Eng

  На главную страницу
Совет Европы Юнеп

ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ СТРАТЕГИЯ В ОБЛАСТИ
БИОЛОГИЧЕСКОГО И ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ
Женева и Страсбург,
7 февраля 2006 года
STRA - CO (2006) 13

Пункт 5.5.5 повестки дня Конференции

СОВЕТ ПО ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЙ СТРАТЕГИИ
В ОБЛАСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
И ЛАНДШАФТНОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Четвертая межправительственная конференция по теме «Биоразнообразие в Европе»

22-24 февраля 2006 года
Национальный парк «Плитвицкие озера»
Хорватия

Инвазийные чужеродные виды

Документ подготовлен правительством Италии
При участии Соединенного Королевства и Европейской комиссии

Данный доклад не будет распространяться в ходе совещания
Просьба принести копию этого доклада с собой

I. Резюме

В настоящем документе содержится обзор основных текущих мероприятий и инициатив, имеющих отношение к инвазийным чужеродным видам (ИЧВ). Он не претендует на то, чтобы считаться исчерпывающим, и его главная цель состоит в том, чтобы послужить полезной основой для обсуждения данной темы, последующей выработки рекомендаций и определения задач для процесса ОЕСБЛР и КС8 Конвенции о биологическом разнообразии (КБР).

ИЧВ считаются одной из главных причин потери биоразнообразия в мире, и их внедрение имеет неблагоприятные экологические, экономические, социальные и медицинские последствия, которые ощущаются на местном уровне и выше.

Поскольку ИЧВ представляют собой глобальную проблему, вопросам ИЧВ посвящены многие международные инструменты и технические регламенты, которые содержат конкретные положения, регулирующие их различные аспекты. В КБР ИЧВ считаются одной из главных смежных тем, и в 2002 году Конференция Сторон приняла решение VI /23, озаглавленное «Чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания и видам», и утвердила изложенные в приложении к этому решению руководящие принципы, которые могут быть использованы в качестве основы для принятия мер в отношении ИЧВ.

Важность данного вопроса была признана на общеевропейском уровне, в основном этот вопрос решается в контексте Европейской стратегии в отношении инвазийных чужеродных видов и Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии.

В 2005 году Специальная техническая группа экспертов по ИЧВ (СТГЭ) подготовила подробный анализ пробелов и несоответствий, выявленных в международной нормативной основе, касающейся ИЧВ. Итоги работы СТГЭ были утверждены Вспомогательным органов КБР по научным, техническим и технологическим консультациям (ВОНТТК) на его одиннадцатом совещании, состоявшемся в ноябре 2005 года, в качестве рекомендации XI /12, озаглавленной «Чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания и видам: статья 8 ( h ): дальнейшее рассмотрение пробелов и несоответствий в международной нормативной основе».

Так как рекомендация XI /12 ВОНТТК отражает комплексное видение ключевых аспектов, которые должны быть включены в политику в отношении ИЧВ и сообразуется с Европейской стратегией по ИЧВ, европейские страны выступают за ее принятие КС, подчеркивая, что выполнение такой рекомендации требует осуществления всеобъемлющей и последовательной политики на региональном, субрегиональном, национальном и субнациональном уровнях.

II. Введение

Биологические инвазии являются одним из главных источников потери биоразнообразия и наносят серьезный ущерб экономике и здоровью .

В Европе инвазийные виды представляют угрозу для многих неблагополучных видов, таких как европейская норка, которую вытесняет американская норка, утка-белошейка, которую вытесняет красная утка, или целые лесные экосистемы Европы, состав которых сильно меняется в результате болезни голландского вяза, вызванной грибами, проникшими в Европу из Азии. Кроме того, интродуцированные виды в Европе представляют серьезную угрозу для биоразнообразия островной биоты, которая включает в себя большую часть европейского биоразнообразия.

О необходимости и срочности принятия мер для устранения угроз, которые таят в себе биологические инвазии, говорится во многих международных конвенциях, в которых содержатся конкретные положения, касающиеся инвазийных чужеродных видов, включая статью 8( h ) КБР, статью 11(2) и некоторые рекомендации Бернской конвенции, резолюции VII 14 и VIII 18 Рамсарской конвенции и статью. III (4)( c ) Боннской конвенции.

Некоторые опосредованные меры по предупреждению интродукции ИЧВ были приняты в рамках Конвенции о международной торговле дикими видами флоры и фауны, находящимися под грозой исчезновения (СИТЕС). В решении 11.64 СИТЕС, касающемся торговли чужеродными видами, рекомендовано признать, что чужеродные виды могут создавать серьезную грозу для биоразнообразия и что виды фауны и флоры будут довольно часто интродуцироваться в новую среду в результате международной торговли.

Основные элементы политических, законодательных и административных мер по борьбе с ИЧВ были определены КБР в решении VI /23, озаглавленном «Чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания и видам» (КБР КС VI , Гаага, апрель 2002 года), к которому прилагаются руководящие принципы. В этих инструментах в качестве основы для всех мер в отношении ИЧВ предлагается трехступенчатый подход, который включает в себя следующие элементы: ( i ) предупреждение новых нежелательных интродукций; ( ii ) Искоренение, когда предупреждение оказывается невозможным; и ( iii ) осуществление, в случае необходимости, непрерывного контроля.

Вполне естественно, что реализация данного подхода сопряжена с трудностями, поскольку ИЧВ являются смежным вопросом, который охватывает самые разнообразные сферы деятельности, такие как торговля, туризм, рыбоводство, биологический контроль и транспорт, что обусловливает необходимость применения целостного межотраслевого подхода.

На недавнем совещании СТГЭ, состоявшемся в мае 2005 года в Окленде, была подчеркнута необходимость развития контактов с Всемирной организацией по охране здоровья животных (ВООЗЖ) и Европейско-средиземноморской организацией по охране растений (ЕСОР) для изучения возможности развития сотрудничества с этими организациями в вопросах, касающихся принятия более жестких мер профилактики в этой области.

Создание сети информационных обменов является одним из важных шагов повышения осведомленности общественности о том, что ИЧВ является не только объектом профилактической работы, но и полезным инструментом повышения эффективности усилий по предупреждению нежелательных проникновений чужеродных видов. С этой целью создаются системы, содействующие обмену знаниями, которые играют важную роль в достижении указанной цели, такие как Группа специалистов МСОП по инвазийным видам, которая разработала Глобальную базу данных по инвазийным видам, в которой содержится обширная информация об инвазийных чужеродных видах, используемая учреждениями, лицами, управляющими ресурсами и принимающими решения, и заинтересованными частными лицами. В этой связи следует также упомянуть о Глобальной программе по инвазийным видам (ГПИВ), обеспечивающей экспертные услуги в целях содействия осуществлению и координации Глобальной стратегии по инвазийным чужеродным видам.

Кроме того, нельзя недооценивать важность таксономических научных и практических исследований, направленных на выявление надлежащих мер, которые могут помочь предотвратить и контролировать угрозы, создаваемые ИЧВ. По сути дела во многих случаях точное число и принадлежность интродуцированных видов не известна (Хендерсон и др.). Кроме того, мы начинаем уделять все большее внимание довольно сложному и запутанному вопросу, имеющему отношение к инвазийным чужеродным видам и касающемуся генетических изменений диких популяций, в рамках которого таксономия могла бы помочь обнаружить такие скрытые инвазии.

III. Главные темы обсуждения в ходе КС 8, касающиеся ИЧВ

Рекомендация XI /12 одиннадцатого совещания ВОНТТК (состоявшегося в Монреале в ноябре 2005 года), представленная КС8 и касающаяся инвазийных чужеродных видов, представляет собой всеобъемлющий документ, являющийся весьма детальным с точки зрения технического анализа различных аспектов, которые необходимо решить в интересах предупреждения биологических инвазий.

В этом документе содержится полезное руководство по разработке последовательной политики на международном, региональном, национальном и субнациональном уровне, направленной на предупреждение и смягчение последствий ИЧВ, а также применение руководящих указаний, изложенных в Руководящих принципах КБР по данному вопросу, в соответствующих секторах.

Подход, предложенный в рекомендации XI /12, сообразуется с европейским видением данной проблемы, и страны Европы приветствуют данный документ и рекомендуют КС8 утвердить его.

В целях содействия последовательному осуществлению рекомендации XI /12 на региональном, национальном и субнациональном уровнях страны Европы считают полезным включить в данный документ более конкретные показатели, касающиеся способов применения этих элементов региональными и национальными властями в рамках стратегического подхода.

IV. Общеевропейские действия

Достижения: европейские региональные процессы, инициативы и действия, предпринимаемые для устранения угроз, создаваемых инвазийными чужеродными видами

С тем чтобы положить конец потере биоразнообразия к 2010 году, как это предусматривается в Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии, важно выработать программу более согласованных и жестких действий для смягчения воздействия биологических инвазий. В ряде решений подтверждается, что Европе необходимо приложить активные усилия для решения данной проблемы, в том числе путем пересмотра проводимой ею политики.

Европейские страны и институты уделяют большое внимание проблеме ИЧВ в рамках своей деятельности, и на данной стадии важно принять меры для обеспечения большей последовательности и согласованности этих усилий.

На своем двадцать третьем совещании в декабре 2003 года Постоянный комитет Бернской конвенции официально утвердил «Европейскую стратегию по инвазийным чужеродным видам», которая служит основой для осуществления руководящих указаний КБР в отношении ИЧВ в Европе (рекомендация № 99). Этот документ был с энтузиазмом встречен и Европейским советом, и Конвенцией о биологическом разнообразии (решение VI /23).

В Программе работы Общеевропейской стратегии в области биологического и ландшафтного разнообразия ( STRA - CO (2003) 9) цели и задачи, намеченные на Будапештской конференции в 2002 году, были несколько скорректированы с тем, чтобы привести их в соответствие со Стратегическим планом Конвенции о биологическом разнообразии, в результате чего ИЧВ были выделены в отдельную тему. Данный процесс был оценен и еще больше усилен в ходе пятой Конференции по теме «Окружающая среда для Европы» на уровне министров (Киевская резолюция по вопросу о биоразнообразии), на которой было сказано, что « к 2008 году Общеевропейская стратегия по инвазийным чужеродным видам, разработанная в рамках Бернской конвенции и полностью сообразующаяся с Руководящими принципами Конвенции о биологическом разнообразии, будет осуществляться, по меньшей мере, в половине стран общеевропейского региона посредством их соответствующих стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия ».

В 2004 году Совет ОЕСБЛР утвердил стратегию по претворению в жизнь Киевской стратегии по вопросу о биоразнообразии (документ STRA - CO (2004) 21), и Италия взяла на себя роль ответственного за осуществление Плана действий по инвазийным чужеродным видом на общеевропейском уровне .

Все эти решения подтверждают ту важность, которую европейские учреждения и страны придают проблеме ИЧВ. Вместе с тем, принимая во внимание сложность задач, связанных с решением различных вопросов, касающихся биологических инвазий, необходимо свести все региональные и национальные инициативы в единое русло согласованной и последовательной политики.

На общеевропейском уровне недавно началось осуществление проекта под названием СИСИЧВЕ (Составление инвентарных списков инвазийных чужеродных видов в Европе), который финансируется совместно с Европейской комиссией в рамках ее шестой Рамочной научно-исследовательской программы. Одна из главных задач проекта СИСИЧВЕ состоит в том, чтобы составить карту чужеродных видов, присутствующих на территории Европы с указанием их экономического и экологического воздействия и управленческих мер, необходимых для устранения или смягчения ущерба, причиняемого ИЧВ в Европе.

Началось также осуществление скоординированной программы по разработке европейского набора показателей биоразнообразия для оценки степени прогресса и информирования общества об успехах в деле достижения европейских целей 2010 года. Работа осуществляется в сотрудничестве с ЕАОС (Европейским агентством по окружающей чреде), ЕЦОП (европейским центром охраны природы) и ЮНЕП-ВЦМОС (Всемирным центром мониторинга окружающей среды). Эта программа носит название РЕБП-2010 (Рационализация европейских показателей 2010 года в области биоразнообразия) и осуществляется под руководством Координационной группы. По некоторым показателям группы экспертов подготовят справочные документы, в которых будет дано описание и определение соответствующих показателей. Одна группа будет заниматься показателями, касающимися тенденций и издержек, связанных с инвазийными чужеродными видами. Генеральный директор (ГД) Европейской комиссии по окружающей среде приступил к осуществлению проекта под названием «Варианты мер, которые ЕС мог бы принять в отношении инвазийных чужеродных видов», который имеет большое значение для разработки общеевропейской политики по данному вопросу. Задачи данного проекта заключаются в следующем: ( i ) провести обзор последних международных тенденций, имеющих отношение к ИЧВ; ( ii ) обновить данные о мерах/стратегиях государств-членов в отношении ИЧВ и передать подборки информационных материалов новым государствам-членам, обратив особое внимание на процесс осуществления руководящих принципов КБР в отношении ИЧВ; ( iii ) провести обзор действующих и предложенных правовых инструментов, стратегий и исследовательских проектов внутри Сообщества, затрагивающих любые аспекты проблемы ИЧВ; ( iv ) проанализировать руководящие принципы КБР в отношении ИЧВ и Европейскую стратегию по инвазийным чужеродным видам, утвержденную Бернской конвенцией, и выявить области, которые относятся к сфере компетенции Сообщества; и ( v ) выявить пробелы в существующей основе и выработать рекомендации для устранения этих пробелов.

V. Препятствия на пути осуществления и вызовы, с которыми сталкивается Европа

Главные препятствия на пути разработки более жесткой политики в отношении ИЧВ в Европе можно вкратце изобразить следующим образом:

  • Отсутствие национальных стратегий по ИЧВ. Результаты обследования, проведенного Бернской конвенцией в 2004 году, свидетельствуют о том, что лишь немногие из европейских государств приступили к обзору своей политики в отношении инвазийных чужеродных видов (в одной стране имеется национальный план действий; в четырех странах осуществляется подготовка национальных планов действий или стратегий; и в шести странах имеется законодательство, касающееся чужеродных видов);
  • Отсутствие европейской всеобъемлющей политики в отношении ИЧВ. Необходимость разработки наднациональной скоординированной политики на европейском уровне, способствующей координации и согласованию политики различных стран в данной области, обусловлена как биологическими факторами (чужеродные виды могут быстро распространяться из одной страны в соседние страны), так и политическими причинами (система свободной торговли в Европе);
  • Отсутствие обмена знаниями и информацией. По сути дела, низкая степень информированности общественности и лиц, принимающих решения, нехватка научной информации в отношении эпидемиологии инвазий и неэффективные механизмы распространения данных ограничивают возможности принятия более жестких мер предупреждения и реагирования;
  • Недостаточная информированность о данной проблеме и о возможных способах предупреждения и смягчения последствий, вызываемых ИЧВ;
  • Нехватка финансовых ресурсов для принятия различных профилактических мер.

В целях устранения указанных препятствий:

  • Государствам следует разработать национальные стратегии или планы действий, создав при этом внутренние координационные механизмы, призванные обеспечить эффективную коммуникацию между различными правительственными департаментами и учреждениями, занимающимися проблемой ИЧВ, и содействовать коммуникации и сотрудничеству с внешними заинтересованными сторонами;
  • Проанализировать пробелы и несоответствия, выявленные в европейской регулирующей системе, и найти соответствующие решения;
  • Создать более эффективные механизмы для обмена информацией ;
  • Выступить с инициативами, направленными на развитие образования, повышение осведомленности общественности и организацию профессиональной подготовки;
  • Создать процедуры оценки риска, которые регулировали бы преднамеренные интродукции чужеродных видов с помощью выдачи специальных разрешений;
  • Разработать европейские системы составления списков (видов с высокой, средней и низкой степенью риска) на основе жестких процедур оценки риска;
  • Обеспечить осуществление таких кодексов поведения, как Кодекс по интродукции и передаче морских организмов ICES , Кодекс поведения по ответственному рыболовству ФАО и Кодекс поведения по ввозу и высвобождению экзотических агентов биологического контроля ФАО;
  • Разработать кодексы поведения и содействовать их применению, в частности на основе сотрудничества с соответствующими частными и государственными секторами;
  • Ратифицировать и осуществлять важнейшие международные инструменты, такие как Международная конвенция о контроле судового водного балласта и стоков и управлении ими;
  • Разработать и осуществлять экспериментальные проекты по конкретным аспектам ИЧВ (таким как ликвидация, средства профилактики, кодексы наилучшей практики) в целях повышения осведомленности общественности со ссылкой на самые удачные примеры таких проектов;
  • Оказывать содействие проведению исследований по ИЧВ силами национальных и европейских компетентных органов (например ГД, отвечающего за научные исследования)

VI . Вклад в КС8 КБР

Европейские перспективы и послание КС8 КБР

В выводах Оклендского совещания СТГЭ и рекомендации XI/12 ВОНТТК -11 , среди прочего , предлагаются наилучшие способы устранения пробелов в международной нормативной основе , подчеркивается важность региональных действий для решения проблемы инвазийных чужеродных видов и указывается , что во многих случаях недостаточно эффективное осуществление действующих международных правовых инструментов на национальном уровне служит препятствием на пути принятия эффективных мер по борьбе с биологическими инвазиями .

Что касается последнего вопроса, то Европейская стратегия в отношении ИЧВ служит руководством для европейских стран и учреждений по осуществлению положений КБР, касающихся ИЧВ, и с учетом этого она должна использоваться в качестве основы для разработки согласованных национальных стратегий и надлежащего законодательства, направленного на то, чтобы комплексно и последовательно регулировать различные аспекты, связанные с ИЧВ. При разработке таких стратегий следует учитывать необходимость обеспечения тесного межучережденческого сотрудничества и согласованного осуществления региональных действий. На европейском уровне при этом следует также принимать во внимание необходимость усиления сотрудничества с ЕАОС, ЕСОР, ВООЗЖ и европейскими руководителями СИТЕС.

Таким образом, страны Европы выступают за принятие КС рекомендации XI /12 ВОНТТК, которая действительно отражает общее видение ключевых аспектов, которые должна включать в себя политика в отношении ИЧВ, подчеркивая, что осуществление рекомендации XI /12 требует наличия всеобъемлющей и последовательной политики на региональном, субрегиональном, национальном и субнациональном уровнях.

По этой причине страны Европы предлагают КС официально одобрить принятие Постоянным комитетом Бернской конвенции на его двадцать третьем совещании в декабре 2003 года Европейской стратегии по инвазийным чужеродным видам.

Страны Европы также предлагают КС официально одобрить предложение, сформулированное в Киевской резолюции по вопросу о биоразнообразии, о том, чтобы к 2008 году Общеевропейская стратегия по инвазийным чужеродным видам, разработанная в рамках Бернской конвенции и полностью соответствующая руководящим принципам КБР, осуществлялась, по меньшей мере, половиной стран общеевропейского региона через посредство их соответствующих национальных стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия.

Страны Европы предлагают КС опубликовать примеры наилучшей практики и успешных управленческих решений, касающихся ИЧВ и экспериментальных проектов по данной тематике.

VII. Справочные материалы

Genovesi P., 2005. Eradications of invasive alien species in Europe : a review. Biological Invasions 7 (1): 127-133.

Genovesi P., 2005. A Strategy to prevent and mitigate the impacts posed by invasive alien species in Europe . In Nentwig, W. et al. (Eds.): Biological Invasions – From Ecology to Control. Neobiota 6 (2005): 145-147

Genovesi, P. and C. Shine, C. (2004): European Strategy on Invasive Alien Species. Nature and environment, n. 137. Council of Europe publishing, Strasbourg , Pp. 67.

Henderson P, Press B, Rainbow P, Robbins R, White I, Darwin S and Weir A, 2001 - The Contribution of Taxonomy to Assessing Invasive Species. In “Assessment and management of alien species that threaten ecosystems, habitats and species.” Abstracts of keynote addresses and posters presented at the sixth meeting of the Subsidiary Body on Scientific, Technical and Technological Advice, held in Montreal , Canada , from 12 to 16 March 2001 . Montreal , SCBD, 123p. (CBD Technical Paper no. 1).

Hughes, B.; Criado, J.; Dalany, S.; Gallo-Orsi, U.; Green, A.; Grussu, M.; Perennou, C. & Torres, J.A. (1999): The status of the ruddy duck ( Oxyura jamaicensis ) in the western Palearctic: towards an action plan for eradication. Report by the Wildfowl & Wetlands Trust to the Council of Europe .

McNeely J. A., Mooney H.A., Neville L.E., Schei P.J., Waage J.K. (editors) (2001) Global Strategy on Invasive Alien Species. Published by IUCN, Gland , Switzerland , on behalf of the Global Invasive Species Programme (GISP). x + 50pp.

Sidorovich, V.; Kruuk, H. & Macdonald, D.W. (1999): Body size, and interactions between European and American mink (Mustela lutreola and M. vison) in Eastern Europe . Journal of Zoology 248: 521-527

Shine C, N Williams & L Gundling (2000). A Guide to Designing Legal and Institutional Frameworks on Alien Invasive Species. IUCN Environmental Law Centre: Gland , Switzerland Cambridge and Bonn .

Wittenberg R and Cock M (2001) Invasive Alien Species: A Toolkit of Best Prevention and Management Practices. GISP/CAB International.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены