Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№ 144, апрель 2006


РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ТРЕБУЮТ ОТКЛОНИТЬ ПРОЕКТ ЛЕСНОГО КОДЕКСА

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Постановление Бюро Отделения мелиорации, водного и лесного хозяйства Россельхозакадемии.
  2. "О национальной лесной политике России": доклад академика РАСХН Н.А.Моисеева.
  3. Торгово-промышленная палата РФ: проект Лесного кодекса необходимо отклонить.

*******

ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО ОТДЕЛЕНИЯ МЕЛИОРАЦИИ, ВОДНОГО И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ
(выписка)

02 марта 2006 г.
Щелковский лесхоз
Московского государственного университета леса (МГУЛ)

Повестка дня:
"О национальной лесной политике России"

Присутствовали:
Иванов А.Л., вице-президент Россельхозакадемии, академик РАСХН; Свинцов И.П., академик-секретарь Отделения мелиорации, водного и лесного хозяйства Россельхозакадемии, академик РАСХН; Моисеев Н.А., зав. каф. экономики Московского Государственного университета леса, академик РАСХН; Кожухов Н.И., декан экономического факультета МГУЛ, академик РАСХН; Санаев В.Г., ректор Московского университета леса (МГУЛ), д.т.н., проф.; Гладышев А.И., начальник отдела лесного хозяйства и защитного лесоразведения Россельхозакадемии, д.б.н.; Гостищев Д.П., начальник отдела мелиорации и водного хозяйства Россельхозакадемии, д.т.н.; Обливин А.Н., президент МГУЛ, д.т.н., проф.; Мельников В.И., председатель попечительского совета МГУЛ (экс. министр лесной промышленности СССР); Бурдин Н.А., ген. директор НИПИлеспром, зав. каф. МГУЛ, д.э.н.; Печагина Н.Б., директор по экономике развития группы компаний "Титан" (Архангельский ЦБК); Передерий П.Ф., заместитель Директора Департамента промышленности Минпромэнерго, Прилипов В.А., начальник отдела Департамента промышленности Минпромэнерго; Манаенков А.С., зав отделом ВНИАЛМИ, д.с.-х.н.; Савушкин С.С., ученый секретарь НИИ "Радуга", к.т.н., Малышева З.Г., зам. декана лесфака Новочеркасской гидромелиоративной академии, к.б.н. (НГМА, г. Новочеркасск); Корольков А.И., начальник по учебной части Московского государственного университета природообустройства (МГУП); Глубиш Я.М., директор Щелковского лесхоза МГУЛ; Яковлева О.А., юрист Гражданского движения "Земля России - достояние народа" и др.

Бюро постановило:

1. Признать недопустимым отсутствие в Российской Федерации государственной лесной политики.

а) В России, самой многолесной державе мира, до сего времени отсутствует внятная государственная лесная политика, без чего невозможно:

  • проведение реформ, направленных на формирование эффективного, конкурентоспособного лесного сектора экономики;
  • изменение лесного законодательства.

б) Необходимо разработать государственную лесную политику с привлечением ведущих научных учреждений в области лесопользования и природоресурсного права (ВНИИЛМ МПР РФ, СПбНИИЛХ МПР РФ, ВНИАЛМИ Россельхозакадемии, МГУЛ Министерства образования РФ, Институт государства и права РАН, Институт леса РАН).

в) Направить предложения руководству МПР и Минпромэнерго о продолжении разработки стратегии и на ее основе программы развития лесного сектора экономики, поставив ее на широкую корпоративную основу и привлекая представителей всех субъектов лесных отношений, в т.ч. не только из сферы науки, но и образования.

г) Направить предложения руководству Института государства и права РАН, МПР, Минпромэнерго, Союзу лесопромышленников и лесоэкспортеров России, МСХ РФ, Минэкономразвития, Минобрнауки, Россельхозакадемии об организации совместной встречи для обсуждения и принятия конкретного решения по стратегической лесной политике России и ее законодательном обеспечении.

2. Признать недопустимым принятие нового Лесного кодекса в концепции, предложенной Минэкономразвития РФ.

а) Вопреки здравому смыслу, в ущерб интересов Российской Федерации в течение двух лет Минэкономразвития настойчиво навязывает проект Лесного кодекса, в котором в закамуфлированной форме проводится генеральная линия на тотальную приватизацию лесов, передаваемых в аренду; федеральным законом (ФЗ №199 от 31.12.2005 г.) леса уже передаются в управление субъектам РФ и ликвидируются федеральные территориальные управления лесами.

б) Признать:

  • недопустимость принятия проекта нового Лесного кодекса без предварительного принятия государственной лесной политики;
  • недопустимость принятия проекта Лесного кодекса в концепции, предложенной Минэкономразвития и противоречащей Постановлению Конституционного суда РФ от 9 января 1998 г. 1-П, в соответствии с которым "лесной фонд является публичным достоянием многонационального народа России и является государственной собственностью особого рода, имеющей специальный правовой режим";
  • недопустимость введения частной собственности на лесные земли и включение их в гражданский оборот;
  • недопустимость принятия Лесного кодекса без проведения государственной экологической экспертизы проекта в соответствии со статьей 11 ФЗ "Об экологической экспертизе";
  • недопустимость принятия нового проекта Лесного кодекса без всенародного обсуждения;
  • направить в Государственную Думу РФ обращение о возвращении проекта Лесного кодекса на первое чтение с целью его отклонения, опубликования и всенародного обсуждения проекта.

3. Решение данного заседания довести до руководителей названных выше федеральных органов, а также через СМИ до широкой общественности.

4. Сформировать рабочие группы для подготовки вопроса о "Национальной лесной политике России" для рассмотрения на Президиуме Россельхозакадемии 17 ноября 2006 г.

5. Поддержать деятельность Гражданского движения "Земля России - достояние народа" по отзыву Лесного кодекса из Государственной Думы РФ.

Председатель Бюро,
Академик-секретарь Отделения
мелиорации, водного и лесного
хозяйства Россельхозакадемии,
академик РАСХН И.П. Свинцов
секретарь, д.б.н. А.И. Гладышев

*******

"О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ": ДОКЛАД АКАДЕМИКА РАСХН Н.А.МОИСЕЕВА
(выдержки)

Постановка вопроса о необходимости разработки Национальной лесной политике (НЛП) в России и утверждения ее на государственном уровне не нова. Она, по крайней мере, в течении последних пяти лет настойчиво буддировалась на всех уровнях государственной власти, вплоть до ее руководителей, особенно федеральных органов, непосредственно ответственных за леса, как федерального государственного имущества.

Однако власть пока не реагировала на постановку этого вопроса, несмотря на то, что до сих пор в России, как самой многолесной державе мира, отсутствует внятная и понятная для всех государственная лесная политика, без чего нельзя рассчитывать на грамотное проведение реформ, на консолидацию усилий всех партнеров, связанных с лесом, по выходу из глубокого системного кризиса, по формированию рационального лесного законодательства и эффективного, конкурентно способного лесного сектора экономики, тем более накануне вступления в ВТО.

Следует также отметить тот прискорбный факт, что вот уже на протяжении двух лет руководством Минэкономразвития настойчиво навязывается проект нового "Лесного кодекса РФ", в котором вначале открыто, а теперь в закамуфлированной форме проводится генеральная линия на тотальную приватизацию лесов, передаваемых в аренду. Чтобы обойти противодействие широкой общественности такому проекту Кодекса под занавес уходившего 2005 г. Госдумой принята поправка к существующему Лесному кодексу (ФЗ N199 от 31.12.2005 г.), согласно которой федеральные леса передаются в управление субъектам РФ с ликвидацией федеральных территориальных органов управления лесами. Несмотря на ряд ничего не значащих оговорок такое решение означает, что федеральное правительство по существу снимает с себя ответственность за состояние и перспективы использования и воспроизводство лесов, как федерального имущества в общенародных интересах. Для компетентных специалистов лесных отраслей известно, что губернаторы ресурсами своих субъектов главные проблемы развития лесного сектора экономики не решат.

Ясно также, что этой поправкой снимается противодействие губернаторов проекту нового лесного кодекса, что обеспечит более легкий способ его "протаскивания", несмотря на неприятие его широкой общественностью. Через раздробление же управления лесами не только между ведомствами, но и губерниями, облегчается и намеченный давно руководством Минэкономразвиития процесс масштабного разгосударствления лесов, вплоть до их приватизации, в которой нуждается олигархический капитал. Следствием таких необдуманных шагов явится еще большая анархия в управлении лесами и использовании их и вместе с тем будет затруднена не только выработка, но и проведение единой государственной лесной политики.

Есть основание полагать, что именно руководство Минэкономразвития до сих пор было главным препятствием к постановке вопроса о разработке государственной лесной политики, которая затруднила бы для этого министерства намеченное им широкомасштабное разгосударствление лесов.

Судьба лесного и водного кодексов однотипна, ибо и там, и тут проводится одна и та же линия - разбросать эти жизненно важные для всего населения ресурсы не только между губерниями, но и пользователями их без должных обязательств в отношении общественных интересов и без должного государственного контроля со стороны федерального центра.

При этом игнорируется исторически накопленный отечественный, а также зарубежный опыт в управлении и использовании этих взаимосвязанных ресурсов, помня, что "вода - это жизнь", а лес - главный и наиболее эффективный и экологически чистый регулятор и охранитель водных ресурсов.

Двухлетний мощный напор Минэкономразвития, направленный на разгосударствление Российского леса, должен быть остановлен. В России должно восторжествовать конституционное право по сохранению лесов, как общенационального достояния.

 

ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННАЯ ПАЛАТА РФ: ПРОЕКТ ЛЕСНОГО КОДЕКСА НЕОБХОДИМО ОТКЛОНИТЬ

Торгово-промышленная палата РФ обратится к Президенту России с просьбой отклонить нынешний проект Лесного кодекса. Такое предложение было выдвинуто на расширенном заседании Комитета ТПП РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства.

"Письмо главе государства за подписью президента ТПП РФ Евгения Примакова - это шанс застопорить принятие катастрофического по своим последствиям для целой отрасли нового Лесного кодекса", - поделился своими соображениями в эксклюзивном интервью корреспонденту "ФК-Новости" председатель подкомитета по лесному законодательству Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы, заместитель председателя соответствующего комитета ТПП РФ Владимир Крупчак.

Предлагаемый ко второму чтению проект Лесного кодекса, по мнению многих экспертов, если он в нынешнем виде обретет силу закона, может разрушить лесной сектор экономики России. В стране, сказал Владимир Крупчак, появится несколько "лесных олигархов", которые, как это уже случилось в "нефтянке", поделят все "зеленое богатство" России.

Всего к проекту Лесного кодекса предложено более 1600 поправок, то есть практически к каждой статье закона есть иногда несколько дополнений и изменений, сообщил депутат. "Можно предположить, судя по количеству поправок, что проект закона писали люди, далекие от настоящих "лесных" проблем. Но одна идея просматривается четко: закон позволит заняться переделом огромной лесной собственности, причем не обращая ни малейшего внимания на нужды населения лесных регионов", - считает Крупчак.

Кстати, все регионы России, кроме двух, не имеющих своих лесов, дали отрицательный отзыв о проекте. Тем не менее, предыдущие попытки в прошлом году вернуть проект закона в первое чтение и потом отклонить его (это возможно только в первом чтении) были безуспешными.

Надеемся, что вмешается Президент России, отметил Крупчак, выразив уверенность, что Евгений Примаков готов подписать соответствующее письмо. "Кстати, еще один серьезный институт готов совершить такой же поступок - это Общественная палата", - сказал Владимир Крупчак. По его мнению, даже если бы закон приняли, его реализация вызвала бы сильнейшие протесты, и пришлось бы все менять. Лучше это сделать сегодня, без экономических, социальных потерь, отметил Крупчак.

Александр Бондарь, корр. "ФК-Новости"
По материалам сайта "ФК-Новости" (www.fcinfo.ru), 27 марта 2006 г.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены