Eng

  На главную страницу

ВВЕДЕНИЕ

Российские национальные парки во многом уникальны. Предлагаемая Стратегия учитывает эту уникальность, обусловленную разнообразием природных и социально-экономических условий территории России. Стратегия поддерживает своеобразие российской модели национальных парков, в которой находят отражение не только правовые аспекты национальных парков, но и вековой опыт России в управлении объектами природного и культурного наследия. Поддерживая самобытность российских национальных парков, Стратегия дает возможность шире использовать опыт других стран, столь необходимый для развития российской системы национальных парков в будущем.

Мировая история развития национальных парков насчитывает более ста лет. В России же первый национальный парк (“Сочинский”) был учрежден постановлением Правительства России в 1983 году. За относительно короткий период в различных регионах страны было создано 35 национальных парков, отличающихся не только природными и социально-экономическими условиями, но и своими сугубо индивидуальными взглядами на то, каким должен быть национальный парк.

Признание законодательством Российской Федерации национальных парков объектами исключительно федеральной собственности требовало от федеральных органов власти выработки и проведения в жизнь единой политики их развития. Стремление к формированию системы национальных парков России, построенной на общепризнанной идеологии и развивающейся на основе всем понятных принципов, нашло свое выражение в предложениях по разработке принципиально нового для Российской Федерации документа: “Стратегия управления национальными парками России” (далее – Стратегия).

В соответствии с Федеральным законом “Об особо охраняемых природных территориях” (1995) государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования национальных парков осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченным на то федеральным органом – Министерством природных ресурсов Российской Федерации. Стратегия является изложением общих положений политики управления национальными парками России. Положения Стратегии со временем могут совершенствоваться и исправляться, но это является исключительной компетенцией МПР России и реализуется, как правило, путем издания новой редакции Стратегии.

Стратегия раскрывает основные принципы и механизм формирования системы национальных парков России, цели и задачи их деятельности, особенности охраны и управления биологическими ресурсами, водными и геологическими объектами, а также объектами культурного наследия. Кроме того, Стратегия определяет значение и роль местного населения, других заинтересованных сторон в планировании и практической деятельности национальных парков, в организации использования их рекреационных ресурсов.

Задача Стратегии – способствовать эффективному управлению национальными парками в России, раскрыть содержание процесса управления, обеспечить единое понимание целей и задач, стоящих перед национальными парками. Предполагается, что основные идеи и принципы Стратегии найдут свое развитие в будущих нормативных и методических документах, издаваемых Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Стратегия разработана в первую очередь для персонала национальных парков, органов государственной власти, специалистов, работающих в этой области. Она также будет полезна и интересна широкому кругу людей, интересующихся проблемами охраны природы.

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ СТРАТЕГИИ

Целью данной Стратегии управления является совершенствование управления российскими национальными парками. Эта цель должна быть основана на обеспечении сохранения природных и культурных ценностей парков. Кроме того, охраняемые ценности должны приносить пользу местному населению, в т.ч. и проживающему на этих территориях.

Достижение поставленных перед национальными парками целей потребует:

  • усиления координирующей роли федеральных органов власти в формировании сети национальных парков, совершенствования процесса практической организации новых национальных парков и достижения их стратегических задач;
  • совершенствования планирования деятельности национальных парков через разработку и использование планов управления, обеспечивающих реальное их развитие на ближайшие несколько лет;
  • формирования и совершенствования механизмов управления землями, включаемыми в границы территории национального парка без изъятия из хозяйственного использования; признания роли местного населения и других заинтересованных сторон в планировании и управлении национальными парками и в получении выгод, исходящих от национальных парков;
  • усиления внимания к организации рационального и устойчивого использования рекреационных и других ресурсов национального парка;
  • разработки оптимальных подходов к развитию регулируемого туризма и отдыха;
  • совершенствования работы службы охраны национального парка;
  • совершенствования управления земельными и иными природными ресурсами национального парка, в первую очередь имеющими определяющее социальное и экономическое значение для местного населения.

Национальные парки должны рассматриваться в более широком контексте, показывая общественности, что они являются неотъемлемой частью местной экономики и благосостояния общества, как интегральные компоненты экологически безопасной среды, и что сама возможность существования людей во многом зависит от наличия особо охраняемых природных территорий.

В Стратегии раскрываются механизмы интеграции парков в региональные социально-экономические системы, даются рекомендации по обеспечению участия местного населения в развитии и управлении национальными парками.

Реализация основных положений настоящей Стратегии позволит рассчитывать на:

  • осознание обществом исключительной роли национальных парков в сохранении природного и культурного наследия России;
  • повышение социально-экономических преимуществ национальных парков;
  • принятие эффективных мер по сохранению природных комплексов, поддержанию процессов естественного развития природных экосистем и сообществ;
  • повышение творческой активности специалистов национальных парков в процессе разработки и реализации планов природоохранной, эколого-просветительской, научной и пропагандистской деятельности, в организации и обеспечении регулируемого туризма и отдыха;
  • вовлечение местного населения в процесс управления национальными парками и формирования их туристской инфраструктуры, появление реальной пользы, получаемой местными жителями от функционирования национального парка;
  • расширение участия национальных парков в российских и зарубежных природоохранных программах;
  • подъем общественного интереса к развитию сети национальных парков и участия в этом максимально возможного числа заинтересованных организаций, движений и инициативных групп населения.

2. РОССИЙСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ

Национальные парки являются одной из наиболее важных категорий особо охраняемых природных территорий в России. Национальные парки включают природные комплексы и объекты, обладающие исключительной экологической, исторической и культурной ценностью и имеющие общенациональное значение.

Задачи национальных парков определены в федеральном Законе “Об особо охраняемых природных территориях” и положены в основу политики управления, определяемой Стратегией. Национальные парки и в дальнейшем будут сосредоточивать свои усилия на:

  • сохранении природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
  • сохранении историко-культурных объектов;
  • повышении общественной информированности и экологическом образовании, в особенности для местного населения;
  • создании условий для регулируемого туризма и отдыха;
  • разработке и внедрении научных методов охраны природы и экологического просвещения;
  • экологическом мониторинге;
  • восстановлении нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Миссия национальных парков России заключается в сохранении и демонстрации для настоящего и будущих поколений людей лучших образцов природного и культурного наследия страны. Реализация такой миссии потребует от национальных парков значительных усилий по формированию в глазах общественности нового понимания их значения и роли. Персонал каждого национального парка должен стремиться сформулировать свое стратегическое видение, т.е. каким бы он хотел видеть свой национальный парк в будущем. Процесс формирования такого видения позволит каждому работнику национального парка лучше понять свои долговременные цели и роль, которую он играет в их достижении.

Учитывая, что сам национальный парк в процессе реализации своих задач управления оказывает влияние на социально-экономическое развитие населения, проживающего в его границах и окрестностях, необходимо постоянно стремиться к обеспечению участия людей в развитии и управлении национальным парком и добиваться, чтобы парк приносил им очевидную пользу.

2.1 Место национальных парков в системе особо охраняемых природных территорий России

Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях” устанавливает семь основных категорий особо охраняемых природных территорий. Особое место среди них занимают государственные природные заповедники и национальные парки. Именно эти две категории могут находиться только в федеральной собственности и управляться федеральными органами власти. Их организация – исключительная компетенция Правительства Российской Федерации. По важности и, главное, по объему решаемых задач национальные парки в системе особо охраняемых природных территорий России занимают одно из ведущих мест.

Помимо функций сохранения природных комплексов, экологического просвещения населения, осуществления научных исследований и экологического мониторинга, которые присущи также и заповедникам, национальные парки призваны обеспечивать сохранение историко-культурных объектов, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, а также создание условий для регулируемого туризма и отдыха.

Таким образом, место национальных парков в единой системе охраняемых природных территорий страны определяется спецификой и широтой того круга задач, который установлен действующим природоохранным законодательством. Национальные парки наряду с заповедниками являются ключевым звеном в системе формирования региональных и общероссийской экологических сетей и играют важнейшую роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия России.

2.2 Особенности российских национальных парков

Действующее законодательство определяет национальные парки как природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма.

К особенностям российских национальных парков следует отнести то, что:

  • предоставленные им земли являются федеральной собственностью и относятся к землям природно-заповедного фонда;
  • их территории могут включать в себя земли других собственников и пользователей, не изъятые из хозяйственного использования;
  • они управляются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета, имеют свой штат, в т.ч. включающий службу охраны его территории;
  • территория каждого национального парка делится на функциональные зоны с характерными для них режимами охраны и использования природных ресурсов, что обеспечивает решение его разнообразных задач;
  • каждый национальный парк имеет положение, утверждаемое на федеральном уровне, определяющее его конкретные цели, задачи, режим, территориально-административную структуру;
  • режим использования земель, не изъятых из хозяйственного использования, определяется отдельным положением, утверждаемым на федеральном уровне по согласованию с региональными органами власти;
  • с национальными парками согласовываются проекты развития населенных пунктов, находящихся в его границах;
  • в границах национальных парков запрещена приватизация земельных участков, национальные парки пользуются приоритетным правом их приобретения;
  • национальные парки, являясь некоммерческими организациями, осуществляют приносящую доходы хозяйственную и иную деятельность, не противоречащую возложенным на них задачам.

Российские национальные парки создавались на фоне уже сформировавшейся системы государственных природных заповедников, выполняющих важнейшие природоохранные функции, в связи с ярко выраженной потребностью общества в развитии эколого-просветительской деятельности и создании условий для регулируемого туризма и отдыха на базе особо охраняемых природных территорий.

Между национальными парками, созданными в удаленных и малонаселенных регионах Российской Федерации, и парками, организованными в хорошо освоенных регионах, существуют определенные различия. Основной функцией национальных парков, расположенных в удаленных уголках страны, является сохранение природных комплексов и объектов в естественном состоянии, в то время как парки, действующие в освоенных регионах, в целом уделяют большее внимание задачам управления культурными ландшафтами, созданию условий для рекреации и участию в социально-экономическом развитии региона. В последнем случае возникает необходимость поддерживать и сохранять историко-культурные особенности и ландшафт, не допуская снижения уровня жизни местного населения и способствуя решению связанных с этим социально-экономических вопросов.

Отражая особенности природного и историко-культурного наследия регионов и вписываясь в них, национальные парки остаются федеральными учреждениями, создаваемыми и функционирующими в соответствии с федеральным законодательством.

2.3 Cеть национальных парков

Создание сети национальных парков в России совпало с периодом реформ. Конец 80-х годов, первая половина 90-х годов характеризовались высокой активностью регионов по созданию на их территориях различных особо охраняемых природных территорий. Наиболее популярными в тот период стали решения об организации государственных природных заповедников и национальных парков, поскольку федеральный статус этих территорий гарантировал защиту природным комплексам, обеспечивал возможность рационального природопользования, а также давал надежду на получение дополнительного финансирования из федерального бюджета.

К настоящему времени в России создано 35 национальных парков общей площадью около 7 млн. гектаров. Они расположены на территории 33 субъектов Российской Федерации, при этом основная доля национальных парков приходится на Европейско-Уральскую часть России. На регионы Сибири приходится всего лишь 6 национальных парков, на Дальнем Востоке до сих пор не создано ни одного. В целом сеть национальных парков страны находится на начальном этапе формирования и имеет все перспективы для существенного расширения.

Опыт формирования сети национальных парков и характер их деятельности позволяет сделать следующие выводы:

  • несмотря на общественную поддержку в деле создания национальных парков в России, существует повсеместная недооценка их роли в сохранении природного и культурного наследия, в экологическом просвещении населения, в организации и развитии туризма. Национальные парки не в полной мере реализуют те ожидания, что формируются в обществе;
  • российские национальные парки по существу находятся еще в стадии становления, поскольку из-за недостатка финансирования организационные мероприятия не обеспечивали создание должной инфраструктуры, отвечающей их задачам.

Дальнейшее развитие сети национальных парков связано с совершенствованием их нормативно-методической базы, развитием процессов их интеграции в социально-экономическую жизнь регионов, привлечением внимания к их проблемам региональных и местных органов власти, общественности, научных и природоохранных организаций, поиском дополнительных источников финансирования. Такие изменения неизбежно потребуют совершенствования структуры управления национальным парком и более высокой квалификации его персонала.

2.4 Российские национальные парки и международные процессы по сохранению природного и культурного наследия

Российские национальные парки активно участвуют во многих важнейших международных программах и получают достойное признание. Наряду с государственными природными заповедниками национальные парки обеспечивают выполнение Россией таких международных конвенций, как Конвенция об охране водно-болотных угодий международного значения (1971), Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция о биологическом разнообразии (1992).

Национальные парки России являются неотъемлемой частью общеевропейской экологической сети в качестве ее основных элементов, призванных играть важную роль в реализации Панъевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Национальные парки России могут быть включены во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО.

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены