Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№ 148, май 2006


ПРОЕКТ ВОДНОГО КОДЕКСА: НЕ МЫТЬЕМ, ТАК КАТАНЬЕМ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Водный кодекс
  2. Питьевую воду - народу
  3. Думские "водокруты"
  4. Голосование депутатов Государственной Думы по Водному кодексу - материал для прокурорского расследования

 

*******

ВОДНЫЙ КОДЕКС

26 мая 2006 года на 176-м пленарном заседании Совета Федерации был одобрен Федеральный закон "Водный Кодекс Российской Федерации". Одновременно с одобрением закона было принято Постановление Совета Федерации, в котором зафиксированы принципиальные поправки к Водному Кодексу о запрете частной собственности на природные объекты жизнеобеспечения которые будут приняты до момента вступления в силу Водного Кодекса. Рабочей группе Совета Федерации поручено продолжить работу по рассмотрению предложений комитетов и комиссий Совета Федерации по подготовке изменений в Водный Кодекс.

Работа над Водным Кодексом РФ была начата в 2003 году, разработчиками были рассмотрены многочисленные предложения в проект закона и поправки в закон, отметил докладчик - председатель Комитета СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов.

В.Орлов отметил, что Водный кодекс - это первый опыт либерализации природопользования. При этом в законе учитывается тот факт, что вода является источником жизнеобеспечения человека, продуктом первой необходимости. На такие объекты нельзя распространять товарно-денежные отношения, заметил докладчик. Существует опасность коммерциализации не только доставки воды, но и водозабора, считает В.Орлов.

Новый Водный Кодекс, подчеркнул докладчик, направлен на усовершенствование водного законодательства в соответствии с предлагаемым Правительством общим курсом на повышение рациональности и эффективности использования и охраны водных ресурсов. Основные принципы Водного Кодекса были сформулированы в Послании Президента РФ в 2004 году, подчеркнул В.Орлов. Это федеральная собственность на водные объекты (за исключением прудов и обводненных карьеров), бассейновый принцип в управлении водными объектами и платность водопользования. Устанавливается приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями.

Основными новациями закона являются закрепление приоритета федеральной собственности на все естественные и крупные искусственные водные объекты, при этом расширен перечень водных объектов, которые могут находиться в частной собственности и изменены условия доступа к пользованию водными объектами. Вводятся гражданско-правовые (договорные) отношения в основных видах водопользования.

Основные замечания, сообщил В.Орлов, вызвали разделы закона, устанавливающие механизмы реализации права частной собственности на водные объекты и гражданско-правовые отношения на забор воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Отдельное внимание было уделено требованиям к охране вод и водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. Слабым звеном Водного кодекса, по мнению профильного Комитета СФ, является схематичность и неопределенность экономического механизма обеспечения деятельности водного хозяйства. Отсутствуют в законе гарантии на выделение субвенций из федерального бюджета бюджетам регионов в объемах достаточных для реализации передаваемых полномочий, и независимых от объемов средств, поступающих от платного водопользования.

Но, несмотря на огромную предварительную работу, у сенаторов остались серьезные претензии к Водному Кодексу, сообщил В.Орлов. Он отметил два существенных пробела: отсутствие механизмов и критериев установления частной собственности на водные объекты, отсутствие порядка и оснований передачи прав водопользования на договорных отношениях. Отсутствие этих норм, по мнению В.Орлова, может стать основой для коррупции и привести к повышению стоимости услуг водоснабжения для населения.

На этом основании Комитет СФ по природным ресурсам и охране окружающей среды сделал вывод о том, что отдельные положения Водного кодекса в силу их новаторского содержания и недостаточного учета поправок и предложений Совета Федерации, органов исполнительной и законодательной власти регионов, нуждаются в конкретизации, изменениях и дополнениях, как необходимых мерах переходного характера. Именно это, по мнению сенаторов, позволит исключить возможные негативные последствия после введения нового Водного Кодекса в действие. Свои заключения подготовили девять комитетов и комиссий Совета Федерации, высказавшие ряд серьезных замечаний.

В.Орлов сообщил также, что отзывы на Водный Кодекс в СФ направили 52 региона России. Поддержало Водный Кодекс только 13 субъектов Федерации. В результате, резюмировал докладчик, было выработано коллективное мнение о необходимости внесения ряда существенных поправок в положения Водного Кодекса.

В этой связи В.Орлов внес предложение комитета - одобрить закон и одновременно с этим принять Постановление палаты и протокольное поручение. В Постановлении было предложено зафиксировать две уже подготовленные поправки Совета Федерации, а протокольно поручить рабочей группе Совета Федерации готовить законодательную инициативу палаты, где будут учтены все предложения и поправки комитетов и комиссий Совета Федерации.

Ряд сенаторов, принявших участие в дискуссии предложили отклонить Водный кодекс с созданием согласительной комиссии. С таким предложением выступили Николай Рыжков, Валерий Трушников, Валерий Кадохов.

В прениях выступил Председатель СФ Сергей Миронов, поддержавший идею принятия Водного Кодекса с условием гарантий внесения в кратчайшие сроки принципиальных поправок - о запрете на передачу в частные руки, и передачу в пользование третьим лицам водных объектов с питьевой водой, объектов водозабора. Правительство РФ принципиально согласно с такими поправками, сообщил С.Миронов. "Нам удалось найти консенсус с Правительством. Согласно нашей договоренности, одновременно со вступлением в силу Водного Кодекса с 1 января 2007 года вступят в силу нашим поправки", - сообщил С.Миронов. Этот алгоритм, подчеркнул Председатель Совета Федерации, позволит не затягивать работу над Водным Кодексом, и в то же время учесть принципиальную позицию Совета Федерации.

Закон "Водный Кодекс РФ" одобрен большинством голосов.

Источник: http://council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2006/05/item4620.html

*******

ПИТЬЕВУЮ ВОДУ - НАРОДУ

В России появится новый Водный кодекс

Мы переходим на режим, когда вода как минеральный ресурс не является государственной собственностью.
Мэр Москвы Юрий Лужков

Вслед за приватизацией земельных участков российские парламентарии решили передать в частную собственность водные объекты. Если раньше пруд на дачном участке не являлся собственностью домовладельца, то теперь он вполне сможет его выкупить у государства. Более того, даже водоемы, предназначенные для забора питьевой воды, могут перейти в частную собственность. В пятницу, 26 мая 2006 года, Совет Федерации принял новую редакцию Водного кодекса, хоть и с некоторыми оговорками. На пути этого многострадального документа встали многие лоббисты и федеральные чиновники, в том числе мэр Москвы Юрий Лужков и спикер верхней палаты парламента Сергей Миронов. Однако, вопреки всему, кодекс в ближайшее время ляжет на подпись президенту и, возможно, вступит в законную силу уже с 1 января 2007 года.

О чем речь?

Водный кодекс призван усовершенствовать правовое регулирование использования, восстановления и охраны водных объектов. В связи с этим в документе впервые прописано право предоставления водных объектов в частную собственность, а также предусматривается разграничение прав собственности на эти объекты между федеральным центром, регионами и муниципальными властями. Все водные объекты, за исключением прудов и обводненных карьеров, останутся в федеральной собственности. При этом последние могут быть переданы в частную собственность, но с одним условием: если они не находятся на земельном участке, принадлежащем федеральной власти.

Кроме того, водные объекты, по новому документу, можно не только покупать, но и арендовать, в том числе для электроэнергетики, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Для осуществления судоходства, пожарной безопасности, рыболовства, охоты или купания договор оформлять не нужно. Помимо прочего, Водный кодекс определяет параметры водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также уточняет правила их эксплуатации.

Одним из главных противников приватизации водных объектов стал столичный градоначальник Юрий Лужков. "Все города и крупные потребители воды в стране встают перед опасностью получить негосударственные ресурсы, необходимость платы владельцам водохранилищ за воду по тем ценам, которые они установят по своему желанию", - заявил он на заседании городского правительства 24 января 2006 года. В итоге мэр Москвы сравнил приватизацию водных ресурсов с "торговлей воздухом".

Дважды в одну воронку

Вопреки расхожему мнению о том, что дважды в одну воронку снаряд не попадает, депутаты Госдумы голосовали за Водный кодекс во втором и третьем чтении неоднократно. Первый раз депутаты приняли документ в третьем чтении 5 апреля, однако почти сразу после этого вернули его во второе чтение, и 12 апреля одобрили законопроект сразу в двух чтениях - втором и третьем. Событие это настолько редкое для российского парламентаризма, что породило множество слухов и домыслов. Последний раз депутаты что-либо возвращали во второе чтение 10 октября 2004 года, и это был закон "О поэтапном повышении минимального размера оплаты труда", до этого аналогичная судьба постигла нашумевший закон "Об ограничении рекламы пива". В этой компании оказался и Водный кодекс.

По словам председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Натальи Комаровой, парламентарии решили внезапно внести три поправки: две - в сам кодекс, и одну - в закон "О введении в действие Водного кодекса". В частности, поправка в статью 16 предусматривает, что решение провести аукцион на право пользования акваторией водного объекта принимает либо его собственник, либо его пользователи. В свою очередь, поправка в статью 40, по словам Натальи Комаровой, касается сокращения коррупции в антимонопольной деятельности. Но интереснее другая поправка, о которой глава профильного комитета ничего не рассказала. Речь идет о статье 11 закона, вводящего Водный кодекс в действие. "Водоохранная зона, примыкающая к озеру Байкал, включает в себя дельты рек, впадающих в озеро Байкал, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают к озеру Байкал", - было сказано в этой статье. В итоге она была исключена из конечной редакции.

Различные политики объясняли такое рвение депутатов по-разному, но самой красивой конспирологической теорией стоит признать одно предположение. Согласно этой теории, 5 апреля 2006 года на прием к Владимиру Путину пришел глава "Транснефти" Семен Вайншток и попросил ограничить водоохранную территорию Байкала, чтобы можно было построить в 800 метрах от озера нефтепровод "Восточная Сибирь-Тихий океан". Якобы после этого ночного визита чуть не лишился своего поста один и заместителей главы Минприроды Юрия Трутнева, а депутаты моментально пересмотрели свое решение. Единственным аргументом против этой теории является тот факт, что, несмотря на возможно тайную встречу, нефтепровод было решено отодвинуть от Байкала.

Сами депутаты объясняют свое решение забывчивостью, в частностью, тем, что, принимая Водный кодекс, они запамятовали о федеральном законе N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал". Согласно этому документу, водоохранную зону Байкала определяет российское правительство, которое с 1999 года, когда закон вступил в силу, эту зону так и не определило. В итоге депутаты Госдумы вернули Байкалу его особый статус и снова переложили его судьбу на плечи кабинета министров.

Вопреки Миронову

После всех этих злоключений Водный кодекс оказался-таки в Совете Федерации. Анонсируя его рассмотрение, спикер верхней палаты парламента 23 апреля 2006 года категорично заявил, что сенаторы новый документ не примут. Как и Юрия Лужкова, его не устроило само понятие частной собственности на водные объекты. По словам Сергея Миронова, основные претензии сенаторов касаются водозабора для питьевых и хозяйственных нужд. "Бывает, что люди оттуда берут питьевую воду, и если земля вокруг станет частной, может получиться так, что люди останутся без питьевой воды", - считает спикер. Кроме того, по данным Сергея Миронова, верхняя палата парламента возражает против самой передачи муниципалитетами забора воды частным лицам. "Эти положения для России недопустимы", - объяснил он. При этом парламентарий попросил членов кабинета министров "не пугаться" этого предложения и не рассматривать его "как нечто экстраординарное". В итоге спикер пообещал новый кодекс "завалить".

Кроме того, стоит отметить, что текст Водного кодекса не поддержал ни один комитет верхней палаты парламента. Однако через три дня, 26 мая 2006 года, несмотря на обещания Сергея Миронова и заключения профильных комитетов, сенаторы приняли документ. Однако опять с одной оговоркой.

Как рассказал на пленарном заседании глава комитета верхней палаты по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, Совет Федерации решил внести в Водный кодекс поправки, отменяющие одно из основных его положений - частную собственность на водные объекты. По словам Сергея Миронова, "правительство принципиально согласно с этими поправками". Предполагается, что в течение весенней сессии поправки в документ будут одобрены обеими палатами парламента и вступят в силу с 1 января 2007 года.

Неизвестно, почему сенаторы не последовали призыву своего спикера, а сам Сергей Миронов решил ограничиться внесением поправок. Несомненно, можно построить конспирологическую теорию и связать принятие Водного кодекса с отставками четырех сенаторов. Однако интересно не это, а скорее другое - что будет, если обещанные поправки не будут приняты в весеннюю сессию. В частной собственности уже находится более 60 процентов земель, поэтому массовая приватизация находящихся на земельных участках прудов и обводненных карьеров может пройти очень быстро. Кроме того, аналогичная судьба в свое время постигла закон "Об участии в долевом строительстве". Поправки в этот принятый наспех документ депутаты не могут принять уже полтора года, из-за чего механизм "долевки" полностью прекратил работать.

С поправками или без, но в ближайшее время принятый дважды Госдумой и одобренный Советом Федерации вопреки желанию спикера документ окажется на подписи у президента, и тогда вполне возможно, что к 1 января 2007 года россияне получат новый Водный кодекс.

Алексей Лоссан
Источник: Лента.Ру, 29.05.2006

 

ДУМСКИЕ "ВОДОКРУТЫ"

12 апреля 2006 года Государственная Дума вторично рассматривала принятые в третьем чтении проекты Водного кодекса и ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", возвращенные во второе чтение с единственной целью принять поправку к статье 11 ФЗ "Об охране озера Байкал", мешавшую строительству нефтепровода Транснефти в непосредственной близости от озера, признанном ЮНЕСКО Всемирным наследием. Фракция "Единая Россия", несмотря на активнейшие протесты депутатов, в "пожарном порядке" проголосовала сразу за оба антиконституционных проекта во втором и третьем чтениях. Сделано это было в нарушение регламента по-медвежьи неуклюже в интересах "Единой России" и олигархов.

Вторично "единороссами" отклонено требование Фракции КПРФ о возвращении проектов в первое чтение и проведении Государственной экологической экспертизы. Поскольку позиция фракции не вписывалась в детективный сценарий "Единой России" не были допущены к рассмотрению и мои поправки, розданные депутатам, о:

  • приведение обоих законопроектов в соответствие с Конституцией РФ, Гражданским и Земельным кодексами;
  • исключении положений, допускающих передачу в частную собственность любых водных объектов, расположенных на лесных землях и землях сельхозназначения;
  • недопущении сокращения водоохранных зон рек и др. водоёмов, в т.ч. озера "Байкал".

Худшие предположения Фракции КПРФ в Государственной Думе подтвердились: теперь дан "зелёный свет" разграблению стратегических, экономических и экологических ресурсов страны в виде приватизации водных объектов и их оборота. "Единая Россия" и ЛДПР на этом же пленарном заседании "между делом" приняли и второй законопроект - ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", который перекроил базовые положения Гражданского и Земельного кодексов РФ. Принятые изменения в Гражданском кодексе в совокупности с проектом Лесного кодекса позволяют получить в частную собственность огромные лесные территории со всеми находящимися в их границах водными объектами. Размеры лесных участков и их земель и всех без исключения водных объектов не ограничены.

Кроме того, депутаты "Единой России" позаботились и о будущем. Изменения в Гражданском кодексе гарантируют наследникам олигархов право на получение как земель, так и любых водных объектов, расположенных на них.

Теперь становится понятным о ком заботились законодатели, освобождая близких родственников от налогов на получаемое наследство. По "странному совпадению" это новое положение Налогового кодекса действует с 2006 года. Принципиальные изменения, также "между делом", внесены и в Земельный кодекс. По аналогии с лесными землями водоемы, расположенные в пределах земель сельскохозяйственного назначения, становятся их неотъемлемой частью и на основании ФЗ "Об обороте сельхозземель" могут стать предметом купли-продажи.

В случае одобрения этих варварских законопроектов Советом Федерации и Президентом в России будет:

  • разрушен государственный контроль, в т.ч. экологический, и управление водными объектами;
  • уничтожены гарантии права граждан на доступ к воде;
  • запущен механизм для приватизации рек, озёр, других водных объектов.

В соответствии со статьёй 3 Конституции РФ единственным источником власти в России является народ. Настал момент, когда необходимо осознать себя не безмолвным населением, а великим народом. В наших силах не допустить распродажу территории России и уничтожение её суверенитета, отстоять конституционное право граждан на природные ресурсы, как основу жизни. Вот почему в ходе Народного референдума, организованного КПРФ, было собрано 7 млн. подписей в поддержку требования сохранения государственной собственности на природные ресурсы. Именно поэтому Фракция КПРФ и другие депутаты обратились к Президенту РФ с требованиями отклонения проекта Водного кодекса, направления его на Государственную экологическую экспертизу и всенародного обсуждения проекта. Народу России, всем патриотическим силам предстоит огромная работа.

Необходимо, реализуя конституционное право граждан на участие в управлении делами государства, гарантированное статьей 32 Конституции РФ, направлять в Совет Федерации и Президенту РФ обращения с требованиями отклонения указанных законопроектов, их опубликования и всенародного обсуждения, направления обоих законопроектов на Государственную экологическую экспертизу.

Необходимо в полной мере реализовать конституционное право, гарантированное статьёй 31 Конституции РФ, предоставляющее гражданам право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Мы должны использовать все правовые возможности, принимать необходимые решения, чтобы остановить разрушение и разграбление России.

В.И. Кашин, депутат Государственной Думы ФС РФ, академик РАСХН
14.04.2006

По материалам: http://www.cprf.ru/news/party_news/41112.html

 

ГОЛОСОВАНИЕ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ВОДНОМУ КОДЕКСУ - МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОКУРОРСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

5 апреля 2006 года Государственная Дума рассмотрела проект нового Водного кодекса РФ в третьем чтении.

По мнению специалистов, проект нового Водного кодекса - антинародный антиконституционный документ, в котором сделан первый шаг к приватизации водных ресурсов - уже вводится частная собственность на "пруд" и "обводнённый карьер". Иными словами, внесена концепция, а потом уже можно вносить изменения и поправки, расширяющие перечень приватизируемых водных объектов.

Цели нового Водного кодекса:

  • Ликвидировать государственный контроль за водными объектами и государственное управление ими;
  • Ликвидировать гарантии права граждан на доступ к водным объектам;
  • Создать правовую базу для приватизации рек, озёр, других водных объектов через их аренду с последующим выкупом в частную собственность.

Консолидированную позицию Фракции КПРФ по проекту Водного кодекса выразил заместитель председателя Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию, академик Российской Академии сельскохозяйственных наук, депутат Владимир Кашин:

  • снять проект закона с рассмотрения как антиконституционный,
  • вынести на всенародное обсуждение,
  • потребовать проведения государственной экологической экспертизы (т.к. в соответствии со ст.11 федерального закона "Об экологической экспертизе" проект Водного кодекса "подлежит обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне").

Позицию коммунистов поддержали депутаты фракции "РОДИНА", которые также сочли невозможным рассматривать проект Водного кодекса ввиду отсутствия положительного заключения экологической экспертизы.

Однако председатель Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Наталья Комарова (фракция "Единая Россия") заявила, что отсутствие заключения государственной экологической экспертизы не мешает рассматривать законопроект, так как, по словам Натальи Комаровой, "у нас есть более важный документ - заключение общественной экологической экспертизы, нежели государственной экологической экспертизы".

"Общественная экологическая экспертиза" в соответствии со ст. 22, п.1 федерального закона "Об экологической экспертизе", "проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней", но никоим образом не заменяет её. Однако даже этот документ не был предоставлен депутатам для ознакомления. Депутаты вынуждены были поверить Наталье Комаровой на слово, что заключение "общественной экологической экспертизы" по проекту Водного кодекса РФ имеется и оно положительное. Под давлением этого аргумента проправительственное большинство Государственной Думы продавило проект антинародного Водного кодекса в третьем чтении.

Результаты голосования депутатов Государственной Думы о проекте No 136492-4 Водного кодекса РФ (3-е чтение), 05.04.06:
"Единая Россия": За - 303, Против - 0
КПРФ: За - 0, Против - 46
ЛДПР: За - 34, Против - 0
"Родина": За - 0, Против - 23
Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР): За - 1, Против - 11
Депутаты, не входящие в зарегистрированные депутатские объединения: За - 5, Против - 8
Итого по Государственной Думе: За - 343, Против - 88

Однако депутат Владимир Кашин потребовал предоставить заключение "общественной экологической экспертизы" для ознакомления. Данное заключение было предоставлено депутату председателем Комитета Натальей Комаровой после пленарного заседания. Ознакомившись с документом, депутаты фракции КПРФ были шокированы: Заключение общественной экологической экспертизы проекта Водного кодекса РФ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ !!!

Цитата из Заключения:

"ВЫВОД. Представленный проект Водного кодекса имеет ряд недостатков. В нём:

  • не учтены или недостаточно учтены существенный аспекты воздействия на окружающую среду;
  • имеются положения, предусматривающие недостаточно эффективные мероприятия по охране окружающей среды, а также положения, затрудняющие реализацию мероприятий по охране окружающей среды;
  • присутствуют некоторые противоречия с действующими природоохранными требованиями.

Следовательно, реализация объекта экспертизы может оказать недопустимое воздействие на окружающую среду. Представленные материалы должны пройти государственную экологическую экспертизу.

Проект Водного кодекса требует доработки с учётом заключения государственной экологической экспертизы, а также замечаний, представленных в настоящем заключении. Проект не может быть утвержден в его существующем виде".

Таким образом, депутаты Государственной Думы, проголосовавшие за принятие нового Водного кодекса РФ, грубо нарушили законодательство РФ, одобрив законопроект не только при отсутствии обязательного положительного заключения государственной экологической экспертизы на федеральном уровне, но даже при отрицательном(!) заключении общественной экологической экспертизы.

Этот беспрецедентный случай правового беспредела в стенах Государственной Думы - материал для прокурорского расследования.

Кашин В.И., 7 апреля 2006 г.
Источник: "Экология и права человека", 8 апреля 2006 г.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены