Eng

  На главную страницу
| по номерам | подписка |

ПРАВО - ПРИРОДЕ: РОССИЙСКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Электронный бюллетень Центра охраны дикой природы

1999, №2


Комментарии к Федеральному закону
"О внесении изменений и дополнений
в Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды"


Как указано в пояснительной записке к данному законопроекту, его принятие не потребует дополнительных бюджетных ассигнований, но приведет основные правовые нормы, регулирующие управление в области охраны окружающей природной среды (далее - ОПС) в соответствие с Конституцией РФ.

За последние 10 лет с момента принятия ныне действующего Закона об охране окружающей природной среды произошло много событий, коренных изменений и в государственном устройстве, и в экономике, и в правовой системе. Корректировка норм Закона в проекте проведена с учетом этих изменений, правоприменительной практики и опыта (удачного и неудачного) применения этих норм.

В области охраны окружающей природной среды произошли значительные изменения. Первоочередным становится необходимость создания эффективной системы охраны природы, чтобы Россия могла должным образом перейти к этапу устойчивого развития. Как считают авторы законопроекта, правовые нормы этого базового закона должным образом обеспечат экологическую безопасность населения России.

Разработчики законопроекта надеются, что его принятие позволит обеспечить реализацию экономического механизма охраны окружающей природной среды в современных условиях, укрепит экономическую базу для осуществления природоохранной деятельности, повысит эффективность целевого использования средств на природоохранные цели. Для этого, в частности, в законопроекте предусмотрены приведение статуса экологических фондов в соответствие с действующим законодательством и создание единой системы этих фондов.

В основу данного законопроекта заложен принцип законодательной преемственности. При этом максимально учтены наиболее действенные положения ныне действующего Закона.

Проект федерального закона состоит из 15 разделов и 79 статей.

1. Существенной отличительной чертой законопроекта является статья 1 - "Основные понятия". Она позволяет избежать разночтения норм закона и должна повысить их эффективность.

2. Вопросы государственного управления в области охраны окружающей природной среды (ОПС) регламентированы в разделе II законопроекта. Предусмотрено совершенствование структуры взаимоотношений между различными федеральными органами исполнительной власти с учетом их фактических функций в области охраны ОПС.

В настоящее время охраной ОПС занимается только один специально уполномоченный орган (Госкомэкология). Остальные ведомства, предметом ведения которых являются природные ресурсы, выполняют природоохранную деятельность постольку, поскольку она касается их основных функций. В целях устранения указанного правового пробела в законопроекте названия этих органов приведены в соответствие с их функциями.

3. В законопроекте изменена концепция действующего закона, разделяющая компетенцию субъектов РФ (республик, краев и областей) в области охраны ОПС. В соответствии с п. 1 ст. 5 Конституции РФ предусмотрен принцип равенства в области охраны ОПС всех субъектов Российской Федерации в лице их специально уполномоченных государственных органов.

4. Раздел III - "Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны окружающей природной среды" переработан с учетом действующей с 1993 г. Конституции РФ и Федерального закона "Об общественных объединениях" 1995 г. и заменяет Раздел 2 действующего Закона "Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду". Рекомендуем обратить на этот раздел особое внимание.

5. Раздел IV - "Экономический механизм охраны окружающей природной среды" сохранил прежнее название и структуру, однако его содержание претерпело некоторые изменения.

С учетом принятия ряда новых законов в сфере экономики в законопроекте предусмотрено экологическое налогообложение в отношении продукции, которая может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду.

В целях неоправданного дублирования статей 15 и 24 действующего закона в законопроекте они объединены в одну статью.

В целях повышения эффективности государственного экологического контроля предусмотрен механизм финансовой поддержки исследований источников воздействий на ОПС. Эти исследования осуществляются территориальными органами и специализированными инспекциями федерального специально уполномоченного органа в области охраны ОПС. Предложено финансировать их за счет средств федерального бюджетного экологического фонда.

6. Раздел VI - "Нормирование в области охраны окружающей природной среды" сохранил основу соответствующего раздела действующего закона, но дополнен рядом новых положений, придающих этой части закона большую системность. Так, отдельными статьями представлены положения, касающиеся нормативов предельно допустимых уровней воздействия на окружающую природную среду. Впервые в законодательный акт вводится понятие "экологические нормативы". Уточнена процедура нормирования.

Кроме того, в этом разделе (ст. 26) введено положение, расширяющее права субъектов РФ по региональному нормированию предельно допустимых концентраций вредных веществ и уровней воздействия на ОПС.

7. Раздел VII - "Оценка воздействия на окружающую природную среду" восполняет пробел, долгое время существовавший в нашем правовом поле.

До сих пор эта процедура была закреплена только в ведомственном Положении об ОВОС, утвержденном в 1994 г. и зачастую откровенно игнорировавшимся хозяйствующими субъектами. В данном проекте предлагается поднять статус ОВОС до уровня закона, что крайне актуально и своевременно. ОВОС как процедура и средство раннего экологического контроля будет тем более эффективна, чем активнее в нее будет вовлечена общественность. Для этого имеются все необходимые предпосылки, однако детально проработанная процедура пока отсутствует. Было бы целесообразно обсудить этот вопрос.

8. Раздел VIII - "Разрешения на хозяйственную и иную деятельность". С учетом современного законодательства в нем объединены вопросы регулирования экологической экспертизы, выдачи лицензий и договоров на природопользование.

Очень хотелось бы, чтобы наши читатели с особым вниманием проанализировали данный раздел, поскольку в нем описаны возможные формы участия общественности в процедуре принятия экологически значимых решений. От своевременного привлечения общественности или ее компетентного вмешательства на самых ранних стадиях этой процедуры во многом зависит экологическая безопасность общества.

9. Раздел IX законопроекта - "Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду" объединил статьи разделов 6 и 7 действующего закона. При этом содержание этих разделов почти полностью сохранено.

Для российских НПО данный раздел интересен тем, что именно на этих этапах процедуры принятия хозяйственных экологически значимых решений возможно эффективное вмешательство заинтересованной общественности.

10. Раздел XI - "Особо охраняемые природные территории" действующего Закона представляет огромный интерес для всех, вовлеченных в охрану дикой природы, животного и растительного мира. Этот раздел скорректирован с учетом введения в действие Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".

11. В Разделе XII законопроекта - "Государственный экологический мониторинг, экологический контроль и государственный учет в области охраны окружающей природной среды" изложены правовые нормы статей 68 - 72 действующего закона, уточнено их содержание. В данном разделе сделана попытка комплексно охватить вопросы получения необходимой информации для осуществления охраны ОПС и соответствующего контроля. Необходимо проанализировать этот раздел с точки зрения соответствия действующим конституционным нормам и правовым институтам доступа к информации, обращения с информацией. Также следует учесть его соответствие существующим международным стандартам, в том числе отраженным в Орхусской Конвенции ЕЭК ООН (июнь 1998 г.) "О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды".

В этом же разделе уточнены нормы, регламентирующие слежение за состоянием ОПС, учет объектов ОПС и воздействий на нее. Впервые в российском природоохранном законодательстве включена статья "Экологический аудит", требующая отдельного тщательного осмысления ее всеми заинтересованными специалистами.

12. Раздел XIII - "Экологическое воспитание, образование, научные исследования в области охраны окружающей природной среды". Хорошо известна огромная роль экологических НПО в этой области, но все же нам очень хотелось бы узнать мнение читателей по поводу этого раздела.

13. К сожалению, в процессе подготовки законопроекта из него была исключена ст. 75 действующего закона ("Профессиональная экологическая подготовка руководящих работников и специалистов"), по мнению разработчиков, "по причине декларативности ее содержания". Поэтому начавшаяся практика обязательного повышения квалификации в области охраны ОПС для руководителей хозяйствующих субъектов (удачный пример - учебный центр "Нахабино" в Московской области) в будущем может не получить требуемого развития. А ведь такое образование для лиц, принимающих ответственные, экологически значимые решения, чрезвычайно необходимо! Как вы считаете?!

14. В раздел XIV законопроекта - "Разрешение споров, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды, возмещение вреда, причиненного экологическими правонарушениями" произведена переработка ныне действующих норм (разделы 12 - 14 действующего закона) и исключены нормы, урегулированные другими действующими законодательными и нормативными актами.

15. Содержание и название Раздела XV - "Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды" сохранены практически без изменений.


Приглашаем к дискуссии!!! Возможно, Ваши комментарии смогут изменить или скорректировать законодательную политику нашего парламента.

© Центр охраны дикой природы.
Воспроизведение материалов бюллетеня экологическими некоммерческими организациями разрешается без предварительного согласования. Ссылка на бюллетень и его авторов обязательна.

| подписка | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены