Eng

  На главную страницу

| другие документы | загрузить документ (MS Word, 6Kb) |

 

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПАНЪЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СЕТИ В СЕВЕРНОЙ ЕВРАЗИИ (концепция)

1. Введение

Экологическая сеть объединяет отдельные особо охраняемые природные территории (ООПТ) всех категорий с различными формами охраны природы вне ООПТ в единой системе мер по сохранению функционально целостной совокупности природных сообществ (природного каркаса), позволяя сохранить дикую природу в условиях роста антропогенных нагрузок. Это обеспечивает возможность поддерживать экологическое равновесие как необходимое условие устойчивого развития.

На территории Северной Евразии, составляющей более 75% панъевропейского пространства, находится основная часть имеющихся в его пределах природных экосистем. Расположенные в Северной Евразии страны - государства, возникшие при дезинтеграции СССР в 1991 г. - обладают богатыми историческими, научными и организационными природоохранными традициями, в том числе - развитой системой научных строго охраняемых природных резерватов - Заповедников. Этим определяется весьма важная роль деятельности по формированию Северо-Евразийского участка Панъевропейской экологической сети (ПЕЭС) - Экологической сети Северной Евразии (ЭССЕ) - в общей системе мероприятий Панъевропейской стратегии по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия.

Цель формирования ЭССЕ - сохранение природных экосистем и ландшафтов, мест обитания, видов и их генетического разнообразия в качестве европейского природного наследия и основного фактора поддержания экологического равновесия и обеспечения устойчивого развития в Северной Евразии и, в значительной мере - в общеевропейском и в общепланетарном масштабе.

2. Пути формирования Экологической сети Северной Евразии

Условно можно выделить несколько направлений деятельности по формированию Экологической сети Северной Евразии:

  1. Развитие концепции экологической сети применительно к Северной Евразии, осуществление необходимых научных и научно-технических разработок.
  2. Нормативно-организационное обеспечение сохранения наиболее важных - Ключевых - природных территорий и поддержания (при необходимости - восстановления) функциональной целостности экосистемного покрова.
  3. Социально-экономическое стимулирование формирования и обеспечения ЭССЕ.
  4. Широкое участие населения в формировании и поддержке ЭССЕ.

Важнейшая организационная задача - добиться одновременного скоординированного развития всех указанных направлений работы в соответствии с приводимыми ниже критериями достижения цели.

3. Критерии достижения цели

3.1. Проектировочные критерии

  • Выявлены все Ключевые Природные Территории (КПТ), достаточные для сохранения всех элементов биологического и ландшафтного разнообразия и развития сукцессионных и иных природных процессов в пределах их естественного распространения.
  • Установлено, какие транзитные наиболее важны для поддержания функционального единства природного каркаса и где необходимо проведение экологической реставрации.
  • Для всех КПТ, их буферных зон и транзитных территорий разработан экологически оптимальный режим природопользования, охраны и управления.

3.2. Нормативно-организационные критерии

  • Экологическая сеть в целом признана государствами, на территории которых она находится, в качестве самостоятельного объекта охраны, в связи с чем:
    • установлены адекватные внутригосударственные, общегосударственные и межгосударственные юридические нормы;
    • механизм управления экологической сетью учитывает функциональную взаимосвязь составляющих её территорий.
  • Все КПТ и транзитные территории обеспечены адекватными мерами по их поддержанию в состоянии, которое признано целесообразным, в том числе:
    • природопользование осуществляется в формах и масштабах, не противоречащих природоохранной функции экологической сети;
    • экологические связи между природными территориями достаточны для избежания фрагментации природных экосистем;
    • требования по сохранению КПТ и целостности природного каркаса учитываются при проведении оценки (экспертизы) хозяйственных проектов.

3.3. Экономические критерии

  • Государством выделяются средства, достаточные для обеспечения существования экологической сети в конкретных социально-экономических условиях.
  • Установленные экономические отношения стимулируют природопользователей (независимо от формы собственности) соблюдать установленные режимы природных территорий, ресурсы которых ими используются.
  • Информационный ресурс и средостабилизирующие свойства природных экосистем практически учитываются в качестве экономического фактора.

3.4. Социологические критерии

  • Поддержка со стороны населения, дополняя государственную деятельность, обеспечивает полноценное развитие и функционирование экологической сети.
  • Обеспечена подготовка специалистов по работе с экологическими сетями и ООПТ различных категорий.

4. Поддержка формирования ЭССЕ в рамках Комитета экспертов по ПЕЭС

В соответствии со своими стратегическими интересами и современной ситуацией страны Северной Евразии участвуют в Панъевропейской стратегии ландшафтного и биологического разнообразия. Вследствие сходства социально-экономических условий у них существуют не только общие возможности, но и общие проблемы в формировании экологической сети и участии в общеевропейском природоохранном процессе. В частности, в странах Северной Евразии не используется или неадекватно используется ряд конвенций, соглашений и иных международных нормативно-правовых механизмов, лежащих в основе формирования ПЕЭС в Западной и Центральной Европе. Нужны специальные подходы к их включению в общеевропейскую систему природоохранных мероприятий.

В соответствии с решением Комитета экспертов Совета Европы по Панъевропейской экологической сети, при поддержке Европейской программы МСОП создана Рабочая группа по экологической сети Северной Евразии (РГ ЭССЕ). В её задачи входит оказание государственным и негосударственным структурам стран Северной Евразии, а также специалистам и активистам охраны природы организационного и методического содействия в формировании ЭССЕ, в том числе - в адаптации общеевропейских природоохранных механизмов к социально-политическим, экономическим и экологическим условиям стран и регионов Северной Евразии. Деятельность РГ ЭССЕ осуществляется в рамках Европейской программы МСОП и является составной частью работы подкомиссии WCPA по Северной Евразии.


| другие документы | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


27.07.2022
Коллективное обращение в Прокуратуру РФ по ситуации в Кроноцком заповеднике



17.07.2022
Публикации и фильм о русской выхухоли



16.07.2022
Петиция в поддержку сотрудников Кроноцкого заповедника



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены