Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№117, апрель 2005


ПРОЕКТ ЛЕСНОГО КОДЕКСА НАКАНУНЕ ОБСУЖДЕНИЯ В ПАРЛАМЕНТЕ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Проект Лесного кодекса отменяет положительные изменения, внесённые в Лесной кодекс в 2005 г.
  2. Комментарии российских НПО к проекту Лесного кодекса, внесённому в Государственную Думу
  3. Обсуждение проекта Лесного кодекса в регионах
  4. Открытое письмо председателю Правительства России
  5. Ссылки по теме

Проект Лесного кодекса отменяет положительные изменения, внесённые
в Лесной кодекс в 2005 г.

Как известно, последние изменения в Лесной Кодекс РФ внесены Федеральным законом N 199 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" (ФЗ 199), вступившим в силу 1 января 2005 г. Какова судьба этих изменений в проекте нового Лесного Кодекса РФ, находящегося в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе?

В проекте ЛК мы отметили полную преемственность в отношении следующих изменений, внесённых ФЗ 199 в действующих Кодекс:

  • исключение упоминания о государственных программах использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
  • исключение упоминания о льготах по платежам за пользование лесным фондом;
  • исключение положения о передаче участков лесного фонда в безвозмездное пользование общественным объединениям охотников;
  • исключение положений о том, что на участке лесного фонда, предоставленном для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, площадь, занятая различными сооружениями, не может превышать десяти процентов площади участка, причём строительство таких сооружений допускается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Согласно ФЗ 199, из действующего ЛК исключена возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов Российской Федерации. Согласно проекту ЛК, такая возможность вновь предусмотрена в порядке, установленном федеральными законами. Кроме этого, такой же порядок предусмотрен для передачи лесных участков из состава земель лесного фонда в собственность муниципальных образований, граждан и юридических лиц.

Согласно ФЗ 199, максимальные сроки аренды, концессии участков лесного фонда, безвозмездного пользования участком лесного фонда увеличены с 49 до 99 лет, исключены или изменены многие положения о порядке предоставления участков лесного фонда в аренду, концессию или безвозмездное пользование, проведения лесных конкурсов и аукционов. Проектом ЛК концессия участков лесного фонда и безвозмездное пользованием участком лесного фонда не предусмотрены, а в отношении аренды участков лесного фонда и проведения лесных аукционов, предложены более детально проработанные нормы, соответствующие декларируемой концепции лесного законодательства. Для возможных сроков аренды установлено два интервала: до одного года либо от десяти до девяноста девяти лет.

Согласно ФЗ 199, в число оснований выдачи лесорубочного и (или) лесного билета, включено решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Проект ЛК не предусматривает таких документов как лесорубочный и (или) лесной билета, рассматривая в качестве вводимой альтернативы лесную декларацию (заявление лесопользователя о соответствии осуществляемой им деятельности, связанной с использованием, охраной и воспроизводством лесов, требованиям лесного законодательства), то есть документ с принципиально иным статусом.

Согласно ФЗ 199, субъекты РФ наделены значительными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, осуществляемыми за счёт субвенций из федерального бюджета. К этим полномочиям (статья 47 действующего ЛК) отнесены тушение лесных пожаров в лесах лесного фонда и осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство. Таким образом, статья 47, которую предполагалось отменить печально известным "законом о монетизации льгот" (ФЗ 122), в несколько изменённом виде сохранена в действующем ЛК. В соответствии с этим, ФЗ 199 внёс изменения, предусматривающие ряд частных полномочий субъектов РФ, следующих из изменённой статьи 47 ЛК. Одновременно ФЗ существенно изменил главу 8 ЛК, в которой в настоящее время определены принципы финансового обеспечения исполнения полномочий субъектов Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета (статья 51 ЛК), контроль за осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов (статья 52), условия и порядок временного изъятия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов за счет предоставления субвенций из федерального бюджета (статья 53).

Согласно ФЗ 199, из ЛК исключена статья 48 о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. По-видимому, авторы ФЗ 199 сочли, что изменённая статья 47 ЛК уже решает эти вопросы. Однако проект ЛК аналогичной статьи не предусматривает, а в статье 4 проекта ЛК, примерно соответствующей статьям 14 и 15 действующего ЛК, содержится лишь общее положение о том, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления действуют в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Возможность дополнительного разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, проектом ЛК также не предусмотрена. Таким образом, субъекты РФ фактически лишаются не только полномочий в данной области, но и самой возможности быть наделёнными такими полномочиями в соответствии с лесным законодательством.

Согласно ФЗ 199, статья 49 ЛК дополнена положением о том, что органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Проект ЛК аналогичной статьи вообще не предусматривает, ограничиваясь упоминанием различных частных полномочий органов местного самоуправления в данной области.

Согласно ФЗ 199, в ЛК впервые предусмотрена возможность добровольной лесной сертификации. В проекте ЛК РФ указывается, что целью добровольной лесной сертификации является подтверждение соответствия системы ведения лесного хозяйства и лесопользования установленным принципам неистощительного и устойчивого управления лесами.

Согласно ФЗ 199, в статье 130 ЛК сделано уточнение, что участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций, могут предоставляться им в безвозмездное пользование для удовлетворения только собственных потребностей в древесине и других лесных ресурсах, причём предусмотрено определение нормативов объёмов лесопользования в целях обеспечения упомянутых потребностей сельскохозяйственных организаций. Проект ЛК не предусматривает каких-либо особенностей использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций.

В соответствии с ФЗ 199, из ЛК исключена статья 122, определявшая порядок пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей. Согласно проекту ЛК, порядок пользования лесом для научно-исследовательских и образовательных целей, а также для ведения охотничьего хозяйства, для рекреационных целей, порядок побочного лесопользования определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правовое регулирование в области использования, охраны и воспроизводства лесов.

Таким образом, между изменениями, только в этом году внесёнными в ЛК, и проектом нового ЛК имеются существенные, в том числе концептуальные различия. На наш взгляд, если оценивать эти различия, исходя из задачи обеспечения устойчивого лесопользования, то в большинстве случаев сравнение будет не в пользу проекта ЛК. Кроме того, в проекте ЛК практически не учтены предложения неправительственных организаций по его доработке (см. Право - Природе, N114).

Николай Соболев,
Центр охраны дикой природы, кампания "За разумный Лесной Кодекс"


Комментарии российских НПО к проекту Лесного кодекса, внесённому в Государственную Думу

Группа российских неправительственных организаций (WWF России, Международный социально-экологический союз, Гринпис России, Представительство IUCN для стран СНГ, Центр охраны дикой природы) подготовила комментарии к версии проекта ЛК, внесённой в Госдуму.

В качестве важных положительных изменений данной версии по сравнению с предыдущей отмечены:

– невозможность введения частной собственности на леса без принятия специального федерального закона, регулирующего оборот лесных земель;
– наличие в лесной декларации указаний на конкретные параметры проводимых хозяйственных мероприятий и установление срока начала действия лесной декларации.

Вместе с тем, принципиально обновленный ЛК в редакции ФЗ-199, вступивший в силу 1 января 2005 г., создал основу построения новой системы управления лесами в соответствии с проводимой административной реформой. Принятие сейчас нового Лесного кодекса приведёт к нестабильности управления лесами. Поэтому в течение, по крайней мере, ближайших нескольких лет замена ЛК нецелесообразна.

В проекте ЛК по-прежнему имеются принципиальные недостатки, в том числе:

  • противоречие процедуры создания ООПТ на землях лесного фонда действующему законодательству об ООПТ;
  • несоответствие ограничений на лесопользование, устанавливаемых Особой частью Лесного кодекса, режимам, устанавливаемым в соответствии с действующим Федеральным законом "Об ООПТ" и существующей нормативной базой;
  • игнорирование требований природоохранного законодательства по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов и участков естественных лесных экосистем, не подвергшихся антропогенному воздействию.
  • неясность формулировки, допускающей ограничение пребывания граждан в лесах, находящиxся в аренде или собственности;
  • отсутствие правовых основ участия общественности в принятии наиболее значимых решений в области управления лесами;
  • отсутствие единых требований к ведению хозяйства в защитных лесах, несоответствие установленного режима использования многих категорий защитности лесов первой группы целевому назначению этих категорий, противоречия с законодательством об ООПТ;
  • административные нерыночные механизмы, принуждающие лесопользователей к экстенсивному использованию лесных ресурсов;
  • отсутствие эффективной системы охраны лесов от нелегальных рубок и контроля соблюдения лесного законодательства;
  • отсутствие ограничений на строительство капитальных сооружений в тех категориях защитности, где это строительство может противоречить целевому назначению лесов;
  • отсутствие правовых основ для определения того, в каких объёмах арендаторы и собственники лесного фонда обязаны проводить лесохозяйственные мероприятия;
  • игнорирование требований природоохранного законодательства о государственной экологической экспертизе;
  • отсутствие перечня технических регламентов ведения лесного хозяйства и лесопользования.

Наряду с конкретными предложениями по устранению перечисленных недостатков, российские НПО указывают на необходимость, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" и Федеральным законом "Об экологической экспертизе", направить проект ЛК на Государственную экологическую экспертизу.


Обсуждение проекта Лесного кодекса в регионах

В начале февраля проект ЛК был направлен субъектам Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений в срок до 10 апреля. Как сообщил координатор лесной компании Международного Социально-экологического союза (МСоЭС) Владимир Захаров, отрицательные отзывы на проект направили органы представительной власти многих, в том числе основных лесных регионов страны - Архангельской, Вологодской, Костромской, Иркутской областей, Красноярского края и т.д.

Отрицательные отзывы большинства субъектов РФ могут стать основанием для снятия проекта ЛК с рассмотрения в Госдуме.


Открытое письмо председателю Правительства России

Рассмотрение проекта ЛК в первом чтении намечено в Государственной Думе на 22 апреля. Учитывая наличие у Правительства РФ права отозвать внесённый им проект ЛК, общественные организации подготовили нижеследующее обращение:

Председателю Правительства Российской Федерации
М.Е. Фрадкову

Уважаемый Михаил Ефимович!

Мы, представители Российской общественности, вновь вынуждены обратиться к Вам по проблемам Лесного кодекса. Несмотря на слова Президента В.В. Путина о том, что "Решение вопроса о Лесном кодексе должно быть - принято в результате широкой дискуссии с - экологическими движениями", такой дискуссии Правительством не было организовано, и большинство наших предложений остались без внимания разработчиков.

В ходе многочисленных общественных слушаний, семинаров и совещаний, организованных нами во многих городах России, были получены только отрицательные заключения как на проект в целом, так и на многие его положения. В последние недели законодатели целого ряда субъектов Российской Федерации присоединились к этой отрицательной оценке законопроекта.

Напомним, что переданным Правительством в Государственную Думу проектом Лесного кодекса РФ, в нарушение Конституции РФ:

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления отстраняются от организации природоохранных мероприятий, ущемляются их права владения, пользования и распоряжения природными ресурсами;
– ограничиваются права граждан на общедоступное пользование лесами;
– умаляются права общественности в области управления лесами.

Принятие нового Лесного кодекса через несколько месяцев после введения в действие предыдущего неизбежно ведёт к хаосу в отрасли и, как следствиям, увеличению нарушений законодательства, разрушению природных комплексов, росту коррупции и социальной напряжённости в различных регионах страны.

Учитывая сказанное, и в соответствии со ст. 43 ФЗ "О Правительстве Российской Федерации", гл.1 Регламента Правительства РФ, просим Вас дать распоряжение отозвать представленный в Федеральное Собрание РФ проект Лесного кодекса РФ, как ущемляющий конституционные права и законные интересы граждан Российской Федерации, для дальнейшего обсуждения, доработки и проведения экологической экспертизы проекта.

Вы можете присоединиться к данному обращению, СРОЧНО направив свои подписи в Лесную кампанию Международного социально-экологического союза (zakharov@forest.ru) и в Центр экологической политики России (yablokov@ecopolicy.ru). Пожалуйста, укажите при этом Вашу фамилию, инициалы, название организации и населённый пункт, где Вы проживаете.


Ссылки по теме


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


27.07.2022
Коллективное обращение в Прокуратуру РФ по ситуации в Кроноцком заповеднике



17.07.2022
Публикации и фильм о русской выхухоли



16.07.2022
Петиция в поддержку сотрудников Кроноцкого заповедника



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены