"Опустынивание" означает деградацию земель в засушливых, полузасушливых и сухих субгумидных районах в результате действия различных факторов, включая изменение климата и деятельность человека" (Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием, ст. 1).
Как видно, несмотря на свое название, Конвенция направлена вовсе не только на борьбу с опустыниванием в привычном смысле слова, но в той же мере и на противодействие любой деградации земель (которая включает и всякое разрушение природных экосистем) в хоть сколько-нибудь засушливых регионах.
Аридные, семиаридные и семигумидные территории занимают в России значительные площади (80 тыс. кв. км, 870 тыс. кв. км и 550 тыс. кв. км, соответственно). В засушливой полосе полностью или большей частью находятся территории 30 субъектов федерации. Ежегодно, с полей в этой зоне вследствие ветровой и водной эрозии теряется 535 миллионов тонн гумусового слоя. Линейная эрозия каждый год выводит из оборота около 50.000 га угодий. Согласно оценкам, на 1994 г. около 60 млн га пахотных земель в России было подвержено эрозии, около 40 млн га - засолению (32% и 22% всех пахотных земель, соответственно). В разных регионах, находящихся в угрожаемой зоне, от 20 до 90% естественных пастбищ испытывают пастбищную нагрузку, превышающую допустимую. В последние годы ситуация несколько улучшилась, но это не меняет сути дела. Представляется, что Конвенция по борьбе с опустыниванием нужна России и Украине не менее, чем нашим соседям из "Центральной Азии" (так в нижеследующем тексте называется Средняя Азия + Казахстан).

КОНВЕНЦИЯ ООН ПО БОРЬБЕ С ОПУСТЫНИВАНИЕМ И НПО

Олег Царук
("Международный Институт биоразнообразия
Центральной Азии - Биостан", Узбекистан)

        После Сахельского кризиса 70-х годов, когда в странах, прилегающих к Сахаре погибло от засухи и голода несколько десятков миллионов людей, мировое сообщество ясно осознало, что засухи и опустынивание представляют собой угрозу существованию человечества, не менее серьезную, чем глобальное потепление. Поэтому ООН, в лучших традициях, был разработан специальный план по борьбе с опустыниванием (Конференция ООН по борьбе с опустыниванием, 1977 год). Был даже создан специальный Сахельский офис ПРООН (UNSO-UNDP). К сожалению, этот план, как и многие другие начинания, провалился - уже в 1991 году UNEP признает это, "хотя были достигнуты определенные успехи". Провалился по многим причинам - тут и недостаточность выделенных средств, и их разворовывание местными правительствами, и слишком большой упор на привлечение иностранных специалистов... Однако, как было признано в конце концов, одной из главных причин стало то, что этот план действий был совершенно оторван от людей, от уровня местных общин - т.е. тех, кто непосредственно страдал от опустынивания и должен был его реализовывать. Не так уж много стран в мире, где люди верят своим правительствам...
        Как бы там ни было, ко времени встречи в Рио-де-Жанейро стало ясно, что план действий провалился, а делать что-то надо. Экономически развитые страны приехали в Рио со своими идеями по борьбе с глобальным потеплением. Естественно, что эта предполагаемая конвенция должна была, в первую очередь, защитить их интересы - и, во многом, за счет развивающихся стран. В качестве компенсации за свое потенциальное присоединение к рамочной конвенции по климату, третий мир выдвинул встречное предложение- создание конвенции по борьбе с опустыниванием, в которой уже развитые страны должны были сделать нечто для них (так уж сложилась география, что от опустынивания и засух более страдают страны Африки, Азии и Латинской Америки).
        После долгой и нервной торговли решение о создании обеих конвенций одновременно было принято (декабрь 1992 г.). Были созданы Международный переговорный комитет - INCD, International Negotiation Committee on Desertification (под руководством посла Бо Челлена, Швеция) и Временный Секретариат конвенции - Interim Secretariat (посол Хама Арба Диалло, Буркина Фасо/Кабо Верде).
        Первая сессия комитета состоялась в Париже. Важно отметить, что уже с самого начала было принято решение о максимальном привлечении к реализации конвенции местного населения и НПО - как представителей интересов этого населения. Поэтому с самых первых сессий комитета НПО был предоставлен статус наблюдателей с некоторым (пусть даже весьма ограниченным) правом на выступления. Уже с самого начала в работе над Конвенцией весьма активное участие приняли некоторые страны СНГ, особенно активны были Россия, Узбекистан, Туркмения, Казахстан. Позже присоединилась к этой команде и Армения. Сложные и порой весьма нервные переговоры завершились разработкой основного текста конвенции и четырех рабочих приложений (Африка, Азия, Латинская Америка и Северное Средиземноморье) к 17 июня 1994 г. и с 14-15 октября того же года Конвенция была открыта для подписания. Надо сказать, что Россия в силу своих политических устремлений сохранить место в ряду "вершителей судеб" (т.е. экономически развитых стран) с одной стороны, и реальной необходимости получать внешнюю финансовую помощь для борьбы с опустыниванием - с другой, оказалась в весьма сложной ситуации. Единственным выходом, с точки зрения ее руководства, было создание пятого приложения - "для стран с переходной экономикой" (подразумевая СНГ и бывшие соцстраны). Такой вариант встретил очень жесткое сопротивление со стороны третьего мира, который привык к тому, что Россия является скорее донором, чем реципиентом (да и делиться предполагаемой помощью не хотелось). Вполне разумно отталкиваясь от того, что все остальные приложения являются географическими по сути, и что все страны в принципе находятся в процессе экономического развития, они в последний момент смогли заблокировать это предложение.
        Страны Центральной Азии и Армения, которые ставили перед собой на тот момент гораздо более скромную задачу - получить в ООН статус развивающихся государств, оказались в своей дипломатии гораздо более успешными - по крайней мере, в преамбуле окончательного текста, названного "Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке", появилась фраза: "выражая озабоченность в связи с воздействием опустынивания и засухи на затрагиваемые этими явлениями страны Центральной Азии и Закавказья".
        Однако вернемся к роли и участию НПО. Многие государства - участники INCD поняли сразу несомненную выгоду участия НПО своих стран - они, по сути, получали возможность привлечения "неофициальных" экспертов, которым к тому же не обязательно было блюсти все тонкости дипломатического этикета. Кроме того, поток средств, получаемых этими странами мог быть значительно усилен за счет тех денег, которые могли быть выделены на деятельность негосударственных структур. К сожалению, в силу доминанты советских традиций, наши страны не попали в число этих многих. НПО стран СНГ остались в стороне- поскольку ПРОСТО БЫЛИ ЛИШЕНЫ ИНФОРМАЦИИ.
        Между тем наши коллеги из других стран достаточно быстро пришли к выводу, что действуя поодиночке, серьезного влияния на переговорный процесс по конвенции и развитие событий в целом оказать нельзя. В марте 1994 г. в Женеве группа из 15 представителей НПО, принимавших участие в 4-ой сессии INCD, участвовала в семинаре, проводимом голландской организацией Both Ends. Тема семинара - "Солидарность и сотрудничество Севера и Юга в плане Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием". Семинар пришел к решению о необходимости учреждить некую сеть НПО для обмена информацией и координации действий в разных странах. (Если быть более точным, то первая презентация идеи была в январе 1994 на INCD-3 в Нью-Йорке; тогда предлагалось имя "Desert Action Network"). В Женеве группа из 4 НПО, имеющих доступ к электронной почте, была избрана в качестве "проектного комитета". Комитет отчитывался на INCD-5 в Париже (июнь 1994), и было принято решение о проведении встречи в Уагадугу. В Париже комитет был расширен до примерно 12 человек и было согласовано имя РИОД (от французского сокращения Международная сеть НПО по опустыниванию), принятое присутствовавшими представителями 50 НПО. Там же были избраны временные координаторы на уровне субрегионов и регионов и был сформирован оргкомитет встречи в Уагадугу. Часть его была признана временным межрегиональным комитетом (временные региональные и глобальный координаторы = interim focal points). В ноябре 1994 года, на международной встрече в Уагадугу было объявлено о создании сети.
        В настоящее время RIOD объединяет НПО более, чем из 100 стран мира, представляющих все части света. Он состоит из координирующих структур нескольких уровней, от глобального до национальных (в некоторых случаях и субнациональных). Выделено несколько регионов - частей света, в том числе Азия и Европа. Азия, в свою очередь, делится на несколько субрегионов, в том числе Центральноазиатский и Кавказский. В дальнейшем, как это было предложено на первой конференции RIOD-Азия, предполагается также выделение в качестве отдельного субрегиона Китая, Монголии и Южной Сибири. Но это было позже. Сначала в RIOD появились наши представители.
        Первая информация о конвенции и RIOD пришла через НПО других стран. И здесь надо, в первую очередь, поблагодарить Edit Tuboy из голландской организации Both Ends. Именно она около трех лет назад написала письмо по всем доступным ей в то время адресам электронной почты в СНГ с кратким изложением идей конвенции и RIOD - международной сети НПО по борьбе с опустыниванием. Я не могу сказать, сколько организаций откликнулось, насколько активной была переписка - но первое семя было брошено. Это не значит конечно, что сам термин "опустынивание" был неизвестен нашим НПО. Все-таки, экологическое движение СНГ начиналось со студентов и ученых биологических специальностей. Тем более это не значит, что никаких действий, связанных с борьбой с опустыниванием наши НПО не предпринимали. Но реальная история RIOD в СНГ началась меньше двух лет назад - в период подготовки азиатской конференции этой сети.
        Одной из организаций, откликнувшихся на письма Эдит Тубой было Объединение "Эколог" из Узбекистана. Именно "Экологу" и было суждено сыграть ключевую роль во внедрении НПО стран СНГ в RIOD. При активном сотрудничестве этой группы с организаторами конференции RIOD-Азия (SCOPE, Карачи, Пакистан) было обеспечено участие в ней группы НПО стран Центральной Азии, которые с этого времени стали полноправными членами RIOD. Довольно ограниченные ресурсы "Эколога" не позволяли ему взять на себя функции координирующей структуры для всего региона. Потому эту роль временно принял созданный к этому времени Международный Институт биоразнообразия Центральной Азии (Биостан) - организация, объединяющая активистов и специалистов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития из всей Центральной Азии и некоторых других стран. Именно эта организация стала активно пропагандировать идеи RIOD как в своем регионе, так по всему СНГ. Представители Биостана принимали активное участие в работе нескольких международных рабочих встреч, в том числе INCD-9 и INCD-10, консультациях IFAD с представителями НПО и др. После конференции RIOD-СНГ, средства на которую были выделены Временным Секретариатом Конвенции, был создан координационный комитет RIOD-Центральная Азия, состоящий из национальных координаторов. Была предпринята попытка донести информацию о конвенции и RIOD до коллег из других стран СНГ - Армении, России, Украины (к сожалению не приехали представители других стран). Пока наиболее активно дела идут в Закавказье, где представители НПО Армении пытаются создать субрегиональную сеть.
        В июне прошлого года прошла региональная конференция стран СНГ по внедрению конвенции, куда приехали представители НПО уже 11 стран (кроме России). RIOD постепенно превращается в серьезный инструмент влияния НПО на процессы борьбы с опустыниванием на всех уровнях - от международного до местного, и мне хочется надеяться, что наши коллеги из других стран СНГ, наконец, смогут найти свое место в этом сообществе. Членство в сети может помочь в получении средств на РЕАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по борьбе с опустыниванием, оно послужило бы общему укреплению позиций "русскоязычной" части сети и позволило бы сделать русский еще одним ее рабочим языком в дополнение к английскому, французскому и испанскому). Но, может быть самое важное - это то, что вступление российских украинских, молдовских, грузинских и др. организаций в RIOD могло бы оказать и существенное воздействие на политику правительств этих стран в отношении конвенции - ведь пока она подписана и ратифицирована только пятью странами Центральной Азии и Арменией.

       Первая конференция сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием прошла с 27 сентября по 10 октября в Риме. В качестве параллельных к ней мероприятий также состоялись встреча мэров городов мира, посвященная проблемам миграции и урбанизации, связанных с ростом опустынивания, день открытого диалога по партнерству правительств и НПО, выставка рисунков по проблемам опустынивания.
        Это была первая конференция по опустыниванию такого ранга, на которой были представлены все государства Центральной Азии, в той или иной форме присоединившиеся к этому времени к Конвенции. Статус СТОРОН успели получить только Узбекистан (31/10/95 - № 13) и Туркменистан (18/9/96 - № 46); Казахстан (9/7/97 - № 104) (кстати, как и Армения (2/7/97 - № 101) получил такой статус уже в ходе конференции. Таджикистан (16/7/97 - № 106) и Кыргызстан (сентябрь 1997) присутствовали в качестве наблюдателей. Общее количество стран, присоединившихся к Конвенции, достигло 109 (на 9 сентября 1997 года).
        В ходе конференции было определено место пребывания постоянного Секретариата Конвенции - Бонн (Германия), куда Секретариат должен переехать в течение 2 лет. В борьбе за право разместить у себя Глобальный механизм (т.е. механизм распределения средств) участвовали IFAD (Международный Фонд сельскохозяйственного развития) и UNDP. Некие смутные движения по этому поводу изображал Мировой банк, но его предложения так и не были сформулированы отчетливо, да и поданы были с опозданием. В конечном итоге, это право досталось IFAD. Принято решение о времени и месте проведения следующей конференции сторон: Дакар (Сенегал), декабрь 1998 г.
        Важным успехом стало решение конференции о создании еще одного регионального приложения к Конвенции - по странам Восточной и Центральной Европы, охватывающее бывшие социалистические страны. Идея создания такого приложения была горячо поддержана Россией, Украиной и Польшей.
        По итогам встречи мэров была принята Римская декларация мэров по опустыниванию - официальные версии ее текста на английском и русском языках могут быть получены по запросу на адрес электронной почты tashkent@glasnet.ru.

В ходе конференции также проводились презентации различных материалов, посвященных борьбе с опустыниванием, в частности, 2-го издания World Atlas of Desertification (издание UNEP). Благодаря любезности представителей этой организации, один экземпляр (вероятно, пока единственный на территории СНГ) имеется в распоряжении НПО Центральной Азии, в офисе LEEP в Ташкенте.
        Конференция сторон позволила в очередной раз собраться вместе и представителям НПО. В том числе, были представители Казахстана и Узбекистана, которые смогли приехать, благодаря финансовой поддержке UNEP. К сожалению, приглашенный на конференцию Андрей Аранбаев (Туркменистан) так и не смог прибыть - в первую очередь, по вине местной миссии UNDP. НПО провели специальный открытый диалог по партнерству между правительствами и НПО и еще ряд "параллельных мероприятий". В ходе консультаций и дебатов (порой слишком бурных) было принято решение о необходимости обсудить проблемы RIOD на отдельной встрече - всемирной конференции RIOD. Был разработан план действий, который, в частности, включает проведение широких консультаций в регионах - каким мы хотим видеть RIOD, каковы должны быть его функции. Предполагается провести предварительные региональные консультативные встреч. В частности, азиатская встреча должна состояться в Иране в марте - апреле 1998 года. Предполагается, что Центральная Азия должна быть представлена 5 делегатами, особо оговорена возможность приглашения 2-3 наблюдателей от других стран СНГ.
        Между тем, ситуация внутри RIOD весьма напряженная, как показывают и происходящие сейчас события. Многие члены сети высказывают недовольство ролью, которую играет сеть в целом, завесой тайны, окутывающей деятельность "Steering Committee" (т.е. руководящего органа), отсутствием финансовой и технической поддержки низовых организаций... В ноябре, дополнительно возникли проблемы во взаимоотношениях между RIOD и ELCI - организацией, на которую были возложены функции глобального координатора RIOD. Впрочем, появляются шансы на более-менее успешное разрешение этого конфликта.
        Один из самых полезных для нас документов этой конференции - специальная резолюция (Документ ICCD/cOP(1)/l.20 от 10.10.1997) о НПО, принятая по предложению делегации Аргентины. Конечно, язык ООНовских документов достаточно специфичен, но мы полагаем необходимым привести этот документ полностью. Обратите внимание на последний абзац, который дает НПО определенные возможности для более активного взаимодействия с государственными структурами.


ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Конвенция по борьбе с опустыниванием
ICCD/cOP(1)/l.20
10.10.1997

Конференция сторон
Первая сессия
29 сентября - 10 октября 1997
пункт 4 повестки дня

ПРИНЯТИЕ ПОВЕСТКИ ДНЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
Включение деятельности неправительственных организаций в официальную программу работы.

КОНФЕРЕНЦИЯ СТОРОН,
ПРИЗНАВАЯ дух сотрудничества, отраженный в третьем принципе Конвенции по борьбе с опустыниванием, который предусматривает, что "Стороны в духе партнерства развивают сотрудничество между всеми уровнями управления, общинами, неправительственными организациями и земледельцами, с тем чтобы достичь более глубокого понимания характера и ценности земель и дефицитных водных ресурсов в затрагиваемых районах и добиваться их устойчивого использования",

НАПОМИНАЯ о том, что этот принцип закреплен в разделах Конвенции, ориентированных на действия, котрые касаются участия в планировании и принятии решений, финансирования, информации, технологии и создания потенциала, просвещения и информирования общественности,

ОТМЕЧАЯ, что статья 10 f) Конвенции гласит, что национальные программы действий предусматривают эффективное участие неправительственных организаций и местного населения на всех этапах процесса планирования и на всех уровнях принятия решений,

ПРИЗНАВАЯ, что в статье 21.1. c) предусматривается, что "Конференция Сторон рассматривает принятие, в частности, подходов и политики, которые содействуют, в соответствующих случаях, должному созданию механизмов, таких как национальные фонды для борьбы с опустыниванием, включая механизмы с участием неправительственных организаций, для оперативного и эффективного направления финансовых ресурсов на места в затрагиваемых развивающихся странах",

ПРИНИМАЯ ТАКЖЕ К СВЕДЕНИЮ, что в статье 16 (информация) и статье 18 (технология) признается, что НПО имеют доступ к важной информации, что они накопили соответствующий опыт и что они разработали каналы, позволяющие выйти на целевые группы, и что в этой связи правительства приняли решение налаживать партнерские отношения с НПО в целях использования в полном объеме их опыта в области распространения информации (статья 16) и развития соответствующих технологий (статья 18.1), в частности технологий, которые основаны на традиционных и местных знаниях (статья 18.2 а),

ПРИЗНАВАЯ ТАКЖЕ, что НПО призваны играть важную роль в информировании населения на уровне общин и мобилизации действий со стороны общин. В этой связи наращивание потенциала, просвещение и информирование общественности представляют собой другие области, в которых партнерские отношения между правительствами и НПО являются необходимыми,

1. ПРОСИТ проводить в рамках официальной программы работы будущих сессий Конференции Сторон дополнительные сессии, организуемые НПО, на которых можно было бы проводить открытый диалог, и просит в этой связи секретариат прилагать всяческие усилия в целях содействия включению в официальную программу работы по крайней мере двух сессий НПО продолжительностью полдня;

2. ПРОСИТ ТАКЖЕ НПО и впредь уделять внимание институциональным механизмам в целях укрепления партнерства, партнерства между Севером и Югом, взаимоотношений между многосторонними учреждениями, исследовательскими институтами и финансовыми механизмами и партнерства на уровне общин, которое строилось бы на местных знаниях и опыте, а также гендерным вопросам в деле налаживания партнерских отношений и другим важным проблемам, связанным с осуществлением Конвенции по борьбе с опустыниванием.
Подготовил Олег Царук

НЕКОТОРЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ КОНФЕРЕНЦИИ RIOD-СНГ В МАЕ 1997 Г.

ОБРАЩЕНИЕ участников конференции RIOD-СНГ по выполнению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием к Президентам и Правительствам стран СНГ
С 1 по 5 мая 1997 года при финансовой поддержке и под эгидой Временного Секретариата Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и засухой, по инициациве Международного Института Биоразнообразия Центральной Азии (Биостан) на базе Экологического движения Кыргызстана "Алейне" проведена Международная конференция RIOD-СНГ по выполнению Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (Иссык-Куль, Республика Кыргызстан). В ней приняли участие представители неправительственных организаций Армении, Казакстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Российской Федерации, Узбекистана, Украины, Временного Секретариата Конвенции, уполномоченных правительственных органов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана, и международных фондов.

Конференцией принято настоящее обращение к главам государств и правительствам, в связи с высокой значимостью для всего региона проблем, связанных с опустыниванием. Известно, что от 20 до 80% территории разных стран СНГ подвержено опустыниванию. Обсудив создавшуюся ситуацию, конференция пришла к следующим выводам:

Отмечая усиливающуюся активность НПО по осуществлению Конвенции, быстро растущий потенциал и влияние НПО в различных вопросах устойчивого развития, Конференция отмечает важность привлечения общественных организаций к работе над созданием и реализации Национальных Программ действий по борьбе с опустыниванием, что соответствует требованиям Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Неправительственные организации располагают серьезным потенциалом для такой деятельности, в частности, обладая уникальной способностью выполнять работы по следующим аспектам борьбы с опустыниванием:

Создана и успешно функционирует Международная сеть НПО по борьбе с опустыниванием - RIOD.

В соответствии с вышесказанным, Международная Конференция просит:
1. Ускорить ратификацию или присоединение к Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием стран, не сделавших это.
2. Включать представителей НПО в состав комитетов (комиссий, рабочих групп) по разработке национальных стратегий и планов действий по борьбе с опустыниванием.
3. Организовать информационный обмен между государственными структурами и НПО.
4. Инициировать и поддерживать программы, направленные на работу НПО с местными общинами по пропаганде и реализации Конвенции.
5. Предусматривать участие НПО в реализации конкретных задач по Конвенции.
6. Помочь в поиске и привлечении ресурсов для непосредственных исполнителей - дееспособных, профессиональных, имеющих многолетний опыт работы НПО.
7. Привлечь НПО к работе по приведению законодательства Государств в соответствие с положениями Конвенции.
8. Оказывать всемерное содействие НПО в работе по выполнению Конвенции.

ДЕКЛАРАЦИЯ конференции RIOD-СНГ по сотрудничеству НПО во внедрении Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и засухой (Озеро Иссык-куль, Кыргызстан, 2-4 мая 1997 года).
Опустынивание затрагивает интересы всех стран мира и является серьезной проблемой для стран СНГ. Процессы опустынивания и деградации земель захватывают 20-30% территории Европейской части и Кавказских стран содружества, достигая в Центральной Азии 60-80%. Решение этого комплекса проблем возможно только совместными усилиями всех слоев общества.

        Мы, участники Конференции RIOD-СНГ, из НПО Армении, Казахстана, Кыргызстана, Российской Федерации, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана, а также представители уполномоченных государственных органов Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана благодарим Временный Секретариат Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием и засухой за оказанные финансовую и техническую поддержку в подготовке данной конференции.
Конференция отметила значительные интеллектуальные и технические возможности НПО, которые могли бы и уже активно участвуют в решении проблем борьбы с опустыниванием на местном, национальном и межрегиональном уровнях.
        Конференция продемонстрировала, что НПО наших стран накопили определенный опыт по внедрению проектов по борьбе с опустыниванием и могут быть достойными партнерами правительств и государственных структур в разработке и внедрении национальных программ действий. В то же время было отмечено, что имеется ряд серьезных проблем, препятствующих более активному вовлечению НПО в эту работу.
        Конференция отметила, что присоединение НПО наших стран к RIOD способствовало более активному их вовлечению в борьбу с опустыниванием. В то же время признана необходимость улучшения и адаптации сети в целом к современным условиям, особенно, после вступления Конвенции в силу. В частности, учитывая специфику СНГ и традиции работы сетей НПО нашего региона мы сочли необходимым создание коллективного координирующего органа.
        Принимая во внимание прогрессирующий характер процессов опустынивания в наших странах участники конференции обращаются к международному донорскому сообществу с просьбой усилить поддержку НПО, особенно, принимая во внимание сложную экономическую ситуацию в регионе.
        Отмечая то, что большинство материалов по Конвенции издается на языках, отличных от языков стран СНГ, конференция считает необходимым организацию их перевода на языки наших стран и активизировать подготовку, издание и распространение собственных материалов, доступных для местных общин. Мы были бы глубоко признательны за любую поддержку этой деятельности со стороны международного сообщества.
        Конференция также обращается к международным организациям, связанным с внедрением и выполнением Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием, с просьбой обратить более пристальное внимание правительств стран СНГ на необходимость привлечения НПО к разработке и внедрению планов действий по борьбе с опустыниванием. Конференция также призывает международное сообщество оказывать более активную поддержку проектам, осуществляемым при совместном участии НПО и государственных структур.

В 1998 г. запланированы следующие основные встречи в рамках Конвенции и/или RIOD:

Контакты:
Олег Царук,
"Биостан"; исполнительный директор Центральноазиатского офиса
"Law and Environment Eurasia Partnership" (LEEP),
член координационного комитета RIOD-Центральная Азия.
700105 Узбекистан, Ташкент, пр. Гайдара, 11а/10.
Тел. (3712) 671-352.
E-mail: tashkent@glas.apc.org

Секретариат Конвенции по борьбе с опустыниванием и засухой - в Интернете: http://www.unccd.ch
E-mail: secretariat@unccd.ch


Внимание ! Существует электронная конференция по проблемам опустынивания. Конференция составляет важную часть Коммуникационного проекта RIOD, начатого в июне 1996 г. Сейчас она объединяет около 80 НГО, институтов и отдельных людей и это число быстро растет.

Контакт:
Dr. Jamil H. Kazmi,
SCOPE, P.O. Box. 15913,
Karachi-75080, Pakistan.
Tel 92-21-4965042, 4976459,
Fax: 92-21-4964001.
E-mail: scope@khi.compol.com