Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№94, июль 2004


ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ
"ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ"

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Комментарий к законопроекту
  2. Текст законопроекта
  3. Пояснительная записка

Комментарий к законопроекту

Московская городская дума приняла в третьем чтении проект закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в закон города Москвы от 26 сентября 2001 года N 48 "Об особо охраняемых природных территориях". Необходимость изменения и дополнения относительно недавно принятого закона вызвана не только принятием Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Земельного кодекса РФ, но и правоприменительной практикой.

Согласно законопроекту, подготовленному Департаментом природопользования Правительства Москвы (рук. Л.А. Бочин) и внесённому в Мосгордуму мэром Москвы Ю.М. Лужковым, функции образования, изменения категорий и упразднения особо охраняемых природных территорий (ООПТ) передаются от Мосгордумы Правительству города Москвы. При этом за Мосгордумой остаётся утверждение схемы размещения ООПТ, а также утверждение решений об изменении категории или упразднении ООПТ. На наш взгляд, это упрощает процедуру создания ООПТ и более логично распределяет полномочия представительной и исполнительной ветвей власти. Внесение таких изменения в региональный закон весьма показательно на фоне обсуждения предложений о корректировке федерального законодательства об ООПТ.

Наряду с этим, законопроект предусматривает принятие Правительством Москвы решений о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить ООПТ, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Сохраняются принципиальные положения действующего закона, в том числе:

  • закрытый перечень оснований для ликвидации ООПТ (гибель объектов охраны) или изменения категории ООПТ (гибель объектов охраны или необходимость усиления режима ООПТ) при запрете на уменьшение площади существующих ООПТ;
  • возможность образования ООПТ, не предусмотренных утверждённой схемой их размещения, по предложениям граждан или юридических лиц, причём в случае отказа в образовании ООПТ, он должен быть мотивирован;
  • запрет на предоставление участков ООПТ гражданам и юридическим лицам в собственность, а также на распоряжение правами пользования участками ООПТ;
  • права граждан и юридических лиц на внесение предложений об образовании ООПТ и на осуществление общественного контроля за соблюдением режима охраны и использования ООПТ, в том числе право на получение соответствующей информации, а также учёт предложений и заявлений граждан и юридических лиц в деятельности государственных органов.
Н.А. Соболев, Центр охраны дикой природы, руководитель программы "Сеть дикой природы"


Текст законопроекта
О внесении изменений и дополнений в закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

ПРОЕКТ
Внесен Мэром Москвы

(Источник: http://duma.mos.ru/cgi-bin/prj_txt?vid=1&viddoc=1&unom=44)

Статья 1. О внесении изменений и дополнений в Закон

Внести в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" следующие изменения и дополнения:

1. По всему тексту Закона слова "схема развития системы особо охраняемых природных территорий" в соответствующем падеже заменить словами "схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий" в соответствующем падеже, слова "районные Управы" в соответствующем числе и падеже заменить словами "органы местного самоуправления" в соответствующем числе и падеже.

2. Статью 3 изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Полномочия Московской городской Думы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий в городе Москве

К ведению Московской городской Думы относятся:

а) утверждение схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий и внесение в нее изменений;

б) утверждение городских долгосрочных целевых программ, вносимых Мэром Москвы, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий.".

3. Статью 4 изложить в следующей редакции:

"Статья 4. Полномочия Правительства Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

К ведению Правительства Москвы относятся:

а) представление на рассмотрение Московской городской Думы схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий;

б) принятие решений о резервировании земельных участков, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности;

в) образование, изменение категории и упразднение особо охраняемых природных территорий в соответствии с настоящим Законом;

г) утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий;

д) разработка городских целевых программ, направленных на охрану и использование особо охраняемых природных территорий, а также обеспечение их реализации;

е) установление полномочий специальной службы охраны особо охраняемых природных территорий в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом;

ж) определение форм экономического стимулирования по конкретным видам деятельности в области охраны, содержания и использования особо охраняемых природных территорий".

4. В части 2 статьи 6 слова "Районное Собрание города Москвы:" заменить словами "Представительный орган местного самоуправления:".

5. Статью 8 изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Планирование развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве

1. Планирование развития особо охраняемых природных территорий в городе Москве осуществляется в составе Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий территориальных единиц города Москвы, а также в составе схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве.

2. Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий и изменения в указанную схему утверждаются Московской городской Думой по представлению Правительства Москвы при положительном заключении государственной экологической экспертизы.

3. На основании принятой схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Правительство Москвы:

а) принимает решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности, а также утверждает описание их границ и режимов регулирования градостроительной деятельности;

б) принимает решения об образовании особо охраняемых природных территорий, устанавливает их категории, утверждает границы и проекты планировки указанных территорий.

4. На землях, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, приостанавливается предоставление земельных участков, оформление исходно-разрешительной документации и разработка проектной документации на размещение, строительство и реконструкцию объектов на срок до принятия соответствующего решения.

Изъятие земельных участков и возмещение связанных с этим убытков производится в порядке, установленном законодательством.

5. Корректировка границ особо охраняемых природных территорий без уменьшения общей площади территории осуществляется Правительством Москвы при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы".

6. Статью 9 изложить в следующей редакции:

"Статья 9. Образование особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве

1. Материалы об образовании особо охраняемой природной территории должны содержать: а) обоснование необходимости образования особо охраняемой природной территории;

б) сведения о местонахождении, площади, категории и режиме охраны и использования особо охраняемой природной территории;

в) описание границ особо охраняемой природной территории;

г) иные сведения.

Материалы об образовании особо охраняемой природной территории подлежат государственной экологической экспертизе.

2. Особо охраняемая природная территория, не предусмотренная схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве, может быть образована по предложениям граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, а также органов местного самоуправления.

Граждане, юридические лица, общественные и религиозные объединения, органы местного самоуправления направляют в специально уполномоченный орган Правительства Москвы предложения об образовании особо охраняемой природной территории с указанием предполагаемого местоположения и категории особо охраняемой природной территории.

Специально уполномоченный орган Правительства Москвы рассматривает предложения граждан, юридических лиц, общественных и религиозных объединений, органов местного самоуправления, при наличии оснований принимает решение о подготовке материалов об образовании особо охраняемой природной территории и направляет в Правительство Москвы материалы об образовании особо охраняемой природной территории либо дает мотивированный отказ.

3. Утверждение границ особо охраняемой природной территории является основанием для прекращения использования земельных участков в целях, не соответствующих режиму охраны и использования особо охраняемой природной территории. Изъятие земельных участков и возмещение убытков, связанных с изъятием земельных участков, расположенных в границах особо охраняемой природной территории, лицам, деятельность которых несовместима с функционированием данной территории, производится в порядке, установленном законодательством.

4. После образования особо охраняемой природной территории в шестимесячный срок в порядке, установленном настоящим Законом, утверждаются положение и паспорт особо охраняемой природной территории".

Статья 2. Вступление настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48
"Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве"

Проект закона города Москвы "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 26 сентября 2001 года № 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" разработан в целях приведения Закона в соответствие с федеральным законодательством и Уставом города Москвы, а также позволяет устранить выявленные в результате правоприменительной практики недостатки.

В предлагаемом к рассмотрению законопроекте изменены полномочия Московской городской Думы и Правительства Москвы в области образования, управления и упразднения особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в городе Москве.

Законопроектом предусматривается возможность принятия Правительством Москвы решений о резервировании земельных участков, предназначенных для образования особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Это положение предлагается принять в целях приведения законодательства об особо охраняемых территориях в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 137-ФЗ, которым предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

В целях приведения терминов Закона города Москвы в соответствие с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.95 № 33-ФЗ во всем тексте Закона города Москвы предлагается использовать вместо термина "схема развития системы особо охраняемых природных территорий" термин "схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий".

Принятие предлагаемого законопроекта позволит привести законодательство города Москвы об особо охраняемых природных территориях в соответствие с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Принятие предлагаемого законопроекта не приведет к необходимости внесения изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, а также не повлечет за собой увеличение бюджетных ассигнований, выделяемых на содержание особо охраняемых природных территорий города.

Редактор проекта: Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы Л.А.Бочин


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены