Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

2000, №13


ЗАЯВЛЕНИЕ

Социально-экологического союза по поводу принятия Государственной Думой РФ трех законопроектов, разрешающих ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива других стран 21 декабря 2000 г.

Государственная Дума приняла в первом чтении три законопроекта, разрешающие ввоз в Россию отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) других стран для хранения и переработки. Основной довод сторонников этих законопроектов заключается в возможности получения средств для решения экологических проблем, вызванных деятельностью атомной индустрии. Поддавшись на посулы Минатома получить 20 млрд. долларов, депутаты сделали позорный для России шаг навстречу желанию ряда стран очистить свою собственную территорию от высокоактивных отходов атомных электростанций (чем, по сути, и является ОЯТ). Как на радиоактивную помойку, после голосования в Думе, будут смотреть на Россию другие страны. Все аргументы в пользу ввоза ОЯТ других стран на территорию России построены на лжи:

  • ложью является то, что ОЯТ — это не отходы, а ценное сырье для атомной промышленности, из которого, якобы, выгодно извлекать невыгоревший уран и образовавшийся плутоний; на самом деле многократное использование регенерированного урана исключено из за изменения его изотопного состава, надежды на безопасное энергетическое использование плутония не оправдались ни в одной из стран; рециклирование является дорогостоящим, и экологически грязным процессом;
  • ложью является то, что у Минатома появятся деньги на решение экологических проблем; на самом деле, все деньги от отходного бизнеса Минатома уйдут на создание инфраструктуры по обращению с зарубежным ОЯТ и в результате ввоза ОЯТ экологические проблемы России не уменьшатся, а усугубятся;
  • ложью является утверждение Минатома о наличии у него “высоких технологий”, позволяющих безопасно перерабатывать ОЯТ: на самом деле эти “высокие” технологии завершаются закачкой миллионов кубометров радиоактивных отходов под землю и радиоактивным загрязнением обширных пространств России;
  • ложью является то, что новая авантюра Минатома не приведет к увеличению техногенного риска для населения России и персонала атомной индустрии, которому придется осуществлять эту авантюру;
  • ложью является то, что можно хорошо заработать на временном хранении ОЯТ, а отходы от его переработки можно будет отправить обратно; на самом деле никто никогда не примет от России обратно ни ОЯТ, ни продуктов его переработки.

Правда же заключается в том, что:

  • в России уже накоплено 14 тысяч тонн своего ОЯТ, проблема хранения и переработки ОЯТ на сегодня стала тупиковой — у Минатома нет технологически, экономически и экологически приемлемой программы по безопасному обращению с ОЯТ;
  • Минатом не смог обеспечить безопасность даже собственного персонала и членов их семей: почти в три раза выше, чем в среднем по России, среди персонала Минатома распространенность гипертонической болезни и заболеваемость болезнями крови; почти в два раза выше частота заболеваемости костно-мышечной системы; у населения закрытых городов Минатома вдвое выше, чем в среднем по стране, уровень заболевания язвенной болезни желудка и 12-персной кишки, а также врожденные аномалии среди детей в возрасте до 14 лет; здесь в три раза быстрее, чем в среднем по России, растет онкологическая заболеваемость; начиная с 1997 г. первичная заболеваемость психическими расстройствами в атомной отрасли России превысила средний уровень по стране;
  • деятельность Минатома уже привела к трагическим последствиям для сотен тысяч российских семей: на загрязненных после Чернобыльской аварии территориях отмечаются ранние катаракты у детей, высокий уровень заболевания раком кожи, щитовидной железы и других органов, сниженный иммунитет, происходит раннее старение и дебилизация населения; по всей стране страдают от многочисленных болезней сотни тысяч ликвидаторов;
  • так называемый лизинг тепловыделяющих сборок, вводимый по одному из принятых законопроектов, означает: “чистая энергия в другие страны – прибыль Минатому — грязные радиоактивные отходы многим поколениям россиян”;
  • России не нужен дорогой “рециклированный” уран и плутоний, имеющиеся объемы оружейного урана и плутония могут обеспечить на десятилетия топливом все российские АЭС, а масштабное ядерное разоружение еще более умножит запасы делящихся материалов;
  • в России плохое состояние и высокая аварийность транспортных путей, по которым собираются перевозить тысячи тонн опасного радиоактивного груза; организация безопасной транспортировки ОЯТ обойдется в миллиарды долларов;
  • увеличение объемов хранения, переработки и транспортировки ОЯТ создает серьезную угрозу возникновения крупномасштабных радиационных аварий, резко увеличивает угрозу радиационного терроризма; как показал трагический опыт Чернобыля, компенсация жертвам этих аварий и терактов и стоимость реабилитации территорий превысит любую прибыль атомщиков;
  • миллиарды долларов, которые Минатом мечтает получить за прием зарубежного ОЯТ, дадут ему возможность решать свои собственные узко ведомственные проблемы, которые далеки от национальных интересов России: начать строительство новых АЭС и заводов по переработке;
  • во всех районах, где атомщики намечают строительство новых АЭС, есть ресурсы ископаемого топлива, которых хватит на многие десятилетия; есть недостаточно используемые возобновляемые источники энергии; одно только энергосбережение может дать России втрое больше электроэнергии, чем дают сегодня все АЭС; большинство развитых стран мира отказывается от строительства АЭС, делая ставку на энергосбережении, развитии локальных, экономически выгодных источников энергии;
  • французские и английские заводы по переработке ОЯТ показали экономическую и экологическую несостоятельность и близки к завершению своей работы;
  • ни одна страна в мире не принимает чужое ОЯТ для хранения на своей территории.

Около 3 млн. россиян поддержали вынесение на всероссийский референдум вопроса: “Вы за запрет ввоза из других государств на территорию России радиоактивных материалов на хранение, захоронение или переработку?” и поэтому голосование депутатов Думы за принятие трех законопроектов, разрешающих такой ввоз, резко расходится с волей их избирателей. Мы знаем поименно всех голосовавших “за” и примем все меры, чтобы воспрепятствовать их новому избранию. России не нужны парламентарии больше прислушивающиеся к голосу ведомственных лоббистов, чем к голосу народа. Мы призываем членов Совета Федерации, депутатов Думы и Президента отказаться от внешне заманчивого решения, предлагаемого Минатомом по хранению и переработке иностранного отработавшего ядерного топлива, которое на самом деле угрожает национальной безопасности России. Мы заявляем, что любые решения в этой области, затрагивающие интересы и судьбы не только настоящего, но и многих будущих поколений, могут приниматься только с учетом мнения населения. Ответственная власть обязана отказаться от политики противостояния с гражданами и перейти к диалогу на основе демократических принципов.

СоЭС считает, что принятие 21 декабря 2000 г. в первом чтении Государственной Думой РФ трех законопроектов, связанных с ввозом в Россию отработавшего ядерного топлива других стран, чревато опасными последствиями для национальной безопасности России. Не дадим превратить Россию в международный радиоактивный отстойник и ядерный могильник!

Сопредседатели Совета Социально-экологического союза:
С. Забелин
С. Кричевский
А. Каюмов
Д. Рыбаков
Л. Федоров

Руководитель Центра ядерной экологии и энергетической политики СоЭС
Л. Попова

Директор организации “Экозащита” СоЭС
В. Сливяк

Руководитель Программы по ядерной и радиационной безопасности СоЭС
А. Яблоков

27 декабря 2000 г.

=================================================================================

Думой 21 декабря приняты законопроекты:

  1. “О внесении дополнения в статью 50 Закона РСФСР “Об охране окружающей природной среды””.
  2. “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об использовании атомной энергии””.
  3. “О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных регионов Российской Федерации, финансируемых за счет поступлений от внешнеторговых операций с облученным ядерным топливом”.

Полные тексты этих законопроектов с обосновывающими документами, и развернутые критические комментарии опубликованы в бюллетене программы “Ядерная и радиационная безопасность” №7-8 за 2000 г. (см. также в Интернете http://www.atomsafe.ru).


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены