Eng

  На главную страницу
| оглавление | о программе |

ГЛОССАРИЙ

Ассимиляция национального парка региональной социально-экономической системой - "растворение" национального парка в социально-экономической системе региона, путем полного подчинения его деятельности удовлетворению текущих потребностей региона, в том числе в природных ресурсах. Как правило, характеризуется фактическим дистанцированием НП от федеральной политики управления национальными парками.

Как правило, характеризуется низким уровнем менеджмента и отсутствием у национального парка собственной политики развития. 

Баланс интересов участников сотрудничества – взаимная договоренность, признаваемая всеми ее участниками (с обязательным участием национального парка), по формам и объемам неистощительного устойчивого природопользования и получения доходов от такого природопользования.

Необходимость достижения баланса интересов связана: с наличием потенциального конфликта природопользования; недостатком природных ресурсов, разрешенных к использованию; наличием у участников сотрудничества юридических прав на природопользование, а у национального парка - прав на контроль и ограничение такого природопользования. 

Интеграция национального парка с региональной социально-экономической системой - тесная координация хозяйственной и природоохранной деятельности всех учреждений, предприятий и организаций в границах территории сотрудничества, наличие здесь единой согласованной социально-экономической и экологической политики, совместных хозяйственных планов и программ (проектов). Подразумевает существенный вклад НП в социально-экономическое развитие региона за счет привлечения инвестиций, финансовых потоков, налоговых поступлений, создания благоприятных условий для роста доходов и занятости местного населения и др.

В отличие от ассимиляции национального парка региональной социально-экономической системой подразумевает укрепление федерального статуса национального парка и рост его реального влияния на экологическую, экономическую и социальную политику региона.

Как правило, характеризуется демократическим стилем управления, приверженностью идеям устойчивого развития (при ведущей роли выполнения задач сохранения ценных природных объектов), формированием территорий сотрудничества. Предполагает развитие прикладной научной деятельности по определению допустимых форм и объемов хозяйственной деятельности и мониторинга ее воздействия на охраняемые природные объекты.

Инцидент конфликта - формальный повод для непосредственного столкновения участников, который может быть: выражен фактом наказания за нарушение режима природопользования; специально спровоцирован участниками конфликта; иметь другие объективные и субъективные причины. По сути, “спусковой крючок” для перехода потенциального конфликта в реальный (открытый) конфликт.

Конфликт природопользования – одна из разновидностей социальных конфликтов, возникающих на основе противоречий при распределении властных полномочий, объемов и форм использования природных ресурсов, а также получения от этого доходов на территории природоохранного комплекса национального парка и/или территории сотрудничества.

Основной функцией конфликта природопользования является то, что онвыявляет противоречия в сфере природопользования и способствует их разрешению, и, тем самым, содействует общественному развитию на всей территории сотрудничества; способствует становлению гражданского общества, выполняя функции стабилизации и интеграции внутригрупповых и межгрупповых отношений; стимулирует социальные процессы и придает сообществу динамичность; поощряет творчество и инновации; создает и поддерживает баланс сил; обеспечивает социальный контроль выполнения взаимных договоренностей.

Конфликт природопользования имеет три основные разновидности:

- Потенциальный конфликт природопользования – открыто не проявленный конфликт (без гласного противоборства сторон), вызванный реальным ограничением природопользования в природоохранном комплексе национального парка, при наличии разных точек зрения среди участников конфликта на формы и объемы природопользования, а также на справедливость получения доходов от него. Зачастую идентифицируется наличием социальной напряженности.

Как правило, потенциальный конфликт природопользования изначально свойственен всем национальным паркам, особенно в европейской части России;

- Реальный (открытый) конфликт природопользования – реальное столкновение между участниками конфликта на почве разногласий в формах и объемах природопользования и получения доходов от него, происходящий после инцидента конфликта природопользования.

Различаются четыре основных подвида реальных (открытых) конфликтов природопользования:

а) конструктивный – возникший на основе реально существующих между участниками конфликта противоречий;

б) случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

в) смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Например, негативные межличностные отношения между участниками конфликта.

г) неверно приписанный конфликтконфликт, в котором истинный виновник реального (открытого) конфликта, находится за “кулисами” противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему прямого отношения. Например, негативные публикации в прессе, инициированные (оплаченные) тщательно скрываемой заинтересованной стороной;

- Ложный конфликт природопользования – ситуация, когда участники конфликтавоспринимают возникшую ситуацию в области природопользования, как реально (открыто) конфликтную, хотя реальных причин для этого нет.

Как правило, такая ситуация является следствием недостаточной информированности сторон конфликта. Причина ее возникновения, прежде всего, может быть связана с низкой эффективностью эколого-просветительской деятельности национального парка и его работы со СМИ, некомпетентнымидействиями отдельных представителей национального парка, органов власти и т.п., которые, образно говоря, "из мухи раздувают слона".

Координационные структуры (органы) территории сотрудничества – один из основных институциональных элементов сформированной территории сотрудничества. Координационные структуры (органы) обеспечивают механизм оперативного согласования планов и подготовки решений руководства национального парка, органов власти субъекта Федерации, районных и муниципальных образований, других заинтересованных ведомств и лиц, присутствующих на территории сотрудничества. По сути, для национальных парков такие структуры являются дополнительным ресурсом управления территорией сотрудничества, как единым целым с национальным парком. Такие структуры (органы) создаются при национальных парках, которые реально интегрированы с региональной социально-экономической системой.

Одноименные координационные структуры (органы) сотрудничества, фактически ассимилированные региональными социально-экономическими системами, как правило, не имеют функций поддержания устойчивого развития территорий вокруг заповедных зон национального парка и, в данном документе, рассматриваются, как ложные формы интеграции.

Местное население – в настоящем документе - жители, проживающие в границах природоохранного комплекса национального парка и/или его территории сотрудничества.

Микро-проект – основная форма практической реализации программы УЖН. Каждый из микро-проектов имеет стоимость не более рублевого эквивалента 1 тыс.долларов США.

В программе УЖН применяются две основные разновидности микро-проектов:

  • микро-кредит (льготное кредитование местных жителей, собственников, пользователей и владельцев для реализации их бизнес-планов по устойчивому развитию и росту занятости);
  • поддерживающий микро-проект (безвозмездное финансирование программ обучения, создания организационных структур и иной институциональной поддержки участников программ УЖН).

Миссия программы УЖН – концентрированное выражение целей и задач национального парка по обеспечению благоприятных условий для роста доходов и занятости местного населения в контексте развития национального парка.

По сути, это гласное провозглашение национальным парком целесообразности моральных и материальных компенсаций местному населению за вводимые ограничения в природопользовании, признание собственной роли в социально-экономическом развитии территории и предоставлении альтернативных возможностей жизнеобеспечения.

Неистощительное использование природных ресурсов – единственно допустимая форма использования природных ресурсов в границах национального парка, направленная, прежде всего, на повышение доходов местного населения. Формы и объемы такого использования не должны наносить охраняемым природным объектам невосполнимого ущерба и позволять ежегодно восстанавливать потребляемые ресурсы за счет естественных природных процессов и/или за счет специальных поддерживающих мероприятий.

Формы и объемы неистощительного использования природных ресурсов должны устанавливаться на основе научных рекомендаций и данных мониторинга, осуществляемого национальным парком.

В пределах территорий сотрудничествав целях удовлетворения, прежде всего, нужд местного населения поощряется создание участков устойчивого лесного и сельского хозяйства и т.п.

Основные стадии развития и разрешения конфликта а)переход потенциального конфликта после серьезного инцидента из латентного состояния в открытое противоборство сторон; б)эскалация противоборства, в том числе до неуправляемых и непредсказуемых тотальных форм с целью нанесения максимального урона противоборствующей стороне; в)поражение одной из сторон, или начало переговоров на базе взаимных уступок; г)документальная фиксация достигнутых результатов и взаимный контроль за соблюдением достигнутых договоренностей.

Переговоры по разрешению реального (открытого) конфликта – основная цивилизованная форма разрешения конфликтов между его участниками.

Переговоры предполагают - взаимный поиск компромисса конфликтующих сторон и включают в себя следующие основные стадии:

  • взаимное признание наличия реального (открытого) конфликта;
  • утверждение порядков и процедур разрешения реального (открытого) конфликта;
  • совместное выявление полного перечня спорных вопросов;
  • совместное исследование возможных вариантов решения спорных вопросов с учетом действующего законодательства и достижения взаимной выгоды (выполнения установленных законодательством задач);
  • поиск соглашений по каждому спорному вопросу и урегулированию реального конфликта в целом;
  • документальное оформление всех достигнутых договоренностей;
  • выполнение принятых взаимных обязательств.

