая ситуация характерна для многих стран, в том числе - для России и Казахстана. В частности, наиболее крупный и ландшафтно репрезентативный степной участок России (около 1200 кв.км практически без распашки, порядка 1/3 из них - в условиях полного отсутствия хозяйственной деятельности) сохраняется в границах Донгузского полигона в Оренбургской области. Все полигоны, арендуемые сейчас Россией в Казахстане, создавались достаточно давно. По-видимому, в них также избежали "поднятия целины" и перевыпаса значительные массивы степи и полупустыни. Это, само по себе, делает их весьма ценными в природоохранном отношении. В нынешних экономических условиях значение этих полигонов как рефугиумов степных экосистем среди освоенных территорий невелико, поскольку сельское хозяйство Казахстана находится в глубоком упадке. Зато существенно возрастает риск отдачи значительных земельных участков в концессию нефтяным и иным ресурсодобывающим компаниям. Территории полигонов от этого, опять-таки, безусловно, защищены.
    Второй аспект - даже если нормальное функционирование полигона приводит к сравнительно локальным нарушениям экосистем, здесь велик риск нештатных ситуаций, аварий и т.д., которые могут иметь экологически очень опасные последствия, распространяющиеся на большую территорию, в том числе и за пределы границ полигона.

    На каких же условиях происходит аренда ? В соглашениях оговорены следующие положения.
    При использовании полигонов Россия обязуется обеспечить, среди прочего: беспрепятственный допуск представителей государственного санитарного и экологического надзора и других контролирующих органов Республики Казахстан на полигон (кроме полигона "Эмба", ); оздоровление экологической обстановки в пределах полигона путем разработки, утверждения и реализации долгосрочных и годовых программ по охране природы; рекультивацию полей падения мишеней и ракет. На земельных участках, используемых полигонами, запрещаются утилизация и захоронение радиоактивных, ядовитых веществ и другой продукции, представляющей опасность для здоровья людей, растительного и животного мира.
    На полигонах "Эмба" и "Сары-Шаган" предприятиям и организациям, военным ведомствам, физическим лицам Российской Федерации запрещаются разведка, разработка полезных ископаемых, промысловые охота на животных, рыбная ловля и сбор дикорастущих растений. В соглашениях об аренде полигонов 929 ГЛИЦ и 4 ГЦП эта формулировка отсутствует, вместо нее содержится два положения: охота на животных, рыбная ловля и сбор дикорастущих растений на территории этих полигонов осуществляются только на лицензионной основе в соответствии с законодательством Республики Казахстан; российская Сторона обязуется не производить геологическую разведку, разработку полезных ископаемых.
    Российская Сторона обязана соблюдать экологические нормативы, правила эксплуатации и нормы водо- и землепользования Республики Казахстан. Экологический ущерб, нанесенный деятельностью Полигона, ликвидируется Российской Федерацией. При этом размеры ущерба и формы его возмещения определяются специально создаваемой Сторонами межгосударственной комиссией.
    Соглашения заключены сроком на десять лет. Их действие затем будет автоматически продлеваться на последующие десять лет, если ни одна из Сторон не менее чем за шесть месяцев до истечения соответствующего периода, письменно не уведомит другую Сторону о своем желании прекратить его действие. Соглашения действуют с момента подписания (то есть их действие началось задолго до ратификации - с 20 января 1995 г.).

Военные полигоны Оренбуржья - последние убежища целинных степей

С. В. Левыкин

    В степном Заволжье и на Южном Урале практически исчезнувшие на сельскохозяйственных землях целинные зональные степи на плакорах сохранились от распашки на территориях военных полигонов. В пределах Оренбуржья, общая площадь таких земель составляет 251 тыс га, из них плакорные степи занимают площадь около 100 тыс га.
    В последние годы, собственно военное использование полигонов значительно сократилось. Зато резко возросла угроза распашки степей самими военными или прилегающими сельхозпредприятиями. Уже есть примеры подобных действий - полностью распахан полигон в Энгельском районе Саратовской области. Усилился бесконтрольный незаконный выпас скота на полигонах, что приводит к пастбищной дигрессии, особенно у водопоев. Большая часть территории полигонов ежегодно выгорает.
    По настоянию оренбургских ученых и запросу депутата Госдумы РФ Т. Злотниковой появилось Постановление Правительства РФ от 31.10.96. № 1310 "О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопасности при осуществлении деятельности Вооруженных Сил РФ", где среди первоочередных мероприятий упоминалось создание охраняемой природной территории "Донгузская степь в Оренбургской области на территории в/ч 33157". Создание ООПТ "Донгузская степь" было запланировано на 1998 год, однако не было выполнено в срок, из-за отсутствия целевого финансирования проекта.
    Достигнуто, однако, согласие по поводу взаимодействия между военными и учеными, вплоть до возможности экологического сопровождения плановых работ на полигонах. Для того, чтобы добиться минимизации воздействия на биоту полигонов, корректируя территорию и сроки использования объектов, достаточно доброй воли и взаимопонимания. Важно и то, что появилась возможность не только посещения военных полигонов, но и проведения на них научных и изыскательских работ, мониторинга, если эти работы не будут противоречить назначению полигона. Развитием сотрудничества является идея ведомственных (Министерства обороны) природных заказников, без изъятия земли, но с введением штата охраны и ограничений в природопользовании. На наш взгляд, сегодня это наиболее приемлемая и реальная форма сохранения последних степей на полигонах.

Контакт:
Сергей Левыкин. Фонд "Возрождение оренбургских степей",
Институт степи УрО РАН.
460000 Оренбург, Пионерская, 11.
Институт степи.
Тел.: (3532) 77 62 47.
E-mail: steppe@oreol.ru