Новые нормативные акты России

Тексты всех нормативных актов имеются в редакции СБ, мы можем высылать их по запросу.

Федеральный Закон РФ от 25.07.98 № 132-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю". Принят Государственной Думой в третьем чтении 15 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 г. Подписан Президентом РФ 25 июля 1998 г.

Изменения касаются порядка сбора денег, в том числе следующие изменения:

1. Статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Плата за землю перечисляется плательщиками земельного налога:

за земли в пределы границ сельских населенных пунктов и другие земли, переданные в их ведение, - на бюджетные счета сельских органов местного самоуправления;

за земли в пределах поселковой, городской границы и другие земли, переданные в их ведение, а также за земли в границах района, за исключением земель, переданных в ведение сельских органов местного самоуправления, - в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации долями на бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, субъекта Российской Федерации, соответствующую часть средств - на бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления.".

2. В статье 19 часть первую изложить в следующей редакции: "На бюджетные счета Российской Федерации в федеральном казначействе, соответствующего субъекта Российской Федерации перечисляются средства, составляющие плату за землю, в пределах долей, установленных настоящим Законом.".

3. Понятия "централизуемая доля" везде заменяется понятием "перечисляемая доля".

Федеральный Закон РФ от 16.07.98 № 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения". Внесен депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, Н.М. Харитоновым, А.А. Чернышевым, Г.И. Чуркиным, В.С. Шевелухой. Профильный комитет - Комитет по аграрным вопросам. Рассмотрен Советом Гос. Думы и направлен в комитеты 10 июня 1997 г. Принят Государственной Думой в третьем чтении в редакции согласительной комиссии (был отклонен Президентом РФ как противоречащий Конституции РФ и ряду федеральных законов) 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. Подписан Президентом РФ 16 июля 1998 г.

"Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" В целом, закон совершенно декларативен. Наиболее потенциально "рабочие" положения:

"Ст. 8. Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ст. 12. Национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 17. Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов.

Почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежат обязательной сертификации. Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг".

Федеральный Закон РФ от 16.07.98 № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Внесен Распоряжением Правительства РФ от 27.03.95 N 404-р, депутатами Государственной Думы И.Д. Грачевым, П.Г. Буничем. Официальный представитель Правительства РФ - Заместитель Министра экономики России С.А. Васильев. Профильный комитет - Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности. Принят Гос. Думой в третьем чтении 24 июня 1997 г. (Постановление № 1625-II ГД). Считается одобренным Советом Федерации по причине нерассмотрения в конституционный срок. Отклонен Президентом РФ по причине противоречия Конституции РФ и ГК РФ 28 июля 1997 г. Принят Гос. Думой в третьем чтении в прежней редакции 10 июня 1998 г. Верхняя палата парламента преодолела вето Президента - Закон одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Закон устанавливает залог земельных участков и другого недвижимого имущества (предприятий, зданий, сооружений, квартир и т.д.). Согласно данному закону (ст. 62, ч. 1), предметом ипотеки могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан, их объединений, юридических лиц и предоставленные для садоводства, животноводства, индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства, приусадебные земельные участки личного подсобного хозяйства и земельные участки, занятые зданиями, строениями или сооружениями, в размере, необходимом для их хозяйственного обслуживания (функционального обеспечения). Не допускается ипотека земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сельскохозяйственных угодий из состава земель сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и полевых земельных участков личных подсобных хозяйств (ст. 63, ч. 1). Это выводит практически все степные территории - как охраняемые, так и хозяйственно используемые - из сферы действия нового закона.

Но: насколько известно, в Минземстрое разрабатывается Федеральный закон "Об ипотеке земель сельскохозяйственного назначения"...

Федеральный Закон РФ от 19.07.98 № 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".

Принят Государственной Думой в третьем чтении с учетом предложений Президента РФ (ранее был отклонен им как вторгающийся в компетенцию Правительства РФ) 3 июля 1998 г. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г. Подписан Президентом РФ 19 июля 1998 г.

Указ Президента РФ от 18.07.98 № 854 "Об индексации ставок земельного налога".

В соответствии с указом, налог за земельные участки, не используемые или используемые не по целевому назначению, взимается в двукратном размере, а также вводится индексация действующих ставок земельного налога.

Кроме того, в 2 раза повышается налог за земельные участки в границах городской (поселковой) черты, занимаемые жилищным фондом, индивидуальными и кооперативными гаражами. Ставка налога на земельные участки прочих категорий земель увеличивается в 4 раза.

Указ был принят после того, как Гос. Дума отклонила в первом чтении (16 июля 1998 г.) проект Федерального Закона РФ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" (внесен Распоряжением Правительства РФ от 29.05.98 № 614-р; официальный представитель Правительства РФ - Министр РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству И.А. Южанов; профильный комитет - Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам). Проект как раз и предусматривал двукратное увеличение ставки налога за площади земельных участков, не используемых или используемых не по целевому назначению (часть 4 статьи 8 Закона "О плате за землю").

Индексация ставок земельного налога должна была быть введена с 1сентября 1998 года.

Однако, 16 сентября Гос. Дума приняла в целом Федеральный Закон "О ставках земельного налога в 1998 году" (Внесен депутатами Гос. Думы - членами Комитета по аграрным вопросам, профильный комитет - Комитет по аграрным вопросам), который дезавуирует указ Президента РФ об увеличении ставок земельного налога и объявляет о сохранении их на прежнем уровне.

Очевидно, если указ (или изменения в Законе "О плате за землю") будет все же введен в действие, это усилит налоговое бремя на тех владельцев и пользователей земли, чьи земельные участки включают, например, невыпасаемые и некосимые степные территории или восстанавливающиеся залежи. Можно ожидать, что в некоторых случаях это приведет к "показному" распахиванию залежей, либо, напротив, стимулирует официальный перевод выведенных из распашки участков в др. категории угодий.

Проекты законов РФ

Под этой рубрикой мы собрали законопроекты, на том или ином этапе отклоненные или просто находящиеся "в процессе". То, что проект отклонен не означает, что он отвергнут. Скорее всего, после переработки (возможно лишь косметической) он вернется и, рано или поздно, будет введен в действие.

Проект Федерального Закона РФ "О налоге на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами".

Внесен Распоряжением Правительства РФ от 29.10.97 N 1534-р. Официальный представитель Правительства РФ - Заместитель Министра финансов России С.Д. Шаталов. Профильный комитет - Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принят Государственной Думой в третьем чтении 19 декабря 1997 г. под названием "О налоге на пользование объектами животного мира". Отклонен Советом Федерации 24 декабря 1997 г.

Проект Федерального Закона РФ "О казачестве".

Внесен депутатами Государственной Думы В.П. Зволинским, Л.А. Иванченко, В.А. Лисичкиным, А.Г. Мартыновым, С.В. Сычевым. Профильный комитет - Комитет по делам Федерации и региональной политике. Принят Гос. Думой за основу и создана согласительная комиссия (Постановление № 593-II ГД) 18 июля 1996 года. Принят Гос. Думой в первом чтении 20 февраля 1997 г. (Постановление № 1142-II ГД). Направлены замечания Президента РФ по доработке текста 19 марта 1997 г. (Президент: закон противоречит положениям Конституции РФ и ряду основополагающих Федеральных законов).

Законопроект вводит понятие о системе казачьего землевладения и землепользования (гл.VII. Система казачьего землевладения и землепользования). Очевидно, при вводе закона в действие, в первую очередь, он коснется именно степной полосы России. Во всяком случае, специально в нем рассмотрено размещение казачьих поселений в приграничных районах РФ. Также интересно, что в законопроекте оговорено право казачьих общин и объединений, на оговоренных условиях, "брать под охрану и экологический контроль землю, леса, водоемы и бассейны рек".

Проект Федерального Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".

Внесен депутатами Государственной Думы В.М. Поповым, О.В. Савицким. Профильный комитет - Комитет по аграрным вопросам. Принят Государственной Думой в первом чтении 13 февраля 1998 г. Направлено отрицательное заключение Президента РФ на проект 30 марта 1998 г.

Проект Федерального Закона РФ "О лицензировании пользования недрами".

Внесен Распоряжением Правительства РФ от 17.05.96 N 793-р, депутатом Государственной Думы А.А. Турусиным. Официальный представитель Правительства РФ - Министр природных ресурсов России В.П. Орлов (Распоряжение Правительства РФ от 07.12.96 N 1811-р). Профильный комитет - Комитет по природным ресурсам и природопользованию. Принят Гос. Думой в первом чтении 26 сентября 1997 г.

"...Закон устанавливает единый порядок предоставления лицензий на пользование участками недр и на виды деятельности при пользовании недрами, выдачи лицензий, их регистрации, переоформления, ограничения, приостановления или прекращения их действия, защиту прав владельцев лицензий, соблюдение общенациональных интересов и интересов субъектов Российской Федерации, требований по охране и рациональному использованию недр, предотвращению негативного влияния горных работ на окружающую среду". Подробно регламентирован порядок предоставления земельных участков и прекращения действия лицензии, возможные типы отводов, порядок подготовки участков к лицензированию (обязательно согласование с федеральными и территориальными органами охраны окружающей природной среды), проведение конкурсов.