В ряде наиболее сложных случаев, для успешности переговоров к их проведению привлекается посредник, чей авторитет признается всеми участниками реального (открытого) конфликта.

Природоохранный комплекс национального парка – территория, которая включает в себя все земли в границах национального парка и его охранной зоны. В отличие от территории сотрудничества формально существует у любого национального парка.

Программа УЖН – конкретная программа, способствующая устойчивому жизнеобеспечению местного населения(росту его доходов). Представляет собой одну из разновидностей небольших комплексных программ финансовой и технической поддержки, ориентированных на наиболее отзывчивые для подобной поддержки социальные общности, проживающие (ведущие хозяйственную деятельность) на территории сотрудничества.

Программы УЖН могут включать в себя целевые программы поддержки: женщин; молодежи; этнических общин, семей, малого предпринимательства и т.п.

В отличие от программ комплексного социально-экономического развития административных территорий программы УЖН имеют конкретную социальную направленность и не претендуют на решение всех социально-экономических проблем. Сочетание программ УЖНразной направленностипозволяет получить эффективный результат.

Основные отличия программ УЖНот иных аналогичных программ:

  • малозатратность;
  • ориентированность на устойчивое развитие;
  • использование микро-проектов, как основного инструмента решения поставленных проблем;
  • многократное использование наличных финансовых ресурсов за счет организации “револьверного” фонда;
  • использование специальной формы социально-экономического анализа, предполагающей поиск и вовлечение в программы УЖН, кроме финансовой поддержки иных доступных ресурсов;
  • широкая гласность и “прозрачность” работы, в т.ч. через СМИ;
  • высокий потенциал для тиражирования положительных результатов, как на территории сотрудничества, так и на других территориях.

По действующему законодательству деятельность по поддержке программ УЖН не входит в перечень основных задач национального парка. Между тем, такая деятельность может являться одним из направлений обеспечения стабильного развития НП и выполнения его основных задач при минимуме реальных (открытых) конфликтов.

Публичный лесной сервитут - право граждан свободно пребывать в лесах лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (например, для заповедных зон национальных парков, природных заповедников).

“Револьверный фонд” – финансовый механизм, позволяющий многократно использовать ограниченные финансовые ресурсы за счет организации процесса кредитования с последующим использованием возвратных ресурсов на те же цели (в данном документе на программы УЖН).

Самозанятость местного населения - устойчивое индивидуальное, семейное или иное малое предпринимательство, обеспечивающее приемлемый уровень доходов (не ниже среднего уровня среднедушевых доходов в соответствующей местности) для его участников. Как правило, инициируется самими участниками, в ряде случаев,при финансовой и технической поддержке государственных и неправительственных организаций в рамках соответствующих программ, к которым относятся и программы УЖН. Развитие туризма и рост посещаемости НП, наряду с программами УЖН и иной поддержкой местного населения являются основными факторами, способствующими росту самозанятости. Высокий уровень самозанятости улучшает социальную обстановку, максимально вовлекает в жизнеобеспечение ресурсы самих участников в дополнение к сторонней финансовой поддержке, в т.ч. возвратной.

Сообщество - объединение людей, имеющих общие интересы и цели. В настоящем документе, этот термин характеризует прогрессивную часть социальной общности, реально содействующей устойчивому социально-экономическому развитию своей территории.

Социальная общность - совокупность социальных групп и индивидуумов, проживающих и/или работающих на одной территории, как правило, административной (муниципальные образования, административные районы).

Социальные группы - относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Различают большие социальные группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры); малые группы, специфический признак которых - непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании и т.п.

Сотрудничество национального парка с местными социальными общностями – совместная деятельность национального парка с местным населением, администрациями, владельцами, собственниками и пользователями по обеспечению сохранности и неистощительному устойчивому использованию природных ресурсов при обеспечении баланса интересов всех участников сотрудничества.

Территория сотрудничества - состав территориальных участков в пределах согласованных НП с местными органами власти границ, где осуществляется сотрудничество национального парка с местными жителями, органами власти, учреждениями, организациями и социальными общностями. Как правило, характеризуется наличием договоров о совместной деятельности, положений регулирующих режим использования и управления этими землями, общими координирующими (управленческими) органами.

В территорию сотрудничества, как правило, входят земли, включенные в состав национального парка, без изъятия из хозяйственного использования, охранные зоны и населенные пункты в пределах природоохранного комплекса национального парка, хотя допускается, что территория сотрудничества может выходить за границы природоохранного комплекса, а также иметь кластерный характер.

Предполагается, что территории сотрудничества должны иметь постоянный потенциал расширения и являться основой формирования непрерывных экологических сетей (эконет).

Формирование территории сотрудничества осуществляется, как правило, по инициативе национальных парков, внедряющих политику устойчивого развития на землях, прилегающих к их заповедным зонам. УЖН – аббревиатура словосочетания устойчивое жизнеобеспечение местного населения. По сути, это рациональное устройство жизни и деятельности местного населения по использованию всех доступных ресурсов, которые позволяют ему удовлетворять свои основные биологические и социальные потребности на уровне не ниже средних показателей, сложившихся в стране. При этом, устойчивость жизнеобеспечения характеризуется способностью местного населения самостоятельно сохранять и поддерживать приемлемый уровень собственных доходов и потребления на неопределенно долгий срок в рамках неистощительного природопользования.

В настоящем документе рассматривается УЖН на территориях сотрудничества НП, а также программы УЖН, способствующие росту доходов и занятости местного населения на этих территориях, как способ его вовлечения в реализацию устойчивых моделей социально-экономического развития. Устойчивое развитие – в глобальном понимании, это неистощительное для биосферы успешное социально-экономическое развитие без ущерба возможностей такого развития для будущих поколений. Устойчивое развитие одновременно решает три основные задачи: экономический рост; охрана окружающей среды; достижение социальной справедливости.

В настоящем документе устойчивое развитие - научно обоснованный баланс между выполнением задачи охраны особо ценных природных объектов национального парка и допустимыми формами и объемами неистощительного природопользования при хозяйственной деятельности вокруг этих объектов, и обеспечении безусловного преимущества выполнения задачи сохранения особо ценных природных объектов.

Устойчивое развитие в НП включает в себя выполнение трех основных задач: охрана особо ценных природных объектов; максимально возможное способствование экономическому росту и решению местных социальных проблем, прежде всего за счет обеспечения доступа местного населения к неистощительному использованию природных ресурсов, в т.ч. в рамках программ УЖН. Участники конфликта природопользования – местные социальные общности и их представители; собственники, пользователи и владельцы земельных участков в границах природоохранного комплекса и/или зоны сотрудничества национального парка; органы власти; иные заинтересованные юридические и физические лица, которые борются с НП за свои реально или ложно ущемленные интересы.

Участники конфликта природопользования - в соответствии с социологией разделяются на четыре ранга (по мере возрастания их значимости):

  • человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственные интересы;
  • индивиды, защищающие групповые интересы;
  • политические структуры, защищающие интересы ряда групп;
  • государственные структуры.

 Участники сотрудничества - местное население, соответствующие органы власти, предприятия, организации и учреждения в границах территории сотрудничества, а также иные участники (вне зависимости от их местонахождения), ведущие с национальным парком совместную деятельность по сохранению природных объектов и устойчивому развитию прилегающих к заповедной зоне территорий.

Участники сотрудничества могут быть объединены в Клубы (ассоциации) друзей национального парка, представлены в координационных органах территории сотрудничества, а также участвовать в иных формах объединений, поддерживающих национальный парк. Экологический экстремизм национального парка в региональной социально-экономической системе – возможная приверженность отдельных национальных парков к чрезмерным научно не обоснованным запретительным мерам по отношению к любым формам социально-экономического развития, вне зависимости от потребностей местного населения, владельцев, пользователей и собственников, хозяйствующих на территории природоохранного комплекса. Приводит к практически полной изоляции от социально-экономической системы региона, игнорированию планов ее развития, конфронтации с местным населением. По сути, это неконструктивная оппозиция любым формам социально-экономического развития, включая устойчивые его формы под лозунгом строгой охраны дикой природы.

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены