Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

2001, №33


ГРУППА ДЕПУТАТОВ ХОЧЕТ ОТМЕНИТЬ... ДЕМОКРАТИЮ

Как стало известно Гринпис России, в Государственную Думу внесены законопроекты, делающие фактически невозможным проведение в России референдума, инициированного "снизу".

Оба проекта (Приложения 1 и 2), имеющие одинаковое название – "О внесении изменений и дополнений в федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", предлагают существенно изменить процедуру подготовки и проведения общероссийского референдума.

Во-первых, согласно предлагаемым изменениям, вопросы, выносимые на референдум, должны будут утверждаться обеими палатами парламента. То есть, если депутатам по той или иной причине "не понравятся" вопросы, они могут референдум запретить. Это положение законопроекта прямо противоречит ст.3 Конституции Российской Федерации, по которой референдум является "высшим непосредственным выражением власти народа".

Во-вторых, инициативная группа должна будет регистрироваться не в областном (краевом, республиканском) центре субъекта федерации, где живет большинство членов этой группы, а в Центральной избирательной комиссии, то есть в Москве. Тем самым создаются значительные затруднения для осуществления своих прав гражданами, проживающими, например, в Магаданской области. Это прямое нарушение ст.19 Конституции, которая устанавливает равенство прав и свобод человека независимо от места жительства.

В-третьих, по действующему законодательству, инициативная группа может собирать подписи везде, где это не запрещено. Отныне, по мысли авторов законопроекта, места сбора подписей будут указываться избирательной комиссией по ее желанию. Понятно, что в таких условиях необычайно просто сделать так, чтобы собрать за три месяца необходимые 2 миллиона подписей оказалось невозможным.

"Два с половиной миллиона подписей, собранных нами в поддержку всероссийского референдума о запрете ввоза радиоактивных отходов из-за рубежа, видимо, здорово напугали российских чиновников, – заявил председатель инициативной группы по проведению Всероссийского природоохранного референдума Владимир Чупров. – Сбор подписей показал, что россияне способны отстаивать свои интересы напрямую, невзирая на позицию властей. Не наша вина, что государственные чиновники смогли-таки запретить всенародное голосование. И теперь авторы законопроекта и те, кто за ними стоит, хотят исключить саму возможность подобных инициатив в будущем".

Напомним: в октябре 2000 г. инициативная группа граждан в поддержку проведения Всероссийского природоохранного референдума передала в ЦИК 2,5 млн. Личные данные 600 тысяч граждан, подписавшихся в поддержку природоохранного референдума, были признаны "неполными" на основании "Рекомендаций по приему и проверке подписных листов", утвержденных протоколом заседания ЦИК.

Показательно, что инициатива изменения закона "О референдуме" странным образом совпала по времени с намерением объединения "Яблоко" провести референдум против ввоза зарубежного отработавшего ядерного топлива.

Внесение законопроектов по референдуму на рассмотрение в Государственную Думу происходит накануне Форума гражданского общества, который состоится 21-22 ноября с.г. в Москве. Официальная его цель – "единение власти и общества" и "углубление диалога и сотрудничества" власти с гражданским обществом. В данной ситуации такие высказывания выглядят более чем цинично.

ГРИНПИС РОССИИ ПРИЗЫВАЕТ ДЕПУТАТОВ СНЯТЬ С РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМЫЕ АНТИКОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ.

Кроме того, чтобы реально обеспечить предусмотренное Конституцией право граждан на участие в референдуме, Госдума должна принять единый и общедоступный (а не тайный, ведомственный) документ о правилах сбора и проверки подписей.

Дополнительная информация

Во всем мире референдумы (местные, региональные, общенациональные) успешно используются населением для защиты своих экологических прав. Так, референдумы, посвященные проблеме "мирного атома", прошли в Австрии (1978), Швеции (1980), Швейцарии (1995), Японии (1996), на Тайване (1982).

1. Австрия, 1978 г. В референдуме участвовало примерно две трети от общего числа избирателей (3,26 миллионов), из них 49,5% проголосовали за строительство АЭС и 50,5% проголосовали против. Политические структуры отреагировали на результат референдума принятием 15 декабря 1978 г. закона, запрещающего использование ядерной энергии для производства электроэнергии.

2. Швеция, 1980 г. 23 марта 1980 г., вскоре после аварии на Three Mile Island в США, в Швеции был проведен опрос общественного мнения относительно перспектив развития атомной промышленности. Большинство населения согласилось с продолжением эксплуатации 12 реакторов при условии их последующей полной остановки.

Не смотря на то, что результат опроса не обладал законодательной силой, парламент Швеции принял решение о продолжении эксплуатации 12 реакторов и полной их остановке к 2010 г.

3. Швейцария, 1995 г. На референдуме 23 сентября 1990 г. решался еще и вопрос о введении моратория на ядерную энергию – запрет на выдачу лицензий на размещение атомных установок в течение десяти лет. Мораторий был принят. Правительство Швейцарии наметило построить в местечке Wolffenschiessen кантона Nidwalden федеральное хранилище для слабо и среднеактивных отходов. В июне 1995 г. в кантоне прошел референдум. В результате 9 460 жителей проголосовали против выдачи лицензии на строительство и 8 563 жителя проголосовали за. Федеральному правительству придется начать поиски нового места для строительства хранилища...

4. Япония, 1996 г. На первом в Японии городском референдуме по проблеме ядерной энергии, состоявшемся 4 августа 1996 г. в г. Maki (префектура Niigata), 60% населения города проголосовало против предоставления земли под строительство АЭС. "В перспективах развития города не предусмотрено сосуществование с атомной станцией", – заявил мэр города Maki Takaaki Sasaguchi.

5. В 1982 г. на Тайване были обнародованы планы сооружения двух новых реакторов в Yenliao, но правительство в очередной раз отложило строительство вследствие проблем, связанных с захоронением радиоактивных отходов, растущих цен и страха, появившегося среди населения после Чернобыльской аварии. В 1994 г. жители Yenliao подавляющим большинством (96,2 %) проголосовали против строительства атомных реакторов.

Иван Блоков, Владимир Чупров, Мария Щербачева
Гринпис России, 05.10.2001

* * * * * * *

Приложение 1

Федеральный конституционный закон

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проект вносится депутатами Государственной Думы: М.Е. Бугерой, Н.Н. Игошиным, В.А. Крюковым, В.Е. Коптевым-Дворниковым, Б.А. Мартыновым, Н.А. Овчинниковым.

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42 (ст. 3921)) следующие изменения и дополнения:

1. В абзаце 3 статьи 9 слова “избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживает большинство членов инициативной группы”, заменить словами “Центральную избирательную комиссию Российской Федерации”.

2. Абзац 7 статьи 9 изложить в следующей редакции:

“Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, установив соответствие ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Федерального конституционного закона, в срок до 15 дней со дня поступления ходатайства направляет его для утверждения в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которые в течение одного месяца принимают решение об утверждении либо отклонении вопроса (вопросов), предлагаемых на референдум Российской Федерации. В случае получения на него положительного решения, в срок до 15 дней с момента поступления от палат Федерального Собрания Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, либо в случае поступления отрицательного заключения от одной или обеих палат Федерального собрания – об отказе в ее регистрации и извещает об этом избирательные комиссии тех субъектов Российской Федерации, которые инициативная группа указала в ходатайстве, а в случае, предусмотренном в части второй настоящей статьи, также и Министерство иностранных дел Российской Федерации”.

3. Абзац 8 статьи 9 изложить в следующей редакции:

“В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное постановление Центральной избирательной комиссией Российской Федерации”.

Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент Российской Федерации

* * * * * * *

Приложение 2

Федеральный конституционный закон

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН "О РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Проект вносится депутатами Государственной Думы: В.А. Крюковым, А.А. Климовым, О.В. Уткиным, О.Н. Коргуновым, В.Е. Коптевым-Дворниковым.

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ “О референдуме Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 42 (ст. 3921)) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить статью 9 абзацем 10 следующего содержания:

“Сбор подписей осуществляется в порядке и в местах, которые определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом требований, предусмотренных Федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Подписи могут собираться только среди граждан Российской Федерации, имеющих право участвовать в референдуме. Участие администраций, предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесение подписи, не допускается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) отказа в проведении референдума Российской Федерации”.

Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Президент Российской Федерации


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены