Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№50, июль 2002.


1994-2004 ГОДЫ:
МЕЖДУНАРОДНОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ МИРА

9 августа - Международный день коренных народов мира

В 1990 г. Генеральная Ассамблея провозгласила 1993 год Международным годом коренных народов мира. В 1993 г. по рекомендации Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993) Ассамблея провозгласила Международное десятилетие коренных народов мира, начинающееся 10 декабря 1994 г., а в 1995 г. приняла Программу мероприятий Десятилетия. Цель Десятилетия заключается в укреплении международного сотрудничества в решении проблем, стоящих перед коренными народами в таких областях, как права человека, окружающая среда, развитие, образование и здравоохранение. Координатором Десятилетия является Верховный комиссар по правам человека; его тема — “Коренные народы мира: партнерство в действии”.

19 декабря 2001 г. Ассамблея призвала все правительства и организации рассмотреть вопрос о том, чтобы внести взносы в Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для коренных народов, существенно увеличив по возможности размер взноса.

 

Первая сессия Постоянного форума ООН
по проблемам коренного населения

Первая сессия нового органа ООН — Постоянного Форума по проблемам коренного населения состоялась с 13 по 24 мая 2002 г. в центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке. В ее работе сессии приняли участие около 600 представителей коренных народов. На церемонии официального открытия Форума присутствовали заместитель Генерального секретаря ООН Луиза Фрешетт, Председатель ЭКОСОС Иван Симонович (Хорватия), Верховный комиссар по правам человека Мери Робинсон. На сессии выступили представители молодежи и старшего поколения коренных народов.

До сих пор у коренных народов не было возможности защищать свои интересы непосредственно в крупном органе в рамках ООН. Новому органу предстоит “поднимать целину”, ибо новое образование, включающее восемь экспертов из числа коренных народов, будет советовать и докладывать напрямую ЭКОСОС. При этом все 16 человек — члены Форума не будут, строго говоря, никого представлять, они скорее будут выступать в роли независимых экспертов. Предусматривается назначение 8 представителей коренных народов Председателем ЭКОСОС, после консультаций с региональными группами государств и представителями коренных народов; другие 8 членов избираются Экономическим и Социальным Советом на основе предложений государств. Для всех будет предусмотрен трехлетний срок службы с возможностью переизбрания еще на один срок.

Постоянный Форум является вспомогательным органом и подотчетен Экономическому и Социальному Совету. Ему предстоит давать экспертные консультации и рекомендации по социально-экономическому развитию, культуре, образованию, здравоохранению, и по другим вопросам коренных народов вышестоящему органу, а также программам и учреждениям ООН через ЭКОСОС. В его задачи будет входить содействие координации в рамках системы ООН деятельности, относящейся к вопросам коренных народов, подготовка и распространение информации по проблемам коренных народов. Сессии Форума будут проходить ежегодно и иметь продолжительность 10 рабочих дней. В качестве наблюдателей в заседаниях форума могут участвовать государства, органы и учреждения ООН, межправительственные и неправительственные организации и организации коренных народов. Все наблюдатели, которые приняли участие в сессии 2002 года получили возможность сделать короткие заявления в ходе общего обсуждения. Что касается возможности выступлений наблюдателей на будущих сессиях Форума, то решение еще не принято. Среди пунктов повестки дня предстоящих заседаний — вопрос о принятии методов организации работы для будущих сессий.

Форум был создан 28 июля 2000 г. Экономическим и Социальным советом в соответствии с рекомендациями Комиссии по правам человека. Заполнение 8 мест, которые будут занимать эксперты, предложенные правительствами, будет происходить через механизм региональных групп ООН, причем три дополнительных места будут ротироваться между регионами. В течение ближайшего срока по два места будет у стран Латинской Америки и Карибского бассейна, Западной Европы и Азии. Коренные народы назначали своих кандидатов исходя из существования 7 географическо-культурных регионов, с одним местом занимаемым по принципу ротации.

В настоящее время назначены 15 членов Форума. Среди них: Зинаида Строгальщикова - эксперт, представленный коренными народами России, Юрий А. Бойченко - эксперт, представленный правительством России.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
ВЕНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

Принята на Всемирной конференции по правам человека
25 июня 1993 г. в Вене
(извлечения)

19. Учитывая важность поощрения и защиты прав человека лиц, принадлежащих к меньшинствам, и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие лица проживают,

Всемирная конференция по правам человека подтверждает обязательство государств обеспечивать, чтобы лица, принадлежащие к меньшинствам, могли в полной мере и эффективно осуществлять все права человека и основные свободы без какой бы то ни было дискриминации и на основе полного равенства перед законом в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

Лица, принадлежащие к меньшинствам, имеют право пользоваться плодами своей культуры, исповедовать свою религию и отправлять религиозные обряды, а также использовать свой родной язык в частной жизни и публично, свободно и без вмешательства или какой-либо дискриминации.

20. Всемирная конференция по правам человека признает присущее коренным народам достоинство и их уникальный вклад в развитие общества и обеспечение плюрализма и решительно подтверждает приверженность международного сообщества их экономическому, социальному и культурному благосостоянию и обеспечению для них возможности пользоваться плодами устойчивого развития. Государствам следует обеспечивать полное и беспрепятственное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в вопросах, затрагивающих их интересы. Учитывая важность поощрения и защиты прав коренных народов и вклад такого поощрения и защиты в политическую и социальную стабильность государств, в которых такие народы проживают, государствам следует в соответствии с международным правом принимать согласованные позитивные шаги по обеспечению уважения всех прав человека и основных свобод коренных народов на основе равенства и недискриминации и признавать значение и многообразие их самобытности, культуры и общественной организации.

Лица, принадлежащие к национальным или
этническим религиозным и языковым меньшинствам

25. Всемирная конференция по правам человека призывает Комиссию по правам человека изучить пути и средства эффективного поощрения и защиты прав лиц, принадлежащих к меньшинствам, как они провозглашены в Декларации Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. В этой связи Всемирная конференция призывает Центр по правам человека предоставлять по просьбе заинтересованных правительств и в рамках его программы консультативного обслуживания и технической помощи квалифицированные экспертные услуги по вопросам меньшинств и прав человека и по вопросам предупреждения и урегулирования споров в целях оказания помощи в существующих или возможных ситуациях, затрагивающих меньшинства.

26. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает государства и международное сообщество поощрять и защищать права лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

27. Принимаемые меры, в случае необходимости, должны включать содействие их полному участию во всех аспектах политической, экономической, социальной, религиозной и культурной жизни общества и в экономическом прогрессе и развитии их стран.

Коренные народы

28. Всемирная конференция по правам человека призывает Рабочую группу по коренным народам Подкомиссии по предупреждению дискриминации и защите меньшинств завершить на своей одиннадцатой сессии разработку проекта декларации о правах коренных народов.

29. Всемирная конференция по правам человека рекомендует, чтобы Комиссия по правам человека изучила вопрос о продлении и обновлении мандата Рабочей группы по коренным народам после завершения разработки проекта декларации о правах коренных народов.

30. Всемирная конференция по правам человека также рекомендует, чтобы программа консультативного обслуживания и технической помощи в рамках системы Организации Объединенных Наций положительно реагировали на просьбы государств об оказании помощи, которая приносила бы непосредственную пользу коренным народам. Всемирная конференция по правам человека далее рекомендует предоставить Центру по правам человека адекватные людские и финансовые ресурсы в контексте общего укрепления деятельности Центра, как это предусмотрено в настоящем документе.

31. Всемирная конференция по правам человека настоятельно призывает государства обеспечить полное и свободное участие коренных народов во всех аспектах жизни общества, в частности в затрагивающих их вопросах.

32. Всемирная конференция по правам человека рекомендует, чтобы Генеральная Ассамблея провозгласила международное десятилетие коренных народов мира, начинающееся с января 1994 года, включая ориентированные на конкретные действия программы, решения по которым будут приниматься в партнерстве с коренными народами. Для этой цели следует создавать соответствующий добровольный целевой фонд. В рамках такого десятилетия необходимо рассмотреть вопрос о создании постоянного форума для коренных народов.

[Источник: http://www.un.org/russian]

 

ХАРТИЯ коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

Мы, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,

верим, что:

  • Воздух, Земля и Вода - священны;
  • природа - источник жизни, человек - капля в водовороте жизни;
  • прошлое, настоящее и будущее - река времени, поэтому, как жили наши предки, живем мы в настоящем, так будут жить наши потомки;

знаем, что:

  • человек - часть природы и несет ответственность за сохранение многообразия окружающего мира;
  • наш дом - тундра, тайга, степи и горы завещаны нам предками, они велики, могущественны, суровы, добры и щедры, но беззащитны перед техническим прогрессом;
  • знания и их применение несут не только совершенство и радость, но также могут приносить боль и причинять ущерб;
  • бездумные творения рук человека способны загрязнять и отравлять воздух, землю, воду, уничтожая живое, убивая большое и малое;
  • экономический рост, увеличивающий богатство и состоятельность немногих, не всегда улучшает жизнь и достаток большинства;
  • социальная, экономическая и экологическая политика власти:
    • не устраняет нужду и несправедливость;
    • не сохраняют здоровье человека, и поэтому, древо жизни наших соотечественников и соплеменников стремительно увядает;
    • не возобновит прерванный естественный процесс развития нашей истории;
    • не возвратит нам земли наших предков - территории традиционного природопользования;
  • наш образ жизни, основанный на историческом опыте общинной социальной организации, создан на самобытной культуре и верованиях наших предков - есть главный и единственный способ нашего жизнеобеспечения и устойчивого развития;
  • никто - ни общество, ни цивилизация - никогда не решат за нас наши проблемы, только мы сами и добрая воля государства;

необходимо, чтобы:

  • охранялись государством:
    • наша самобытная духовная и материальная культура;
    • наша исконная среда обитания;
  • соблюдались наши законные права;
  • мы могли на принципах партнерства участвовать в разработке стратегии устойчивого развития Севера нашей страны;
  • наше отношение к Природе, наши ценности и наши знания учитывались при принятии решений в отношении земель наших предков.

Все, во что мы верим, то, что мы знаем и то, чего мы хотим - должно стать основой развития нашего традиционного образа жизни.

Мы говорим о развитии, а не просто о "сохранении" или "защите государством", подчеркивая наше желание самостоятельно участвовать в процессе устойчивого развития Севера, нашего государства и мира в целом, используя и совершенствуя накопленные нашими предками знания.

Только в гармонии с природой человечество может найти выход из современного техногенного кризиса, и эту дорогу знаем мы - коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока!

Принята IV Съездом коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации
в Москве 13 апреля 2001 года

 

Резолюция IV съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации

13 апреля 2001 г., Москва

Мы, делегаты IV съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (далее - КМНС), полномочно представляющие 40 коренных малочисленных народов Российской Федерации, заслушав выступления делегатов и участников Съезда о сложившемся социально-экономическом и правовом положении наших народов,

отмечаем, что Федеральным Собранием Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, общественными организациями КМНС предпринимаются определенные меры по обеспечению условий социального, экономического и национально-культурного развития народов Севера;

одобряем стремление российских и зарубежных неправительственных организаций оказывать всемерное содействие сохранению и развитию КМНС;

вместе с тем считаем, что органы государственной власти должны принять неотложные меры для преодоления ниже перечисленных негативных последствий социально-экономических и политических процессов последних лет, приведших к деградации систем традиционного жизнеобеспечения и угрозе существованию КМНС:

  • разрушена социальная инфраструктура и государственная система медицинского, культурного, торгового, бытового и транспортного обеспечения мест проживания народов Севера, вследствие чего коренное население, занятое в оленеводстве и промыслах, постоянно ведущее кочевой и полукочевой образ жизни оказалось в полной изоляции;
  • глубокий кризис традиционных отраслей хозяйствования, являющихся основой жизнеобеспечения народов Севера, в следствие непродуманной и стремительной приватизации основных средств производства традиционной экономики;
  • значительно снижена численность коренного населения, занятого в традиционных отраслях хозяйствования, в результате повсеместно отмечается хроническая безработица, приведшая к обнищанию, резкому повышению заболеваемости, особенно таких тяжелых форм, как туберкулез, и, как следствие, повышению смертности и сокращению продолжительности жизни КМНС;
  • неэффективность государственных мер по сохранению и поддержанию этнических культур КМНС при повышенной уязвимости культурного, языкового и генетического фонда этих народов в условиях глобализации, приведшая на грань этнического исчезновения более 10 коренных малочисленных народов, что является угрозой невосполнимых нравственных и культурных потерь не только для Российской Федерации, но и для мировой цивилизации в целом;
  • отсутствует механизм реализации прав КМНС, закрепленных в Конституции и в федеральном законодательстве Российской Федерации, в области регулирования землепользования, самоуправления, развития традиционных видов хозяйственной деятельности и этнических культур, в виде продуманной системы регионального и отраслевого законодательства и других нормативных актов, приведшее к невозможности применения декларируемых прав на практике.

Обсудив и проанализировав современную ситуацию, мы, представители коренных малочисленных народов Севера, обращаемся к Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, региональным органам законодательной и исполнительной власти, организациям КМНС, межправительственным и неправительственным организациям и мировому сообществу с предложением принять неотложные меры и оказать необходимую поддержку в деле сохранения и развития коренных малочисленных народов России.

Президенту Российской Федерации

  1. Обеспечить защиту прав народов Севера на земли и природные ресурсы в местах их исторического проживания и традиционной хозяйственной деятельности в соответствии с общепризнанными нормами международного права, международными договорами и Конституцией Российской Федерации. Не допустить, чтобы наши земли стали объектом купли-продажи и хищнической эксплуатации природных ресурсов.
  2. Внести на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации вопрос "О критическом положении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ".
  3. Учредить Институт Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Российской Федерации.
  4. Предложить Федеральному Собранию Российской Федерации ратифицировать Конвенцию Международной Организации Труда № 169 от 1989 года "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах".
  5. Рекомендовать Полномочным представителям Президента РФ в Северо-Западном, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах создать консультативно-экспертные советы по проблемам КМНС, в состав которых были бы включены полномочные представители народов Севера.
  6. Не допускать ввоза ядерных отходов на территории проживания и хозяйственной деятельности народов Севера.

Федеральному Собранию Российской Федерации

  1. Ратифицировать Конвенцию Международной Организации Труда № 169 "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах".
  2. Ускорить разработку и принятие федеральных законов и других нормативных актов, регулирующих жизненно важные вопросы народов Севера в области:
  • традиционного природопользования;
  • северного оленеводства;
  • охоты и охотничьего хозяйства;
  • рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • сохранения и поддержания этнических культур и языков народов Севера;
  • формирования полномочных представительных органов народов Севера (в том числе Парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации);
  • развития традиционных форм самоуправления народов Севера;
  • организации этнологической экспертизы при осуществлении проектов экономического развития территорий в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности народов Севера;
  • сохранения культурного и духовного наследия;
  • образования и охраны здоровья.
  1. Предусмотреть в земельном законодательстве установление лицам, семьям, общинам, предприятиям и организациям народов Севера, занимающимся традиционными видами хозяйственной деятельности, неотъемлемого права на бессрочное и безвозмездное пользование землями традиционного природопользования, а также объектами растительного и животного мира в целях сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования, и обеспечение компенсации при изъятии этих земель, возмещение нанесенного владельцам ущерба, вызванного деятельностью предприятий и организаций всех форм собственности.
  2. Создать при Председателе Государственной Думы Российской Федерации Консультативно-экспертный Совет по вопросам КМНС с включением в его состав лидеров народов Севера и депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Федерации из числа КМНС.
  3. Установить квоту представительства коренных малочисленных народов в законодательных и исполнительных органах власти на федеральном, региональном и местном уровнях.
  4. Внести соответствующие Конституции и федеральным законам по правам коренных малочисленных народов изменения и дополнения в федеральное и региональное законодательство, в том числе:
  • в Гражданский Кодекс РФ и в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части придания общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации статуса юридического лица;
  • в Федеральный Закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" в части придания общинам статуса органа территориального общественного самоуправления народов Севера и хозяйствующего субъекта, соответствующего традиционным функциям объединений народов Севера;
  • в Федеральный Закон "О воинской обязанности" в части освобождения детей из числа КМНС от призыва на службу в Вооруженные Силы РФ в связи с их занятостью в традиционных отраслях хозяйствования народов Севера;
  • в Федеральный Закон "Об образовании" в части предоставления детям из числа КМНС права внеконкурсного поступления в высшие и средние учебные заведения Российской Федерации;
  • в трудовое законодательство Российской Федерации внести изменения и дополнения в части снижения непрерывного трудового стажа для установления льготной пенсии оленеводам с 25 до 20 лет и сохранить в нем северные гарантии и компенсации, предусмотренные законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
  • в федеральное законодательство по природным ресурсам - "Земельный кодекс", "Лесной Кодекс", законы "О недрах", "О животном мире", "О континентальном шельфе", "Об особо охраняемых природных территориях" и другие внести изменения и дополнения в соответствии с вновь принятыми федеральными законами по правам коренных малочисленных народов, а также разработать соответствующие нормативные акты для реализации этих прав.
  1. Провести парламентские слушания по вопросу о квотах на рыбные и другие водные и биологические ресурсы, необходимые для КМНС как этнические продукты питания и основной источник жизнеобеспечения.

Правительству Российской Федерации

  1. Разработать и принять Концепцию Государственной национальной политики в отношении КМНС.
  2. Рассмотреть возможность создания специализированного органа исполнительной власти по решению вопросов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
  3. Ускорить разработку федеральных законов и других нормативных актов, регулирующих жизненно важные вопросы народов Севера в области:
  • традиционного природопользования;
  • северного оленеводства;
  • охоты и охотничьего хозяйства;
  • рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • сохранения и поддержания этнических культур и языков народов Севера;
  • формирования полномочных представительных органов народов Севера, влияющих на законотворческий процесс (в том числе, Парламента коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации);
  • развития традиционных форм самоуправления народов Севера;
  • организации государственной этнологической экспертизы при осуществлении проектов экономического развития территорий в местах компактного проживания и хозяйственной деятельности народов Севера.
  1. Утвердить Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" с учетом замечаний Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (АКМНС), региональных организаций коренных народов Севера, и предоставлением права ежегодной корректировки объемов и объектов финансирования для того, чтобы бюджетные средства программы целенаправленно использовались на поддержку народов Севера, и, в первую очередь, на спасение исчезающих этносов, а не на латание бюджетных дыр северных регионов в целом. Формирование штатов Исполнительной Дирекции данной программы осуществлять с участием Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
  2. Во исполнение Федерального Закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" разработать и принять Положение об уполномоченных коренных малочисленных народов Российской Федерации.
  3. Разработать и принять нормативный акт, предоставляющий возможность лицам из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, по их желанию, фиксировать свою национальную принадлежность в форме специального вкладыша в паспорт гражданина Российской Федерации.
  4. Разработать действенные механизмы реализации "Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера", утвержденного Постановлением Правительства РФ № 198 от 7 марта 2000 г.
  5. Разработать и принять Положение о правовом режиме территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.
  6. Разработать и принять Положение о порядке передачи отдельных участков территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в аренду недропользователям под промышленное освоение на условиях компенсационных договоров. Определить порядок отчислений от доходов промышленных предприятий, занимающихся разработкой недр, а также порядок выплаты компенсации за ущерб, наносимый при этом землям традиционного природопользования и упущенную выгоду хозяйствам народов Севера.
  7. Ввести практику рассмотрения и принятия Правительством РФ ежегодного Национального доклада о положении коренных малочисленных народов Российской Федерации.
  8. Рассмотреть вопрос "О ходе реализации рекомендаций Всероссийского конгресса "Коренные малочисленные народы России на пороге XXI века: проблемы, перспективы, приоритеты" (Москва, 10-12 декабря 1999 г.) и принять неотложные меры по реализации комплекса мероприятий, предусмотренных в рекомендациях Конгресса.
  9. Поручить заинтересованным ведомствам рассмотреть предложение АКМНС о проведении в городе Москве в марте 2004 года Всемирной конференции коренных народов мира.
  10. Ввести ежегодную статистическую отчетность социально-экономического развития городского и сельского населения КМНС.
  11. В целях обеспечения развития языков, образования, культуры и науки малочисленных народов Севера разработать и принять Государственную целевую Программу, предусматривающую введение системы непрерывного образования, и Программу сохранения, возрождения и развития культуры, предусматривающую создание этнокультурных центров в местах проживания народов Севера.
  12. Рассмотреть вопрос о продлении срока регистрации и учета безработных из числа КМНС, проживающих в отдаленных населенных пунктах.
  13. Разработать дополнения в федеральный Закон "О государственной экологической экспертизе" о необходимости участия КМНС в проведении Государственной экологической экспертизы при реализации экономических проектов на территориях проживания и хозяйственной деятельности народов Севера, а также их непосредственного участия в процедуре выдаче лицензий на разработку новых месторождений полезных ископаемых в местах проживания и хозяйственной деятельности народов Севера.
  14. Разработать нормативные акты по оценке природных ресурсов, сохранению биологического разнообразия, охране святилищ и сакральных мест коренных народов Севера на территориях их исторического расселения и хозяйственной деятельности.

Генеральной Прокуратуре Российской Федерации

В порядке надзора осуществлять постоянный контроль за исполнением положений Федерального Законодательства по правам коренных малочисленных народов, в том числе, Федеральных Законов:

  • "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации";
  • "Об общих принципах орагнизации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации";
  • "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации",

и других законов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содержащих нормы, касающиеся прав КМНС.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

  1. Соблюдать национальные и международные нормы в области прав коренных малочисленных народов при формировании регионального законодательства.
  2. В сответствии с Конституцией РФ разработать механизм защиты "исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей" как частей народов Севера, проживающих в различных субъектах РФ, учитывая, что природная среда имеет для КМНС этнообразующее значение, а их духовная культура создает базис для перехода к устойчивому развитию в Арктическом регионе.
  3. Разработать механизм для реализации прав коренных народов Севера на участие в разработке программ экономического развития регионов, проведении государственных и общественных экологических и этно-экологических экспертиз, сопряженных с проектами любого использования территорий их традиционного расселения, при подготовке Соглашений о разделе продукции.
  4. Провести инвентаризацию территорий традиционного природопользования (далее ТТП), а также составить кадастры природных и культурных ресурсов (наследия) ТТП с оценкой их эколого-демографической емкости в условиях традиционного хозяйства и природопользования для сохранения и рационального использования этих ресурсов (наследия).
  5. Законодательно и практически обеспечить охрану святилищ и сакральных мест народов Севера.
  6. Активизировать культурно-просветительскую и воспитательную работу, направленную на признание значения культурного и природного наследия народов Севера, их традиционных знаний и практики природопользования.
  7. Разрабатывать и осуществлять региональные и межрегиональные программы по сохранению и поддержанию традиционного природопользования, языков, культуры и развитию самоуправления в соответствии с обычаями и традициями народов Севера.

Российским и международным неправительственным организациям

Признавая, что культура, традиционный образ жизни, духовное и природное наследие народов Севера являются частью мирового культурного и биологического разноообразия, учитывая особую уязвимость культур коренных малочисленных народов в условиях глобализации и критическое социально-экономическое положение народов Севера России, мы призываем международное сообщество:

  1. Поддерживать информационные контакты с организациями КМНС и распространять через средства массовой информации сведения об их жизни, культуре и современных проблемах, а также о проектах, направленных на решение этих проблем.
  2. Оказывать народам Севера содействие в разработке и осуществлении российских и международных благотворительных проектов, направленных на развитие культуры, здравоохранения, образования, самоуправления, защиту окружающей среды и улучшение социально-экономического положения КМНС.
  3. Способствовать развитию современных средств коммуникации и связи для сохранения языка, культуры и традиционного природопользования народов Севера, обмена опытом с другими коренными народами Арктического региона, пропаганды значения и ценности их традиционной культуры.
  4. Оказывать содействие в борьбе с нарушениями прав КМНС, в особенности при действиях транснациональных корпораций.
  5. Соблюдать международные этические стандарты и координировать любые проекты деятельности на территориях исторического расселения и хозяйственной деятельности народов российского Севера с Ассоциацией коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ и региональными общественными организациями народов Севера.

Межправительственным международным организациям

  1. Обратиться в ООН с инициативой о проведении Второго Международного десятилетия коренных народов мира с 2005 по 2014 годы.
  2. Обратиться к Европейскому Союзу с просьбой об оказании содействия в решении проблем коренных народов Севера.
  3. Выразить признательность Арктическому Совету за содействие в решении проблем коренных народов и призвать развивать и укреплять сотрудничество с коренными народами.

Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ

  1. Обеспечить координацию работы всех общественных организаций КМНС на демократических принципах, закрепленных в Уставе АКМНС.
  2. Поддержать "Концепцию развития коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации в XXI веке", разработанную Институтом проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, и на ее основе подготовить идеологический базис движения КМНС России.
  3. Укрепить демократическую политическую систему и создать эффективную исполнительскую структуру АКМНС, взяв за основу проект структуры, представленный на IV Съезде КМНС.
  4. Усилить и распространить опыт деятельности АКМНС в области информационного и юридического просвещения народов Севера, в частности в области организации образовательных семинаров, курсов, создания информационно-консультативных центров и распространения информации и юридических знаний через журнал "Мир коренных народов - Живая Арктика" и другие издания АКМНС.
  5. Разработать или принять участие в формировании программ сохранения и поддержания языков и этнических культур, традиционных и неотрадиционных видов хозяйственной деятельности, образования, здравоохранения народов Севера.
  6. Усилить конструктивное взаимодействие АКМНС и органов государственной законодательной и исполнительной власти в области защиты прав КМНС на федеральном уровне и в местах их проживания.
  7. Интенсифицировать взаимодействие АКМНС с российскими и международными неправительственными организациями в целях оказания ими поддержки проектов развития организаций и общин коренных народов Севера на местах.
  8. Инициировать работу по созданию кадастров объектов культурного и природного наследия народов Севера, принять активное участие в создании кадастров территорий традиционного природопользования и разработке документов, регламентирующих их существование.
  9. Разработать практические планы действий и программы на основе конструктивных предложений делегатов и участников IV Съезда КМНС.

Резолюция принята делегатами съезда открытым голосованием.

[Источник: http://www.raipon.org/russian_site/index.html]


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены