Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

№101, октябрь 2004


РАЗРАБОТКА НОВОГО ЛЕСНОГО КОДЕКСА ЗАВЕРШАЕТСЯ

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Кодекс до Думы не дошел, но процесс уже пошел…
  2. Претензии "зеленых" к проекту Лесного кодекса.
  3. Поправки НПО обещали учесть.
  4. Приглашаем участвовать в кампании писем
  5. Официальная версия Лесного кодекса не доступна для общественности.
  6. Ссылки по теме.

Кодекс до Думы не дошел, но процесс уже пошел…

Самый главный для лесов России документ - Лесной кодекс - скоро попадет в Думу и будет в ближайшее время принят. Хотя, по мнению независимых экологов, документ имеет много изъянов, а его разработка по-прежнему идет кулуарно - общественность и независимые заинтересованные лица отстранены от процесса.

В последней доступной версии документа вызывают вопросы такие важные темы, как права граждан на доступ в лес, защита леса от застройки коттеджами, создание новых заповедных территорий, стимулирование устойчивого лесопользования, охрана лесов и другие. Параллельно с доработкой проекта Лесного кодекса продолжается реформа системы управления лесами. Получается, что Кодекс ещё не принят, а реформирование по нему уже успешно идет полным ходом. Так, уже начата ликвидация лесхозов…

Дмитрий Кокорев, Центр охраны дикой природы, кампания "За разумный Лесной кодекс!"


Претензии "зеленых" к проекту Лесного кодекса.

Российские неправительственные природоохранные организации опубликовали совместный документ, где обозначены основные претензии к последней версии проекта Лесного кодекса РФ от 16 сентября 2004 г.

4 октября документ, названный "Комментарии российских неправительственных природоохранных организаций к проекту Лесного кодекса РФ", был передан в Лесную службу МПР. Он содержит замечания, а также четкие и компетентные предложения по внесению изменений в версию Лесного кодекса РФ (от 16 сентября 2004 г.). Они были подготовлены от имени пяти российских неправительственных природоохранных организаций (Гринпис, ЦОДП, СоЭС, ВВФ и МСОП).
Насколько эти предложения будут восприняты в ходе доработки версии до внесения в Госдуму - неизвестно, пока очевидно лишь то, что такая доработка будет.

Вот перечень основных недостатков проекта нового Лесного кодекса в версии от 16.09.04:

  1. Противоречие процедуры создания особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда действующему законодательству об ООПТ.
  2. Неясность формулировки, допускающей ограничение граждан на доступ в леса, находящиеся в аренде или собственности.
  3. Отсутствие правовых основ для участия общественности в принятии наиболее значимых решений в области управления лесами.
  4. Несоответствие названий и перечня категорий защитности защитных лесов в общей и особенной частях законопроекта; несоответствие установленного режима использования многих категорий защитности лесов первой группы целевому назначению этих категорий защитности; отсутствие логики в значительной части статей, касающихся управления защитными лесами; противоречия с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
  5. Отсутствие предельно допустимых норм и способов изъятия лесных ресурсов при лесопользовании, осуществляемом в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также отсутствия механизма защиты прав этих народов на традиционное природопользование.
  6. Наличие нерыночного механизма (повышения платы за использование лесных ресурсов), вынуждающего лесопользователей использовать не менее 30% от каждого вида лесных ресурсов вне зависимости от конкретных условий лесопользования.
  7. Отсутствие конкретного и исчерпывающего перечня технических регламентов, которые должны быть разработаны в целях реализации требований кодекса.
  8. Отсутствие установленных документов, позволяющих отличить законную рубку леса от незаконной при осуществлении контроля за лесопользованием непосредственно в лесу.
  9. Отсутствие ограничений на строительство капитальных сооружений (в том числе коттеджное строительство) в тех категориях защитности, где это строительство может противоречить целевому назначению лесов.
  10. Отсутствие правовых основ для определения того, в каких объемах арендаторы и собственники лесного фонда обязаны проводить лесохозяйственные мероприятия.
  11. Нечеткость формулировки, касающейся сроков начала действия Лесной декларации.

Проект Кодекса уже находится в правительстве и, вероятно, пробудет там еще какое-то время, в течение которого свои замечания будут высказывать заинтересованные ведомства. После этого его внесут в Думу.

С упомянутым документом и приложением к нему можно ознакомиться на страницах кампании "За разумный Лесной кодекс!":


Поправки НПО обещали учесть

Главной темой состоявшегося заседания Лесного совета представителей МПР и экологической общественности стал проект Лесного кодекса, который, как выяснилось, уже вскоре попадет в Госдуму. Однако к проекту остается много замечаний у экспертов НПО. Экологов заверили, что "постараются максимально учесть все разумные предложения…" С учетом прошлого опыта в это верится с трудом.

30 сентября состоялось заседание Общественного лесного совета при МПР. В заседании приняли участие руководитель Федерального агентства по лесному хозяйству (ФАЛХ) В.П. Рощупкин, а также его заместители В.В. Нефедьев и М.Д. Гиряев. Со стороны общественности участвовали представители WWF России, Гринпис России, Международного социально-экологического союза и Центра охраны дикой природы.

Главной темой обсуждения был проект нового Лесного кодекса. В настоящий момент Лесной кодекс находится в правительстве и, вероятно, будет внесен в Госдуму в середине октября. Его принятие ожидается до конца года. Российские неправительственные организации высказали основные замечания к проекту документа от 16 сентября (см. материал выше). Также участники совещания договорились о продолжении консультаций. Представители ФАЛХ заверили общественность, что возможность внесения поправок в проект кодекса пока еще есть, и они постараются максимально учесть все разумные предложения.

Михаил Карпачевский, Центр охраны дикой природы


Приглашаем участвовать в кампании писем

Уважаемые подписчики бюллетеня "Право - Природе", предлагаем Вам принять участие в акции!

По имеющимся у нас сведениям, предположительно в течение двух недель будет передан в Государственную Думу РФ проект нового Лесного кодекса. Проект разработан Правительством РФ. Положения проекта создают правовую базу для принципиального изменения правового статуса лесов России.

В противоречии с Конституцией РФ в проекте Лесного кодекса отсутствуют нормы о лесном фонде как общественном достоянии российского народа, принадлежащем ныне живущим и будущим поколениям граждан. Проект содержит статьи, допускающие право собственности российских граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства и юридических лиц на участки и угодья лесного фонда, включая леса первой группы. Нормы кодекса позволяют заключать договор аренды на срок до 99 лет, что фактически означает получение лесного участка в собственность. Вместе с тем проект Лесного кодекса позволяет собственникам и арендаторам леса вводить неправомерные ограничения прав граждан на общедоступное пользование лесами. Идеология документа заключается в том, чтобы максимально переложить обязательства по ведению лесного хозяйства на плечи арендаторов и частных собственников лесных ресурсов и отменить большинство документов, которые в настоящий момент позволяют проверить легальность рубки леса и качество ведения лесного хозяйства (например, лесорубочных билетов). Это приведет к тому, что государственный контроль за использованием лесных ресурсов в частных лесах фактически будет ликвидирован, а сами леса будут нещадно эксплуатироваться.

Президенту России направлены тысячи коллективных и индивидуальных обращений граждан с конкретными правовыми требованиями.

Чтобы наши действия были последовательными, убедительная просьба направить в Правительство РФ запрос на информацию о разработке и содержании проекта Лесного кодекса и о предоставлении этой информации широкой общественности до представления проекта в Государственную Думу.

Направление обращений к Президенту РФ также остается актуальным. Поэтому, просим одновременно с запросами в Правительство направлять обращения Президенту. Тексты запросов и обращений вы можете найти в интернете (адреса прилагаются) или запросить в редакции бюллетеня.

Общественным организациям в запросах и обращениях следует указывать адрес вашей организации для ответа. Если же запрос будет послан от гражданина или группы граждан, то в запросе необходимо указать адрес одного из граждан, подписавших запрос, на который необходимо выслать проект Лесного кодекса.
Запрос необходимо отправлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Отправьте, пожалуйста, на адрес "ЮРИКСа" копии почтовых квитанций и направленных запросов и обращений: 125464, г. Москва, а\я 64, АНО "ЮРИКС".

Спасибо за поддержку,
АНО "Юристы за конституционные права и свободы"
Центр охраны дикой природы
Центр развития демократии и прав человека

Приложения:
- образец письма-обращения к Президенту от организации: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/form_1.doc
- образец письма-обращения к Президенту от граждан: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/form_2.doc
- образец запроса на информацию в Правительство от организации: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/zapros_org.doc
- образец запроса на информацию в Правительство от граждан: http://www.biodiversity.ru/programs/fcode/zapros_citizenry.doc


Официальная версия Лесного кодекса не доступна для общественности

Процесс разработки новой редакции проекта Лесного кодекса продолжается уже более полугода, однако до сих пор ни одна из версий документа фактически не была представлена широкой общественности. Вариантом такого представления могло бы стать опубликование Кодекса в печатном виде например в какой-либо многотиражной центральной газете. Однако вопреки ожиданиям документ в должной мере не представлен официально даже в Интернете, хотя должен был быть, по логике, размещен на сайте правительства РФ.

Единственная официальная, но устаревшая версия Кодекса (от мая с.г.) размещена на сайте Министерства экономического развития и торговли РФ (см. "Ссылки по теме"). Хотя следует предполагать, что в Думу будет внесена по крайней мере сентябрьская версия. Странно, но Министерство природных ресурсов также адресует граждан и НПО к этому сайту (письмо из Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования: http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/jurix.zip).

Из неофициальных источников известно, что реально разрабатывается вариант, существенно отличающийся от размещенного на сайте Минэкономразвития РФ и именно к нему приковано наибольшее внимание общественности и специалистов. Что это, очередная попытка ввести в заблуждение граждан России, желающих контролировать процесс разработки этого важного документа, или преступная безответственность российских чиновников?

Дмитрий Кокорев, Центр охраны дикой природы, кампания "За разумный Лесной кодекс!"


Ссылки по теме

Версии Лесного кодекса

Аналитика по проектам Лесного кодекса

СМИ о Лесном кодексе и лесах


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями допускается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены