Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№73, март 2004


НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Экологическая политика России: некоторые итоги
  2. Меморандум о взаимопонимании и согласии
  3. Заявление Комитета "2008: свободный выбор"

Экологическая политика россии: некоторые итоги

Из письма Президенту России В.В. Путину
от члена Комиссии по правам человека,
сопредседателя Совета Международного социально-экологического союза С.И. Забелина

В 2003 году государственная система управления в области охраны окружающей среды продолжала демонстрировать свою полную неспособность обеспечить:

  • экологическую безопасность населения,
  • рациональное использование природных ресурсов,
  • сохранение природного наследия России,
  • достойное место Российской Федерации в международной системе охраны окружающей среды.

Несмотря на решение Конституционного суда РФ не восстановлена система платежей за загрязнение предприятиями окружающей среды. По сравнению с 1999 годом убытки федеральному бюджету могут быть оценены в 80 млн. долларов ежегодно.

В 2003 г. продолжилось сокращение числа государственных инспекторов по охране окружающей среды, достигнув рекордного минимума в две тысячи человек на 17 миллионов квадратных километров территории и сотни тысяч действующих предприятий.Одновременно Министерство природных ресурсов сделало все возможное, чтобы воспрепятствовать созданию системы действенного общественного экологического контроля, декларированного Законом "Об охране окружающей среды" и Экологической Доктриной Российской Федерации.

Не встретила соответствующей оценки государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов практика использования курортных побережий России на Черном, Азовском и Балтийском морях в целях добычи или перекачки углеводородов и других потенциально опасных химических веществ (аммиачный терминал на Тамани, терминал по перекачке метилового спирта в г.Азов, добыча нефти на шельфе Калининградской области и т.п.).
Под угрозой - в угоду краткосрочным интересам немногих лиц, владельцев опасных производств, - оказалось право и возможность миллионов граждан России отдыхать в пределах своего Отечества, устойчивое развитие немногих оставшихся у России курортных регионов. Потенциальный экономический ущерб оценивается в миллиарды долларов ежегодно (в 2003 году отдыхающие россияне оставили за рубежом 7,5 миллиардов долларов, заработанных в России).

В 2003, как и в предыдущие годы после упразднения Федеральной службы охраны леса, Министерством природных ресурсов провалена охрана лесов от пожаров. В 2003 сгорело больше, чем в 2002: по экспертным оценкам, огнем пройдено до 25 млн га.

В 2003 году, как и в предыдущие годы, продолжалось хищническая незаконная эксплуатация наиболее ценных лесов России, в особенности, в Приморском крае и на Кавказе. Экономический ущерб от такой деятельности измеряется миллиардами долларов в год, а экологический - сотнями лет, необходимых для восстановления уникальных экосистем.

В декабре 2003 года приняты анти-экологические поправки к Лесному кодексу, резко ослабляющие государственную защиту лесов, в особенности, относящихся к категориям особо охраняемых и рекреационных, что уже провоцирует социальную напряженность в ряде регионов страны.

В 2003 году, несмотря на многообещающие заявления, продолжалось расхищение морских биоресурсов в морях тихоокеанского бассейна, уничтожение осетровых в бассейнах Каспийского и Азовского морей, следствием чего были и многомиллиардные экономические убытки, и трудновосполнимый ущерб морским экосистемам.

В 2003 году, как и в предыдущие два года, в России не было создано ни одной новой федеральной особо охраняемой природной территории - заповедника или национального парка. Одновременно предпринимаются попытки законодательным образом упразднить созданную за предыдущие 80 лет систему особо охраняемых природных территорий, созданных и создаваемых по решению субъектов РФ и органов местного самоуправления.

25 июня 2003 г. в Бремене, Германия, на встрече стран-участниц Хельсинской Конвенции по защите окружающей среды Балтийского моря российская делегация из представителей МПР и Минтранса РФ фактически дезавуировала Вашу поддержку плана по охране окружающей среды Балтики и безопасного использования танкеров, высказанную Вами несколькими неделями ранее на встрече Большой Восьмерке в Эвиане.
Помимо ущерба Вашей и в Вашем лице российской международной репутации, такая позиция чревата запретом выхода российских танкеров из Балтийского моря в Восточную Атлантику, который может быть принят без участия российской стороны.

На встрече министров окружающей среды Европы в мае 2003 г. в Киеве Россия оказалась единственной страной, где такого министра не было, и была представлена всего лишь заместителем министра. В дополнение к этому российская делегация оказалась опять же единственной, не подписавшей "Соглашение о стратегической оценке воздействия на окружающую среду" - основной итог встречи, что неизбежно отрицательно скажется на процессе сближения России с Европейским Сообществом.

В 2003 году, в нарушение обещания, данного премьер-министром с трибуны Конференции ООН в Йоханесбурге в августе 2002 года, Россия продолжала демонстративно затягивать ратификацию Киотского протокола, направленного на сокращение антропогенного влияния в глобальном масштабе. Помимо потери лица, эта затяжка неизбежно приведет к технологическому отставанию российской промышленности от западных конкурентов и возникновению барьеров на пути выхода отечественной продукции на рынки Европы.

 


Меморандум о взаимопонимании и согласии

Мы, подписавшие этот Меморандум, считаем, что в сложившихся общественно-политических условиях используемых общественными экологическими организациями методов для решения российских экологических проблем недостаточно.

Мы не смогли воспрепятствовать политике де-экологизации, затронувшей государственное управление, экономику, образование, науку и культуру, не смогли эффективно защищать повсеместно нарушаемые (в том числе и государством) конституционные экологические права граждан. Власть игнорирует общественное мнение по большинству экологически значимых вопросов (от ввоза иностранного ОЯТ и развития атомной энергетики до передачи охраняемых лесов и водных объектов в частные руки). Наши отдельные успехи (Экологическая доктрина, Дни защиты от экологической опасности, выигранные судебные процессы, в том числе и против высших органов власти, отдельные успешные конференции, акции и компании) не меняют общей картины вымывания экологических проблем из числа приоритетных на государственном уровне, что уже становится причиной ухудшения социально-экономической ситуации. Малоэффективными оказались попытки выражения политической воли экологически обеспокоенными гражданами как под флагами других партий, так и экологическими партиями, не получавшими мандат доверия от российского зеленого движения. В то же время, российское экологическое движение, оказавшееся одним из лидеров в развитии гражданского общества, становится привлекательным для многих россиян, обеспокоенных не только экологическими проблемами, но и тенденциями в развитии страны.

Политическая обстановка в России в начале 2004 года предопределяет возможность и необходимость формирования авторитетной политической силы (партии), которая во главу угла поставит экологические проблемы и с которой придется считаться органам власти.

Изложенные ниже эколого-политическая платформа и принципы взаимодействия будут положены в основу создания Союза зеленых России (Общероссийской партии зеленых).

Основные задачи Союза зеленых России (Общероссийской партии зеленых):

  • вывод экологических проблем в число приоритетных во внутренней и внешней политике;
  • решение социальных проблем через решение экологических проблем;
  • отражение истинной стоимости природных ресурсов в экономике и поворот от сырьевого к устойчивому инновационному развитию России;
  • обеспечение экологической безопасности личности, общества и государства;
  • обеспечение экологической безопасности личности, общества и государства;
  • обеспечение социальных и экологических и интересов прав граждан;
  • развитие демократии, самоуправления и гражданского общества.

Мы, нижеподписавшиеся, разделяя убежденность в необходимости принципиальных изменений внутренней и внешней экологической политики государства,
считая важнейшей частью этого процесса активизацию экологического движения в политической сфере,признавая создание Союза зеленых России (Общероссийской партии зеленых) актуальным,согласились, что наше взаимодействие в процессе создания Союза зеленых России (Общероссийской партии зеленых) будет основано на следующих принципах:

идеологических:

  • приоритетности решения экологических проблем России, по сравнению с решением отраслевых или других групповых проблем;
  • принятия положений Экологической доктрины Российской Федерации (2002) в качестве базовых (которые могут быть детализированы и ужесточены, но не могут быть смягчены).

этических:

  • открытости (прозрачность в принятии и реализации решений);
  • демократичности (большинство учитывает мнение меньшинства);
    толерантности (терпимость к другому мнению);
  • конструктивности (выдвижение альтернативных вариантов).

организационных:

  • объединения усилий всего спектра зеленого движения (ни одна организация или группа не должна доминировать);
  • принятия решений после широких консультаций на основе согласований (каждый имеет право довести свою позицию до других);
  • создания Всероссийского экологического совета, как консультативного органа Союза зеленых России (Общероссийской партии зеленых), в который войдут представители действующих общественных экологических организаций и независимые эксперты (члены Совета не обязательно должны быть членами партии).

Меморандум открыт для присоединения к нему лиц, разделяющих изложенное и готовых принять активное участие в строительстве Союза зеленых России (Общероссийской партии зеленых).

Список лиц, подписавших Меморандум

С.И. Барановский (Российский экологический конгресс, Москва)
И.Ф. Баришпол, (Центральный Совет ВООП, Москва)
Ю.И. Вдовин (Правозащитная организация "Гражданский контроль", Санкт-Петербург)
А.К. Веселов (Союз экологов Башкирии, Уфа)
А.М. Виноградова (ВООП, Балаково)
М.Н. Воронцова (Московское представительство Всемирного фонда защиты животных)
Ю.В. Горелова (Российское представительство МСОП)
В.М. Десятов (СоЭС, Комсомольск-на-Амуре)
В.А. Евстафьев (Группа "МАКСИМА", Москва)
С.И. Забелин (СоЭС, Москва)
В.М. Захаров (ЦЭПР, Москва)
Н. Зубов (Красноярский Экологический Союз, Красноярск)
Г. Кабиров ("Теча", Челябинская обл.)
А. Каюмов ("Дронт", Нижний Новгород)
Д.Н. Кладо ("Накануне", Москва)
Л.К. Комогорцева (Союз за химическую безопасность, Брянск)
В. Лагутов ("Зеленый Дон", Новочеркасск)
А. Лалетин (Друзья сибирских лесов, Красноярск)
В.Ф. Меньщиков (Фонд экологического возрождения, Москва)
Г.А. Мингазов ("Зеленый лист", Петрозаводск)
В.Л. Мищенко (ЭКОЮРИС, Москва)
Б. Некрасов (Сибирский природоохранный альянс, Томск)
А.К. Никитин (Правозащитный Центр "Беллона", Санкт-Петербург)
Г.М. Пасько ("Экология и право", Санкт-Петербург)
С.Э. Пащенко ("Ученые Сибири за глобальную ответственность" Новосибирск)
М.А. Пискунов (Центр содействия гражданским инициативам, Димитровград)
К.А. Разбаш (Молодежный экологический форум, Москва)
М. П. Рихванова ("Байкальская волна", Иркутск)
А. Рудомаха (Экологическая вахта по Северному Кавказу, Майкоп)
Г.Н. Смирнов ("Кайра-клуб", Анадырь)
А. Торопов (Сибирское экологическое агентство, Томск)
М.В. Черкасова (Программа СоЭС "Здоровье детей. Окружающая среда. Безопасность", Москва)
Э.И. Черный ("Экология и правозащита", Москва)
А.Н. Чумаков (Российский экологический конгресс, Москва)
А.В. Шубин (Российская партия зеленых, Москва)
А.В. Яблоков (ЦЭПР, Москва)
А.Н. Антончиков (Союз охраны птиц России, Саратов)
А. Бакка (Лаборатория по охране биоразнообразия, Нижний Новгород)
М. Богдан (Институт содействия общественным инициативам "ИСАР", Москва)
О.В. Бодров ("Зеленый мир", Сосновый Бор)
А.Э. Выговский (Служба экологической реставрации, Таруса)
Н.Г. Горбушин (Об-во "Человек и биосфера" им. Н. В. Тимофеева-Ресовского, Обнинск)
Н.Р. Данилина (Экоцентр "Заповедники", Москва)
Т.И. Добрецова ("Во имя жизни", Кострома)
А.В. Зименко (Центр охраны дикой природы, Москва)
И.Г. Зиновьева (центр "Даурия", Чита)
А. Каплин (Российский экологический союз, Ульяновск)
О. Колесникова (Агентство экоинформации "Сансар", Абакан)
А. Корнилова (Центр экономики природопользования, Москва)
К. Е. Лебедев (Эколого-правовой центр, Томск)
Д. Лисицын (Экологическая Вахта Сахалина, Южно-Сахалинск)- только Совет
А.Г. Мамаев (Гражданский центр ядерного нераспространения, Железногорск)
М.И. Ойсбойт (Союз "Чернобыль", Калининград)
С.Э. Пащенко ("Ученые Сибири за глобальную ответственность", Новосибирск)
Г.В. Ращупкин (Уральский экологический союз, Екатеринбург)
Д.С. Рыбаков (Ассоциация зеленых Карелии, Петрозаводск)
Л.И. Савельева ("Проект-Перекресток Цивилизаций", Волгоград)
В.Ф. Севостьянов (Commander Islands & BC Nature Protection and Conservation Association)
Н.П. Сушкова ("За безъядерный Дон", Цимлянск)
С. Титова (Амурское отделение СоЭС, Благовещенск)
Т.Г. Трибрат ("Центр экологического образования" АКВА, Новороссийск)
А. Туровский ("Эндемик", Воронеж)
М. Тысячнюк (Центр независимых социальных исследований, Санкт Петербург)
С.Г. Шапхаев (Бурятское региональное объединение по Байкалу, Улан-Удэ)
И. С. Резникова ("За безъядерный Дон", Волгодонск)
А. Федоров (клуб "Эколог", Липецк)
О.А. Чернягина (Камчатская лига, КЛиНЭ, Петропавловск-Камчатский)
А. Дудникова (Москва)
И. Бабанин (Санкт-Петербург)


Заявление комитета "2008: свободный выбор"

Президентские выборы 2004 года начинались как фарс - и как фарс заканчиваются. Это именно фарс, а не настоящие выборы, потому что их участники изначально не равны: действующий глава государства, Владимир Путин, возведен в ранг "главного кандидата", заведомо недосягаемого в своем величии, - а прочие претенденты поставлены в положение беспомощных и бесправных статистов.

Это именно фарс, потому что на обеспечение очередного заранее запланированного избирательного триумфа Владимира Путина работает вся машина государственной власти.

Это именно фарс, потому что инструментом откровенной и массированной предвыборной пропаганды Владимира Путина стали официозные федеральные телеканалы, а вслед за ними и вся пресса, прямо или косвенно контролируемая государством.

Это именно фарс, потому что масштабные фальсификации и подтасовки при подсчете голосов стали обычной практикой российской "избирательной индустрии". А наличие механизмов защиты от таких злоупотреблений вовсе не предусмотрено кремлевским сценарием всенародного изъявления преданности действующему президенту Владимиру Путину.
Комитет "2008: свободный выбор" убежден: в подобном фарсе не может и не должен участвовать тот, кто осознает свой гражданский долг и дорожит своим гражданским достоинством.

Мы призываем официально зарегистрированных кандидатов в президенты прекратить свое участие в этой профанации выборов, и снять свои кандидатуры. Это следовало сделать раньше, но на это не поздно решиться еще и теперь, предоставив власти самостоятельно доигрывать ее бесстыдный спектакль.

Мы призываем ответственных и свободно мыслящих избирателей, в свою очередь, отказаться от участия в голосовании. Нельзя покорно и бездумно вручать власти мандат на диктатуру, которого она добивается.

Эти выборы - без выбора. Это не демократия - а ее грубая имитация. Это не народовластие, а обман. Мы призываем сограждан: не дайте себя обмануть!

Состав Комитета:

Бергер Михаил Львович, журналист
Боннер Елена Георгиевна, правозащитник
Буковский Владимир Константинович, историк, правозащитник
Гольц Александр Матвеевич, журналист
Иртеньев Игорь Моисеевич, поэт
Кара-Мурза Владимир Владимирович, политик
Каспаров Гарри Кимович, шахматист (председатель Комитета)
Киселев Евгений Алексеевич, журналист
Латынина Юлия Леонидовна, журналист
Муратов Дмитрий Андреевич, журналист
Немцов Борис Ефимович, политик (сопредседатель Комитета)
Пархоменко Сергей Борисович, журналист (сопредседатель Комитета)
Рыжков Владимир Александрович, депутат Государственной думы РФ
Рыклин Александр Юрьевич, журналист
Сысуев Олег Николаевич, предприниматель, общественный деятель
Федотов Михаил Александрович, юрист, правовед
Шендерович Виктор Анатольевич, писатель
Яковлев Александр Николаевич, общественный деятель
Ясина Ирина Евгеньевна, экономист (сопредседатель Комитета)


Подробнее о "за" и "против" участия в выборах см. на сайте: http://www.boycott.ru


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены