Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№51 (2), октябрь 2003.


Проект Федерального Закона
О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон
“Об особо охраняемых природных территориях”

(Продолжение. Первую часть см. в предыдущем выпуске бюллетеня)

Раздел V. Памятники природы

Статья 19. Общие положения

1. Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного происхождения.

2. К памятникам природы национального значения относятся объекты и комплексы естественного происхождения с уникальным сочетанием природных особенностей и свойств, а также объекты природы, связанные с культурно-историческими событиями мирового или' общенационального уровней либо с национальными символами.

Статья 20. Порядок объявления природных комплексов и объектов памятниками природы

1. Объявление природного комплекса и объекта памятником природы национального значения осуществляется нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о памятнике природы национального значения должен содержать описание границ памятника природы национального значения, описание границ его охранных зон, а также иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Объявление природного комплекса и объекта памятником природы национального значения нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации допускается при наличии мотивированных заключений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления городских и сельских поселений и муниципальных районов, включающих межселенные территории, на которых расположен памятник природы национального значения.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут направлять в Правительство Российской Федерации обращение об объявлении природного комплекса и объекта памятником природы национального значения с приложением проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, подготовленного в соответствии с абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи, а также мотивированных заключений органов местного самоуправления городских и сельских поселений и муниципальных районов, включающих межселенные территории, на которых расположен памятник природы.

3. Природные комплексы и объекты, расположенные в границах двух или более муниципальных образований, объявляются памятниками природы нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта Российской Федерации о памятнике природы должен содержать описание границ памятника природы, описание границ его охранных зон, а также иные положения, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Объявление природного комплекса и объекта памятником природы нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации допускается при наличии мотивированных заключений органов местного самоуправления городских и сельских поселений и муниципальных районов, включающих межселенные территории, на которых расположен памятник природы.

В случае если в границах памятника природы, объявляемого нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, расположены земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, то границы указанного памятника природы устанавливаются с согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды или органа местного самоуправления, соответственно.

4. Объявление природного комплекса и объекта памятником природы в случае, если они расположены в границах городского или сельского поселения или на межселенной территории, осуществляется муниципальным правовым актом соответственно органа местного самоуправления городского или сельского поселения или муниципального района.

Муниципальный правовой акт о памятнике природы должен содержать описание границ памятника природы, описание границ его охранных зон, а также иные положения, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае если в границах памятника природы, объявляемого муниципальным правовым актом органа местного самоуправления городского или сельского поселения, расположены земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или собственности муниципального района, то границы указанного памятника природы устанавливаются с согласия соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района.

В случае если в границах памятника природы, объявляемого муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального района, расположены земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъекта Российской Федерации или собственности городского или сельского поселения, то границы указанного памятника природы устанавливаются с согласия соответственно уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления городского или сельского поселения.

Статья 21. Режим особой охраны памятников природы

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Режим особой охраны каждого памятника природы устанавливается в нормативном правовом акте о памятнике природы.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, на которых находятся памятники природы и их охранные зоны, несут обязанности, связанные с обеспечением режима особой охраны памятников природы и их охранных зон.

| вверх |

Раздел VI. Дендрологические парки и ботанические сады

Статья 22. Общие положения

1. Дендрологические парки и ботанические сады создаются в качестве обособленных структурных подразделений государственных или муниципальных образовательных и научно-исследовательских учреждений. В случае создания дендрологических парков и ботанических садов вне места нахождения образовательных и научно-исследовательских учреждений дендрологические парки и ботанические сады создаются в виде филиалов соответствующих учреждении.

Основными задачами дендрологических парков и ботанических садов являются создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

2. Задачи, научный профиль, организационное устройство, особенности режима особой охраны каждого дендрологического парка и ботанического сада определяются в учредительных документах соответствующих учреждений.

Статья 23. Режим особой охраны дендрологических парков и ботанических садов

1. На территориях, предоставленных дендрологическим паркам и ботаническим садам, запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

2. Территории, предоставленные дендрологическим паркам и ботаническим садам, могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе:

а) экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

б) научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений;

в) административную.

| вверх |

Раздел VII. Территории с уникальными природными ресурсами

Статья 24. Общие положения

1. Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий, включая акватории внутренних морских вод, другие природные комплексы и объекты), могут быть отнесены в соответствии с настоящим Федеральным законом к территориям с уникальными природными ресурсами.

2. Территории с уникальными природными ресурсами создаются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

3. Основанием для отнесения соответствующих земель, акваторий и находящихся на них природных объектов к территориям с уникальными природными ресурсами является наличие природных лечебных ресурсов, обладающих лечебными свойствами, перечень которых утверждается федеральным законом.

Статья 25. Порядок объявления территорий (акваторий) территориями с уникальными природными ресурсами

1. Объявление территорий (акваторий), обладающих лечебными свойствами, территориями с уникальными природными ресурсами осуществляется путем включения соответствующих территорий (акваторий) в перечень территорий с уникальными природными ресурсами. утверждаемый федеральным законом о территориях с уникальными природными ресурсами, с описанием границ территорий с уникальными природными ресурсами.

2. Проект федерального закона о территориях с уникальными природными ресурсами, а также проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в федеральный закон о территориях с уникальными природными ресурсами вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации, в том числе по предложениям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых располагаются территории с уникальными природными ресурсами, с приложением материалов, обосновывающих наличие природных лечебных ресурсов, обладающих лечебными свойствами в соответствии с пунктом 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, а также проекта границ территории с уникальными природными ресурсами.

3. Органы местного самоуправления городских и сельских поселений и муниципальных районов, включающих межселенные территории, могут направлять в органы государственной власти субъектов Российской Федерации обращение о признании территории (акватории) территорией с уникальными природными ресурсами с приложением материалов, обосновывающих наличие природных лечебных ресурсов, обладающих лечебными свойствами в соответствии с пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, а также проекта границ территории с уникальными природными ресурсами.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок с даты поступления обращения органов местного самоуправления направляют обращение о включении земельных участков в перечень территорий с уникальными природными ресурсами в Правительство Российской Федерации.

Статья 26. Режим особой охраны и особенности правового режима территорий с уникальными природными ресурсами

1. В границах территорий с уникальными природными ресурсами запрещается или ограничивается деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

2. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях с уникальными природными ресурсами специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, устанавливаются зоны охраны.

На территории первой зоны охраны запрещаются проживание граждан и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных лечебных ресурсов.

На территории второй зоны охраны запрещаются:

строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, осуществление гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания, разработка полезных ископаемых, а также производство, других работ, не связанных непосредственно с освоением природных лечебных ресурсов;

распашка земель, размещение животноводческих комплексов, прогон и выпас скота;

применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений; взрывные работы;

размещение магистральных автомобильных дорог и трубопроводов;

размещение кладбищ и скотомогильников;

устройство полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

рубки главного пользования и другие виды рубок, за исключением рубок ухода и санитарных рубок;

сброс неочищенных и дренажных вод, а также другие виды водопользования, нарушающие состояние водных объектов.

На территории третьей зоны запрещается осуществление хозяйственной деятельности, приводящей к загрязнению окружающей среды и природных лечебных ресурсов с превышением нормативов, устанавливаемых в соответствии с федеральными законами, и истощению природных лечебных ресурсов.

Статья 27. Предоставление природных ресурсов в границах территорий с уникальными природными ресурсами

1. Природные лечебные ресурсы в границах территорий с уникальными природными ресурсами предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также для целей отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.

2. Порядок предоставления прав пользования природными лечебными ресурсами в границах территорий с уникальными природными ресурсами, а также нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами устанавливаются 'Правительством Российской Федерации в. соответствии с федеральными законами.

3. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения при наличии положительного заключения государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляет выдачу разрешений на использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет истощение природных лечебных ресурсов.

Статья 28. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов

1. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.

2. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.

| вверх |

Раздел VIII. Организация охраны особо охраняемых природных территорий.

Статья 29. Охрана природных комплексов и объектов в границах государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников.

1. Охрана природных комплексов и объектов в границах государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области . охраны окружающей среды, должностные лица которого являются государственными инспекторами по охране государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников.

2. Государственные инспекторы по охране государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников имеют право:

а) проверять у лиц, находящихся в границах государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, разрешение на право пребывания в границах указанных особо охраняемых природных территории;

б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности в границах охранных зон, прилегающих к территориям государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников;

в) задерживать в границах государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

г) изымать в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

д) производить в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в границах государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и их охранных зон личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств;

е) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся в границах государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и их охранных зон для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

ж) приостанавливать или запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и их охранных зон;

з) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в соответствии с подведомственностью рассмотрения дел об административных правонарушениях;

и) предъявлять иски в суды, ответчиками по которым являются физические и юридические лица, о взыскании средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников и их охранных зон в результате нарушений их правового режима;

к) направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

л) применять при исполнении служебных обязанностей в установленном порядке специальные средства - наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.

2. Государственным инспекторам по охране государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников при осуществлении установленных настоящим Федеральным законом полномочий разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется законодательством Российской Федерации.

3. Государственные инспекторы по охране государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

4. Государственные инспекторы по охране государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Охрана иных особо охраняемых природных территорий

1. Охрана особо охраняемых природных территорий, не указанных в статье 29 настоящего Федерального закона и созданных Правительством Российской Федерации, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Охрана особо охраняемых природных территорий, созданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, принявшими решение о создании особо охраняемых природных территорий в установленном ими порядке”.

Статья 2.

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие с 1 января 2004 года.

2. В течение пяти лет со дня введения в действие настоящего Федерального закона правовой статус и режим особей охраны государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также иных особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, охраняемые участки пресноводных и морских акваторий и другие), созданных до введения в действие настоящего Федерального закона в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1024), подлежат приведению в соответствие с видами особо охраняемых природных территорий и их режимами особой охраны, установленными настоящим Федеральным законом. Правовой статус созданных ранее государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иных особо охраняемых природных территорий подлежит утверждению в соответствии с настоящим Федеральным законом и в порядке, им установленном, в течение срока, указанного в настоящей статье.

Утверждение правового статуса и режимов особой охраны государственных природных заповедников и национальных парков, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, федеральными законами не требуется, за исключением случаев изменения границ и режимов особой охраны указанных особо охраняемых природных территорий.

3. В течение одного года со дня введения в действие настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации приводят правовой статус и режим особой охраны ранее созданных природных парков в соответствие с видами особо охраняемых природных территорий, установленными настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для создания особо охраняемых природных территорий.

4. В случае если в срок, указанный в пунктах 2 и 3 настоящей статьи. правовой статус и режим особой охраны особо охраняемых природных территорий, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, не приведены в соответствие с его положениями, нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления о создании указанных особо охраняемых природных территорий признаются утратившими силу.

Статья 3. Со дня введения в действие настоящего Федерального закона признать утратившим силу Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 9, ст. 713).

Президент
Российской Федерации
В. Путин


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены