Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№109, декабрь 2004


НОВОСТИ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Законопроект о частичном восстановлении природоохранного законодательства.
  2. Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".
  3. Возвращаясь к напечатанному.

Законопроект о частичном восстановлении природоохранного
законодательства

Проект Федерального Закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" принят Государственной Думой.

В октябре законопроект с таким названием был внесён в Федеральное Собрание Правительством России. 24 декабря Государственная Дума приняла проект во втором и третьем чтении. Данный проект закона подготовлен по инициативе, прежде всего, Министерства природных ресурсов, в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", известного как "закон о монетизации льгот". Как известно, этот закон вносит существенные изменения, в том числе, в природоохранное и ресурсное законодательства.

Законопроект, принятый Госдумой, касается, в том числе, Лесного кодекса, федеральных законов "Об особо охраняемых природных территориях", "О животном мире", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и др. Законопроект также отменяет те позиции "закона о монетизации льгот", которые изложены в законопроекте по-иному, например, статьи 47 и 83, вносившие изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и Лесной кодекс.

Согласно проекту закона, принятому Госдумой, природные парки "возвращены" в число ООПТ регионального значения, нет положения о том, что ботанические сады и дендрологические парки относятся к особо охраняемым природным территориям только федерального значения. Соответствующие изменения внесены в порядок образования природных парков, ботанических садов и дендрологических парков, а также в порядок управления ООПТ этих категорий.

В Лесной кодекс Российской Федерации возвращены:

  • статья 49 "Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов",
  • статья 100 "Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в организации борьбы с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса",
  • глава 8 "Осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов за счет субвенций из федерального бюджета".

Существенно расширены полномочия органов исполнительной власти по управлению использованием лесного фонда. Предусмотрена возможность добровольной лесной сертификации, чего не было в Лесном кодексе.

В число полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Федерации, предусмотренных подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", введено создание и обеспечение охраны не только государственных природных заказников и памятников природы, но также и природных парков, дендрологических парков и ботанических садов регионального значения, а также ведение Красной книги субъекта Российской Федерации.

В Федеральный закон "Об охране окружающей природной среды" вносится новая статья 68.1 "Права, обязанности и ответственность муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды".

Следует отметить значительное число существенных замечаний, сделанных Правовым управлением Госдумы. В частности, было указано, что такая норма, как право муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, "не может быть поддержана, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает право должностных лиц органов местного самоуправления участвовать в какой-либо стадии производства по делам об административных правонарушениях в качестве лиц, составляющих протоколы или рассматривающих дела об административных правонарушениях. Кроме того, согласно статье 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, "законодательство об административных правонарушениях на федеральном уровне состоит только из самого Кодекса".

Сделан и ряд других замечаний, поэтому окончательные выводы можно будет сделать только после вступления закона в силу. Согласно законопроекту, он должен вступить в силу 1 января 2005 г., то есть одновременно с "законом о монетизации льгот".

Н. А. Соболев,
Центр охраны дикой природы


Закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Закон был принят Государственной Думой 26 ноября 2004 г. и одобрен Советом Федерации 8 декабря.

Закон направлен на правовое обеспечение предоставления в пользование водных биоресурсов и механизма распределения квот вылова водных биоресурсов. В соответствии с законом, определяется, что биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением водных, обитающих в обособленных водных объектах, которые могут находиться в федеральной, региональной, муниципальной и частной собственности. В соответствии с законом, устанавливается предоставление долгосрочного правопользования биоресурсами на основе закрепления за пользователями долей в общем объеме квот добычи рыбы сроком на 5 лет.

Кроме того, предусматривается передача органам исполнительной власти субъектов ряда полномочий по управлению водными биоресурсами - регулирование любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также участие в распределении прибрежных квот добычи и рыбопромысловых участков.

Источник: РосБизнесКонсалтинг, 21.12.2004,


Возвращаясь к напечатанному

21 декабря Государственной Думой принят в третьем чтении Градостроительный кодекс Российской Федерации (комментарии см. "Право - Природе", NN 103, 106). Заметим, что перед третьим чтением в проект были внесены некоторые существенные изменения.

Подписан Президентом России и с 5 января 2005 г. вступит в силу Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (комментарии см. "Право - Природе", N 107).



Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены