Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№104, ноябрь 2004


МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Проект закона о ратификации Киотского протокола.
  2. Президент подписал закон о ратификации Киотского протокола.
  3. Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря: год спустя после подписания.

Проект закона о ратификации Киотского протокола

На состоявшемся 22 октября 2004 г. заседании Государственной Думы РФ официальный представитель Президента Российской Федерации, руководитель Росгидромета Александр Бедрицкий представил проект федерального закона "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата".

Руководитель Росгидромета охарактеризовал ратификацию Киотского протокола как событие мирового значения. О большой важности вступления в силу Киотского протокола для мирового сообщества, по словам докладчика, свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день его ратифицировали уже 126 стран, в том числе 33 промышленно развитые страны.

Киотский протокол является также и политическим соглашением для развития международного сотрудничества под эгидой ООН в деле предотвращения глобального изменения климата, подчеркнул докладчик, а также первым международно-правовым инструментом, предусматривающим участие частного сектора в выполнении международных обязательств.

От Комитета по экологии с содокладом выступил Владимир Грачев. Он, в частности, отметил, что Киотским протоколом предусматривается создание уникальных механизмов торговли квотами на эмиссии парниковых газов (ПГ) и реализация совместных программ, что в совокупности может принести России определенную выгоду. Запуск этих механизмов возможен только после обретения ими полноценного юридического статуса.

В качестве обоснования положительного решения по вопросу о ратификации Россией Киотского протокола, заявил докладчик, можно привести следующие аргументы: предотвращение потепления климата, в свете которого Киотский протокол можно рассматривать как первый шаг в решении этой важной глобальной экологической проблемы; сокращение частоты и уменьшение масштабов природных катаклизмов; получение доходов от продажи квот на эмиссию парниковых газов; привлечение иностранных инвестиций; переход на более высокие экологически чистые технологии; повышение качества экономического роста; повышение международного престижа России; участие в многосторонних международных экологических акциях, улучшение экологического имиджа России и признание России всемирным экологическим донором с возможным в дальнейшем учетом этого фактора в международных отношениях; ресурс квот до 2012 г. не будет исчерпан, и к началу неблагоприятного периода у России будет определенный резерв для роста.

Ратифицировав Киотский протокол, Россия реально укрепляет свой международный авторитет и становится экологическим лидером, сказал в заключении докладчик, добавив, что Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму и Комитет по международным делам также рекомендовали Государственной Думе ратифицировать Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

В обсуждении законопроекта приняли участие Анатолий Грешневиков, Борис Кибирев, Светлана Горячева, Андрей Савельев, Юрий Савельев, Анатолий Губкин, Наталия Нарочницкая, Анатолий Локоть, Виктор Тюлькин, Сергей Иванов.

От фракций выступили Петр Романов (КПРФ), Алексей Островский (ЛДПР), Валерий Зубов (Единая Россия), Наталия Нарочницкая (Родина), Светлана Горячева от независимых депутатов. Проект принят, "за" - 334.

По материалам сайта Госдумы РФ
Источник: Информационная служба "Эко-Согласие"


Президент подписал закон о ратификации Киотского протокола

Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата". Об этом сообщает пресс-служба главы государства.

Этот ФЗ был принят Государственной думой 22 октября 2004 г. и одобрен Советом Федерации 27 октября с.г.
Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - международное соглашение о контроле за выбросами парниковых газов в 2008-2012 гг. Протокол носит пилотный характер, его цель - в течение пяти лет запустить и отладить принципиально новые экономические механизмы снижения выбросов - торговлю квотами и проекты совместного осуществления.

Для вступления протокола в силу его должны ратифицировать не менее 55 стран, на долю которых по состоянию на 1990 г. приходилось не менее 55% выбросов. Этот минимум может быть достигнут только при условии ратификации договора Россией, так как США и ряд других стран отказались от его подписания. К настоящему времени протокол ратифицировали 126 государства, а доля совокупных выбросов этих стран составляет лишь 44,2% общих выбросов. Доля России составляет 17,4% выбросов, поэтому после ратификации его РФ он автоматически вступает в силу.

При этом отмечается, что участие России в Киотском протоколе повлечет расходы из федерального бюджета. В частности, как отмечается в пояснении к документу, большая часть мероприятий по снижению выбросов парниковых газов в экономике должна выполняться в рамках целевой программы "Энергоэффективная экономика" на 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010 г.

Между тем, согласно сценариям экономического роста российской экономики, рассмотренным экспертами в исследовании "Экономические последствия возможной ратификации Российской Федерацией Киотского протокола", подготовленном рабочей группой Института экономического анализа для президента России, эмиссия углекислого газа в России превысит уровень 1990 г. еще до окончания первого периода действия Киотского протокола в 2008-2012 гг. В случае ратификации Россией Киотского протокола ее финансовые потери в первом периоде его действия могут составить десятки, а в последующих периодах - сотни миллиардов долларов.
России потребуются средства на выполнение обязательств по разработке предупредительных мер для адаптации экономики к изменениям климата, создание системы мониторинга выборов и регистров учета и контроля выбросов, в том числе 20 млн. руб. - как единовременные затраты на первые два года с момента ратификации протокола, 20 млн. руб. - ежегодные расходы с момента ратификации и 20 млн. руб. - дополнительные ежегодные расходы с 2008 г. Кроме того, взносы России в бюджет Киотского протокола на административные расходы оцениваются на уровне 150 тыс. долл.

Администрация Джорджа Буша отказалась от участия в Киотском соглашении в 2001 г. Это решение стало проявлением одностороннего подхода к решению важнейших мировых проблем. Австралийское правительство Джона Говарда также долгое время противилось этому договору.

После того как договор вступит в силу, правительства многих стран окажутся в неловкой ситуации. В случае невыполнения своих обязательств в 2010 г. они будут подвергнуты международным санкциям. По условиям протокола страны Евросоюза должны сократить свои выбросы парниковых газов на 8%, что, по мнению западной прессы, едва ли достижимо. Однако с наибольшими трудностями, как уже отмечалось ранее, столкнутся США и Австралия, которые после ратификации Россией протокола фактически останутся в изоляции.

Насколько этот протокол выгоден России, говорить сложно. Западные специалисты утверждают, что его ратификация принесет нашей стране большую экономическую выгоду и ускорит ее вступление в ВТО, многие российские эксперты - что РФ ждут значительные финансовые потери и замедление, а возможно, и прекращение экономического роста.

По информации RBC-news
Источник: Информационная служба "Эко-Согласие"


Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря: год спустя после подписания

4 ноября 2003 г. представители правительств пяти прикаспийских стран: Азербайджанской Республики, Исламской Республики Иран, Республики Казахстан, Российской Федерации и Туркменистана, подписали Рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская Конвенция).

Экосистема Каспийского моря в последние десятилетия испытывает серьезную деградацию из-за все нарастающего антропогенного воздействия. На рубеже 20-21 веков сокращение биологических ресурсов Каспия приобрело катастрофический характер, некоторые биологические виды находятся под угрозой глобального исчезновения. Экологическая общественность восприняла с воодушевлением подписание Рамочной конвенции, как беспрецедентный и своевременный акт по достижению столь долгожданного согласия в региональных действиях по незамедлительной защите хрупкой и уникальной экосистемы Каспийского моря.

Прошел один год со дня подписания Тегеранской Конвенции. На сегодняшний день только одна страна, Туркменистан, ратифицировала эту конвенцию; Правительства Российской Федерации и Исламской Республики Иран ее только недавно одобрили и передали для ратификации. Мы вынуждены констатировать, что:

  • темпы ратификации и присоединения, а значит и вступления в силу конвенции отстают от темпов деградации экосистемы Каспия;
  • появление этого регионального соглашения пока не стало катализатором в деле создания реальных механизмов природоохранного сотрудничества на Каспии и широкого вовлечения всех заинтересованных сторон, в том числе и экологических неправительственных организаций (НПО) в природоохранную деятельность.

Мы призываем правительства прикаспийских стран приложить все усилия для скорейшего вступления конвенции в силу. Мы верим, что внедрение в жизнь Рамочной конвенции и создание эффективных протоколов к ней позволит поднять деятельность по охране и восстановлению природной среды Каспия на новый, более эффективный уровень и обеспечить региональные механизмы для вовлечения местных сообществ и НПО в эту работу.

Более подробная информация о Тегеранской конвенции и о деятельности рабочей группы НПО по ТК на http://www.caspwatch.ru/tnc/tc_index.html

От имени рабочей группы НПО по Тегеранской конвенции:
Галина Козлова, "Экограф", Баку (Азербайджан)
Елена Сангина, Астрахань (Россия)
Виталий Горохов, "Экоюрис", Москва (Россия)
Алексей Книжников, "Crude accountability", Москва (Россия)
Хамид Амирабрахими, "Южно-каспийский институт экологических услуг" (Иран).
ноябрь 2004 г.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены