Eng

  На главную страницу
| о программе | новости | публикации | документы | что Вы можете сделать | ссылки |

Advis.ru, 25 июля 2005 г.

Пресс-конференция руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина

В.П. Рощупкин

В.П. Рощупкин

В. Рощупкин: - Добрый день!

Прежде всего, я хотел обратить ваше внимание на то, что подписано распоряжение Правительства РФ о проведении конференции ФЛЕГ по борьбе с нелегальным оборотом древесины и нелегальными рубками на территории России. Эта международная конференция пройдет 25-29 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге.

Роль России в ее проведении чрезвычайно высока. Как вы знаете, нелегальные рубки у международного сообщества вызывают повышенное внимание. Россия, обладающая четвертью мировых запасов леса, поставляющая, к сожалению, необработанное сырье на международный рынок, конечно, вызывает пристальный интерес к происхождению этой древесины. Российская сторона и в частности наше Федеральное агентство лесного хозяйства в прошлом году сами выступили с инициативой, что на международном уровне необходимо выработать не только единое понимание, что такое незаконный оборот древесины, незаконные рубки, но и определить принципы и методы борьбы с этими негативными явлениями.

Уровень участия в конференции ФЛЕГ министры 56-ти стран, более 350-ти международных экспертов. На заседаниях будут разрабатываться два важнейших документа: декларация и план действий по борьбе с нелегальными рубками древесины.

Россия уже предложила конкретные действия, конкретные шаги. В первую очередь, в части контроля за тем, что происходит на лесных участках России. Страна большая, две трети территории занимают леса, осуществить контроль обычными методами, как в Европе, практически невозможно. Поэтому мы внедрили космический и авиационный мониторинг за лесными ресурсами России. Первые результаты мониторинга говорят о том, что эта работа высокоэффективна. Мы обследовали 25 млн. га в Иркутской области, Архангельской области, Красноярском крае, и ряде других территорий. Выявили достаточно серьезные нарушения. Некоторые цифры и для нас стали определенной новостью.

По результатам мониторинга можно быстро и практично доказывать факты нарушений в суде, в этой системе контроля минимально задействован человеческий фактор. Мы наметили уже в этом году обследовать территорию Дальнего Востока, Амурской области, Хабаровского края, Приморского края, Читинской области. Продолжим работу в Красноярском крае и Иркутской области. К сентябрю у нас должна быть изучена обстановка по Дальнему Востоку.

Второй момент. В работе конференции ФЛЕГ мы ставим такую задачу: должна отвечать не только та страна, где ведется нелегальная рубка, но и та, которая скупает эту нелегальную древесину. Для этого мы наладили контакты с некоторыми нашими международными партнерами, в частности, Китаем и Финляндией. Создана и работает совместная рабочая группа Россия-Финляндия, в августе пройдет заседание новой рабочей группы Россия-Китай.

Что касается нашей обстановки в лесном хозяйстве, сейчас идет совершенствование системы управления. Мы готовимся к изменениям, которые повлечет принятие нового Лесного кодекса. Активно работаем над укреплением финансовой системы лесного хозяйства, а так же его структуры, методов и форм управления.

Сегодня в лесном фонде в связи с изменением подходов к защите лесов количество пожаров по сравнению с уровнем прошлого года сократилось более чем в 2 раза. А в прошлом году по отношению к предыдущему году - почти в 4 раза. И здесь дело не в том, что изменились погодные условия. Раньше был принцип аварийности: 70-80 процентов средств и действий направлялись на тушение лесных пожаров, остальное - на профилактику. А сейчас эта пирамида перевернута наоборот. И профилактические действия дали хороший практический результат.

- Ваше отношение к проекту Лесного кодекса, к возможности введения частной собственности на лесные земли?

В. Рощупкин: Лесной кодекс вызвал около 5600 предложений, пожеланий. Он затронул разные клановые интересы. Крупные лесопромышленники имеют свое видение лесного кодекса. Малый бизнес в чем-то расходится в подходах с крупным бизнесом. Экологические общественные организации беспокоятся об экологической составляющей кодекса.

Наше отношение однозначное: сегодня изменились правила игры, страна, можно сказать, другая, и ей требуется новое лесное законодательство. То, что Россия является сырьевым придатком, и это плохо. Поэтому мы поддержим те блоки предложений, которые направлены на развитие глубокой переработки древесины.

Однако нельзя смотреть на лес только с позиций экономики. Лес важен в экологическом плане для всей нашей страны и для мирового сообщества. В новом Лесном кодексе эта линия все-таки соблюдается. Есть некоторые расхождения, например, потому что сегодня отсутствует Закон об особо охраняемых территориях. Попытка вместить нормы о них в Лесной кодекс не совсем правильная, нужно просто ускорить подготовку Закона об особо охраняемых территориях, о животном мире. Не надо перегружать Лесной кодекс многими понятиями, которые должны быть учтены в других законах.

Проект Лесного кодекса достаточно продуктивен и прогрессивен, но, безусловно, не лишен недостатков. До 15 августа все предложения и замечания по кодексу должны быть сформированы в Государственной думе, по ним будут приняты решения. Я думаю, все будет сделано достаточно взвешенно и цивилизованно.

О частной собственности: все нормы о ней исключены из текста Лесного кодекса. Там сказано только одно: вопросы передачи земель должны быть выделены в отдельном законе. Нас такая формулировка удовлетворяет. Хотя если говорить о жизни, частные леса сегодня уже практически реальность. Вы знаете, что многие сельскохозяйственные земли стали частными. В течение 10-15 лет на них уже вырос лес. Этот лес по факту уже является частным. Так что понятие частный лес в России уже существует.

- Сколько вы начисляете штрафных санкций за 1 кубометр нелегально вырубленного леса? Как эти суммы соотносятся с его рыночной ценой? Каковы административные меры в отношении нарушителей? Например, отбираются ли в таких случаях порубочные билеты?

В. Рощупкин: Есть минимальные ставки, которые установило Правительство. Они небольшие. Это ставки стоимости древесины на корню. Есть конкретная ставка, которая определяется на конкурсе, аукционе. Минимальная ставка сегодня порядка 35-38 рублей за один кубометр для растущего леса. На аукционе этот лес продается в два-три-четыре раза дороже.

Штрафы, которые мы сегодня предъявляем, к сожалению, предъявляются по цене наших конкретных ставок. И мы сегодня ищем подходы, которые позволят оперировать в этих случаях рыночными ценами. Но при начислении штрафных санкций к минимальным ставкам применяются коэффициенты пяти-десятикратное увеличение. В частности, за 500 тыс. нелегально вырубленных кубометров штрафные санкции составляют около 500 млн. рублей. Административные воздействия достаточно простые: в судебном порядке мы можем приостановить деятельность любого лесопользователя. Но только в судебном порядке, а не по решению чиновников.

- А были такие примеры?

В. Рощупкин: Да. В Иркутской области, в Архангельской области.

- Будете ли вы мониторить Подмосковье, в плане коттеджного строительства в лесной зоне?

В. Рощупкин: Все, что связано с захватом земель, контролирует Росприроднадзор. Мы заказали по Московской области специальные съемки. Я не хотел об этом говорить, чтобы не вызывать ажиотажа. Но уже в этом году мы намечаем снять определенную зону Московской области. Безусловно, будет выясняться, проходили ли возведенные там объекты экологическую экспертизу, есть ли необходимые пакеты документов. Все эти данные будет изучать Росприроднадзор.

- Некоторые депутаты предлагают внести поправки, ограничивающие участие иностранного капитала в российской лесной отрасли. Как вы относитесь к возможности ограничения иностранных инвестиций?

В. Рощупкин: Я не думаю, что надо ограничить иностранные инвестиции. Мы можем ограничить определенные зоны лесопользования - например, в целях безопасности. Инвестиции ограничивать не нужно. Нужно ограничивать принципы этих инвестиций. Если предприятие - резидент на территории России, платит здесь налоги, вкладывает средства в том числе в переработку и приносит с собой современные технологии, этого бояться не нужно. Посмотрите, например, на нашу целлюлозно-бумажную промышленность, какие у них очистные сооружения, оснащение. Туда нужно вкладывать деньги. И надо содействовать, чтобы эти деньги сюда приходили.

- Как обстоит ситуация с пожарами?

В. Рощупкин: У нас несколько территорий, в которых сложная ситуация. Например, 6 районов в Карелии, где повышенная пожароопасность. Серьезная ситуация в этом году на Дальнем Востоке и в Хабаровске и Приморье. Получился такой оазис высоких температур: в течение месяца доходило до 30 градусов, на почве до 65 градусов. Сейчас там есть уже локализованные пожары. Такие зоны находятся под особенным контролем, и мы задействуем все силы и средства.

В этом году мы увеличили количество техники для тушения лесных пожаров: 86 единиц техники поставлено в регионы за счет средств по специальной программе Правительства России и Всемирного банка. В общей сложности 490 единиц техники регионы получат до конца года. Такое количество техники лесное хозяйство не получало за все последние 10 лет. Со следующего года намечаем плановое обновление авиационной техники.

- Вы очень деликатно говорите. Реальность в Сибири, на Дальнем Востоке гораздо жестче. Есть ли расчеты, сколько составляет допустимая вырубка, на сколько лет вперед нам хватит леса?

В. Рощупкин: Расчет этот научная величина, называется плановая расчетная лесосека: сколько можно леса изымать и вырубать ежегодно. Она составляет 550 млн. кубов. У нас вырубается 21% от расчетной лесосеки. Поэтому обеднение лесов России не грозит. Учет показывает, что общий баланс выбытия лесов, и их восстановления, положительный. Но объемы лесовосстановления тем не менее должны быть усилены, потому что в отдельных зонах выбывающие леса, в том числе в результате пожаров, требуют активного восстановления.

Если говорить о жесткости, у нас КПД привлечения к ответственности незаконных рубщиков безобразно плохое. Если мы выявили более 10 тысяч случаев нарушений, данные о которых оформили и передали в органы следствия и суд, то количество вынесенных по ним решений всего-навсего десятки случаев. Поэтому для нас необходима система авиационного космического мониторинга, с минимальной ролью человека, отсутствием колоссального числа бумажных документов, которые надо оформлять.

По Дальнему Востоку, когда на этой территории будет проведен космический и авиационный мониторинг, мы будем говорить более конкретно, с реальными цифрами и фактами.

- До 26 июля срок предоставления программ, которые должны быть профинансированы из федерального бюджета. Что вы ожидаете от бюджета?

В. Рощупкин: Мы представили свои программы, и МЭРТ, МПР России в этой части нас поддержали. Главный упор мы сделали на воспроизводство лесов, инфраструктурные программы, например, строительство лесных дорог. В сентябре мы должны подготовить концепцию федеральной программы по лесному хозяйству России. Наша задача защитить ее в Правительстве в сентябре, и до мая следующего года утвердить. Если все получится, то с 2007 по 2012 годы мы будем вооружены таким хорошим финансовым документом.

- По пожарам: как обстоит ситуация с субвенциями регионам, и на какие деньги тушатся пожары в бывших сельских лесах?

В. Рощупкин: В этом году изменились принципы финансирования тушения лесных пожаров. Правительство создало специальный фонд субвенций, в него перечислено более 500 млн. рублей. Эти деньги направлены целевым образом в субъекты федерации. На сегодняшний день все субвенции доведены до территорий. Они лежат на счетах, за исключением отдельных регионов, где пожарная ситуация привела к тому, что средства перерасходованы. Но есть механизм переброски средств оттуда, где они остаются, туда, где их не хватило, где сильные пожары. Из этих 500 млн. освоено 192 млн. рублей, то есть баланс нормальный.

Хуже ситуация по сельским лесам, которые раньше находились в ведении колхозов и совхозов. С 1 января они переданы ведение субъектов Российской Федерации. Им переданы средства, которые раньше находились в сельском хозяйстве. Этих средств не так уж и много. Их хватает только на заработную плату. Сейчас леса субъектов крайне расстроены. Лесоустройство на некоторых участках не проходило в течение 20 лет, санитарные и прочие промежуточные рубки велись недопустимыми методами. Мы предлагаем субъектам федерации рассмотреть эти вопросы, заложить определенные средства в своих бюджетах, мы готовы оказать содействие в проведении всех необходимых работ в этих лесах. У нас есть 14 крупных лесоустроительных подразделений, хорошая авиационная охрана, и так далее. Мы стараемся заключить такие соглашения с субъектами, протянуть им руку помощи. Потому что нам небезразлично, что там происходит. В общем площадь сельских лесов небольшая, около 510 млн. га, в нашем же ведении 1 млрд. 162 млн. государственного лесного фонда. Бывшие сельские леса - небольшая капля, которую мы готовы взять в свое ведение.

- Много проблем по борьбе с вредителями в лесах Подмосковья: давно уже исчезли ловушки, елки вырубаются, годами лежат в лесах, в результате развиваются болезни, вредители...

В. Рощупкин: Второй год подряд мы увеличиваем объем средств на борьбу с вредителями. Кроме того, изменена система работы по борьбе с вредителями, ее оценка. Раньше мы выдавали деньги, а результат получали потом и не всегда он нас устраивал. Сейчас мы проводим конкурс, делаем заявку. Платим только аванс. И когда принимаем результаты, только тогда производим оплату. Многие исполнители оказались к этому не готовы, потому что привыкли получать деньги, не давая конкретных результатов. У нас даже прошли судебные процессы, связанные с работой некоторых исполнителей. Сейчас, думаю, мы уже приучили их, как надо вести эту работу. Есть некоторые положительные изменения и по применяемым биологическим препаратам.

По Московской области. Здесь и в ряде других областей есть следующая особенность: здесь нет промышленных лесозаготовок, лесистость возрастает из года в год, начиная с сороковых годов. В то же время одними санитарными рубками эту ситуацию в этих лесах не улучшишь. Поэтому здесь выгодно передавать участки лесного фонда в цивилизованную аренду под культурно-оздоровительные, спортивные цели, чтобы на этих территориях был наведен порядок. Так, Московская область получает от аренды лесного фонда около 400 млн. рублей ежегодно. Это большие суммы. Между тем в прошлом году они вложили в лесное хозяйство области практически ноль. С этим согласиться нельзя.

- Как складывается работа вашего агентства и представителей нефтегазового бизнеса, которым нужны территории лесного фонда, например, под строительство трубопроводов?

В. Рощупкин: Мы выстраиваем эти отношения в соответствии с законодательством. Так, мы активно работаем с Транснефтью, сегодня эта компания ведет работы по строительству трубопровода на Дальнем Востоке. Под эту трассу мы даем определенные разрешения. Я думаю, весь проект пройдет экологическую экспертизу, и только тогда будет выдано разрешение на работы в лесу, в том числе на рубки. Я думаю, что никаких проблем, связанных с самовольным ведением этой деятельности, там не наблюдается.

| о программе | новости | публикации | документы | что Вы можете сделать | ссылки | вверх |
 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены