Eng

  На главную страницу
| О проекте | Новости | Документы | Публикации | Спонсоры | СМИ | Координаторы |
| Марш-2017 | Фестиваль | Архив Марша | Репортажи | Галерея |Методики |

Ключевые принципы «Марша парков»

Сотрудник одного из национальных парков обратился к нам со следующим вопросом (процитирую целиком):

«При просмотре отчетов ЦОДП по «Маршу парков» в других ООПТ, в которых, во-первых, исполнители не ограничиваются временными рамками, во-вторых, количеством мероприятий, появляется ощущение, что вся работа ООПТ по экопросвещению весенне-летнего периода относится к «Маршу парков». Хотелось бы получить разъяснение о сути акции «Марш парков». Из некоторых источников поступала информация, что за рубежом «Марш парков» носит определенный вполне конкретный характер – Марш для парков, т.е. активное спонсирование национальных парков, их дальнейшей деятельности. Так ли это?».

Вопросы о сути и задачах «Марша парков» нам задают регулярно, поэтому очень важно вспомнить изначальные принципы и стратегические цели акции, а также прояснить, как обстоят дела за рубежом.

Действительно, в США (на родине «Марша парков») все сообщения об успешных Маршах обязательно содержат информацию о том, сколько денег в ходе акции было собрано в помощь тому или иному парку, причем, на конкретные цели – строительство образовательных центров (как природных, так и культурно-исторических), прокладывание и обустройство экологических троп (в том числе для инвалидов), создание плана развития парка и даже на покупку новых земель для расширения парка. Марши бывают посвящены и конкретной проблеме: например, незаконной вырубке деревьев на территории парка.

Чаще всего сама акция проходит в один день, но ей предшествует серьезная подготовка. За несколько месяцев до объявленной даты Марша в СМИ вывешивается список проектов, на которые парку нужны деньги, и участники начинают сбор средств на один из них по выбору, либо просто для насущных нужд парка. Сбор и расходование денег производятся в соответствии с законами. Участвовать могут как частные лица, так и команды от 3-х человек – например, школы, скаутские клубы, местная церковь, объединения жителей. Капитанам команд выдаются анкеты и информационные брошюры с инструкциями.

В объявленный день участники обычно идут несколько километров маршем с плакатами, растяжками, атрибутикой акции; волонтеры собирают мусор вдоль экологических троп. После шествия и обязательного угощения проходит награждение всех участников, а также команд, собравших наибольшую сумму взносов. Например, тот, кто собрал больше $25, получает в подарок футболку, кто собрал более $100 – подарочную карту крупнейшей торговой сети и т.д. Также в этот день сотрудники парка рассказывают собравшимся жителям о состоянии окружающей среды в их районе, о том, чем ценен данный парк, какие услуги он предоставляет и какие усилия необходимы, чтобы его сохранить. Производится и сбор денег на месте: например, продажа собственной выпечки, футболок, проведение фестиваля на территории парка с развлечениями для взрослых и детей – катанием на пони, соревнованиями велосипедистов, продажей изделий народных мастеров и т.п.

После завершения акции на сайт парка вывешивается благодарность спонсорам Марша с полным их списком, а также отдельно помещается список из десяти команд-лидеров по сбору средств с перечислением собранных сумм и конкретизацией по каждому из предложенных проектов. Кроме того, на сайте можно ознакомиться со списком чемпионов по фандрайзингу за последние 5 лет и посмотреть фотографии команд-чемпионов, сопровождающиеся непременной благодарностью.

Таким образом, главный упор в ходе американского « March for parks » делается на получении парками финансовой поддержки от местных сообществ и активном поощрении спонсоров. Любопытный факт: в отчете одного из парков упоминается 40 участников акции при 250 спонсорах (пусть собранная сумма и не очень велика, но сам факт!).

Теперь вернемся в Россию. За 14 лет своего существования «Марш парков» у нас превратился в крупнейшую природоохранную акцию с сотнями тысяч участников, но в некоторых своих проявлениях отошел от первоначальных принципов и планов. Конечно, последнее слово на местах остается за локальными координаторами, да и действительность вносит свои коррективы, но Центр охраны дикой природы считает важным напомнить:

1. «Марш парков» – акция, имеющая временные ограничения (пусть не один день, но и не полгода). Временная привязка важна как повод для обращения к властям и спонсорам, для информационного «штурма» в СМИ. Как писала о первых Маршах Ирина Чебакова, инициатор проведения акции в России: «В эти дни мы были как пальцы руки, собранные в кулак... И было бы непростительно потерять эту силу кулака для работы с центром, да и для работы с региональными структурами это тоже, я думаю, важно».

Тем не менее, сейчас в регионах локальные Марши растягиваются на месяцы, а кое-где Марш и вовсе существует как круглогодичная программа.

2. У акции есть тематические границы. Мероприятия «Марша парков» должны иметь прямое отношение к ООПТ: содействовать распространению информации о них, привлечению к ним внимания и получению ими реальной помощи. Границы эти довольно широки, но все же не настолько размыты, как их нередко понимают сейчас.

Первые годы Марша (1995-1996) совпали с появлением в большинстве заповедников и национальных парков отделов экологического просвещения. Поэтому Марш с самого начала был воспринят как удачная форма для разносторонней работы сотрудников этих молодых отделов с населением, и тематика их работы охватывала широкий круг экологических вопросов. За прошедшие годы отделы экопросвещения «окрепли», они имеют четкие планы своей деятельности, куда вошли и многие первоначальные мероприятия Марша. И сегодня «Маршу парков» принципиально важно более определенно обозначить свои суть и специфику, не отказываясь, конечно, от наиболее значимых достижений предыдущих лет. Каждый год у нас проходит много экологических праздников и акций. Но лишь «Марш парков» посвящен непосредственно охраняемым природным территориям.

3. «Марш парков» – многокомпонентная акция. В обобщенном виде мероприятия Марша можно разделить на несколько направлений:

а) информационно-просветительское, или познавательное (конференции, выставки, круглые столы, семинары, лекции, специальные уроки, беседы, демонстрации фильмов, выступления в СМИ и т.д.);

б) трудовое, в том числе практическая деятельность (сбор мусора, посадки деревьев и кустарников, расчистка родников, работа на экологических тропах), исследовательская (оценка состояния природных комплексов охраняемых территорий, зеленых зон); агитационная (выступления школьных агитбригад, агитационные трамваи, сбор подписей под обращениями жителей к представителям власти по поводу актуальных природоохранных проблем), а также фандрайзинговые акции;

в) конкурсное (творческие конкурсы, викторины, кроссворды, олимпиады);

г) праздничное (уличные шествия, театрализованные представления, фестивали, итоговые мероприятия Марша с награждением самых активных участников).

Большинство постоянных организаторов «Марша парков» проводит акцию по возможности во всех перечисленных направлениях. Но бывает, что Марш сужается до единственного мероприятия – например, уборки мусора или, что наиболее часто встречается, объявления детских конкурсов. Многие организации (в 2007 г. – более четверти, в основном это школы и детские внешкольные учреждения) ограничиваются направлением в ЦОДП работ на конкурсы и ничего не сообщают о проведении других мероприятий. Часть участников рассматривает «Марш парков» всего лишь как один из проходящих в стране конкурсов рисунков (или сочинений, или фотографий) на тему природы, что совсем уже уводит акцию от ее основополагающих целей. Необходимо более широко использовать образовательные возможности Марша – проводить с детьми ознакомительные и творческие занятия по заповедной тематике, привлекать их к соответствующей деятельности и т.д. Тогда их участие в наших конкурсах станет оправданным, а заповедная система получит новых юных сторонников.

4. Одна из стратегических целей Марша – получение охраняемыми природными территориями реальной помощи – финансовой и волонтерской. Оригинальное название акции – « March for Parks », т.е. буквально «Марш для парков». Хотелось бы, чтобы Марш постепенно переориентировался на практические акции и на сбор средств для нужд охраняемых природных территорий. До Америки нам в этом плане еще далеко, слишком разные у нас общества, но стремиться к этому все же надо.

У нас пока, судя по анкетам, волонтерами Марша в основном называют жителей (в подавляющем большинстве это школьники), принимающих участие в весенних субботниках, причем не всегда на охраняемой природной территории. Нередко сбор мусора производится на улицах городов и поселков, на территориях школ.

Что касается финансовой поддержки, то, к сожалению, вовлечение российского бизнеса в благотворительность в сфере охраны природы идет очень медленно. Лишь немногие заповедники и парки смогли добиться поддержки от относительно крупных местных предприятий. На сегодняшний день основными спонсорами «Марша парков» являются органы власти. Самые крупные взносы делаются природоохранными, образовательными или социальными департаментами и комитетами, а также местными администрациями. Эти организации сами диктуют и условия расходования средств, причем деньги тратятся иногда, скажем так, неэффективно (к примеру, на банкеты). Вообще, подключение к «Маршу парков» административного ресурса имеет как положительные, так и отрицательные стороны (например, бюрократическое зарегулирование изначально сугубо добровольной акции), заметно меняя «лицо» Марша. Надо признать это как данность и попытаться извлечь из такой ситуации максимальную пользу для дела охраны заповедных территорий.

В целом сегодня существует некий замкнутый круг: деньги, собранные в ходе «Марша парков», в большинстве своем тратятся на... проведение «Марша парков» (призы, праздники и т.д.). Желательно, чтобы благотворительные средства шли прежде всего на насущные нужды ООПТ.

5. Мероприятия акции должны проходить под знаком «Марша парков» (название акции, ее логотип, девиз). В то же время локальные координаторы могут использовать и свои девизы, актуальные для их территории.

6. «Марш парков» – это еще и праздник охраняемых природных территорий . И инициаторы акции с самого начала стремились к тому, чтобы заповедники и национальные парки были гостями и юбилярами на этом празднике, проводимом по возможности неправительственными организациями.

Такова суть Марша, такова и позиция Центра охраны дикой природы, и мы призываем локальных координаторов проводить «Марш парков» с учетом перечисленных выше принципов.

Популярность акции свидетельствует о высокой актуальности в настоящее время как общеэкологической, так и заповедной тематики. В отсутствие действенной государственной природоохранной программы «Марш парков» во многих городах и поселках становится частично замещающим ее общественным движением, а организации, проводящие Марш, – центрами экологической культуры в своих районах. Работа, проводимая заповедниками, парками, заказниками, образовательными учреждениями среди самых разных слоев общества, весьма значительна. И акция «Марш парков» – лишь часть этой неохватной деятельности, имеющая свою специфику – поддержка особо охраняемых природных территорий и повышение их общественного статуса . Как написали нам в одном из отчетов, главное – сделать так, «чтобы о заповедных территориях знали, заботились, понимали их проблемы».

Координатор «Марша парков»
Арина Строганова,
Центр охраны дикой природы

Информацию об американском «Марше парков» можно найти на сайтах:
http://www.nps.gov/npweek/success.htm
http://www.co.westmoreland.pa.us/parks/site/default.asp

Рассказ о становлении «Марша парков» в России – в статье Ирины Чебаковой 2000 г.:
http://www.biodiversity.ru/publications/press/press2001/vesti-soes.html

| О проекте | Новости | Документы | Публикации | Спонсоры | СМИ | Координаторы |
| Марш-2017 | Фестиваль | Архив Марша | Репортажи | Галерея |Методики |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


26.10.2017
Подведены итоги конкурса плакатов "Сохраним заповедную природу"



15.10.2017
Объявлен шестой конкурс на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка по трем номинациям



28.09.2017
Общеевропейские дни наблюдений птиц – EuroBirdwatch 2017



7.09.2017
Конкурс плакатов "Сохраним заповедную природу". Открытое голосование.



4.09.2017
Продолжается прием работ на VI Всероссийский конкурс детских анималистических проектов им. В.М. Смирина»



22.08.2017
Итоги «Марша парков - 2017»



8.08.2017
Новая книга для детей: жизнь степей в «задачках», рисунках и ответах


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2017

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2016 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены