Eng

  На главную страницу

Международный экологический форум
"Природа без границ".

г. Владивосток, 7-9 июня 2006 г.

Резолюция секции № 4
Развитие системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

1. Участники заседания секции отмечают, что:

1.1. Существующая сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ), несмотря на относительную свою развитость, не обеспечивает сохранение уникального биоразнообразия Приморского края и требует дальнейшего развития.

1.2. У существующих ООПТ имеются многочисленные проблемы, в частности:

  • не у всех заповедников имеются легитимные охранные зоны, у биосферных заповедников отсутствуют соответствующие полигоны;
  • низкий уровень заработной платы госинспекторов федеральных ООПТ;
  • трудности связанные с несовершенством существующей нормативно-правовой базы;

1.3. Зачастую не обеспечивается установленный режим природопользования на нормативных территориях (зонах санитарной охраны источников водоснабжения, на землях рекреационного назначения, округах санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и др.).

2. Участники заседания секции считают необходимым:

2.1. Активизировать работу по созданию системы ООПТ, обеспечивающей сохранение природных комплексов и объектов, в частности:

  • Улучшить взаимодействие между органами государственной власти, научными и общественными экологическими организациями, в том числе путем создания научно-общественного совета по сохранению биоразнообразия и ООПТ;
  • Завершить создание ранее запланированных ООПТ в соответствии с утвержденными Экологической программой и Стратегией сохранения биоразнообразия Сихотэ-Алиня;
  • Совершенствовать систему ООПТ, в частности, усиление режима и повышение статуса некоторых заказников, в том числе ускорить повышение статуса региональных заказников «Верхнебикинский» и «Борисовское Плато» с последующим объединением его с федеральным заказником «Барсовый», а также исключить возможности рубок на территории заказников «Таежный» и «Васильковский», играющих огромную роль в сохранении популяции амурского тигра;
  • Начать незамедлительное резервирование участков территорий для создания ООПТ в соответствии с действующим законодательством (в настоящее время резервирование не требует финансовых средств и одновременно позволяет номинально поддерживать особый режим природопользования путем использования существующей нормативно-правовой базы);
  • Решить вопросы по функционированию природного парка «Хасанский» и рассмотреть варианты расширения его территории для сохранения местообитания птиц и развития экологического туризма и рекреации;
  • Начать работу по созданию ихтиологических заказников;
  • Завершить работы по организации на краевом уровне предусмотренных федеральным законодательством охранных зон вокруг территорий (акваторий) государственных природных заповедников, включая ГПЗ «Ботчинский»;
  • Провести работу по ревизии состояния памятников природы, привести документацию по ним в соответствие с нормами действующего законодательства и установить (обновить) аншлаги;
  • Принять краевые нормативные правовые акты о памятниках природы: закрепляющие новые охраняющие организации, где таковые отсутствуют; упраздняющие памятники природы, располагающиеся на территории государственных природных заповедников; по созданию новых памятников природы; регламентирующие использование памятников природы в качестве туристских объектов;

2.2. Активизировать двустороннее сотрудничество в бассейне озера Ханка в рамках Соглашения о заповеднике «Озеро Ханка» между правительствами России и Китая;

2.3. Активизировать работу по выявлению, установлению границ и юридическому оформлению всех территорий, имеющих ограничения природопользования (в соответствии с действующим законодательством) и играющих роль в сохранении природно-ресурсного потенциала (нормативные территории): зоны санитарной охраны источников водоснабжения, особо защитные участки леса, земли рекреационного назначения, водоохранные и нерестовые зоны и т.д.;

2.4. Усилить контроль за соблюдением режима природопользования на нормативных территориях и оповещением соответствующих органов местного самоуправления;

2.5. Разработку и утверждение локальных (межрайонных и районных) экологических каркасов (природоохранных схем) с включением их в региональную нормативную базу (документы территориального планирования), предусмотренную Градостроительным кодексом РФ. В первую очередь модельных территорий: Юго-западного Приморья, южной части хребта Сихотэ-Алинь, северной части Приморского края, включая среднюю и верхнюю часть бассейна р.Бикин;

2.6. Рассмотреть вопрос о передаче определенных функций по обеспечению режима охраны ООПТ и нормативных территорий в пределах локальных экологических каркасов на модельных территориях, находящимся в этих районах государственным природным заповедникам;

2.7. Уделить особое внимание сохранению ресурсов восстановительного лечения и развитию санаторно-курортной базы;

2.8. Активизировать работу по экологическому образованию населения, в частности на базе государственных природных заповедников, выделяя для этого средства в соответствии с действующим краевым законодательством;

2.9. Оказывать содействие в организации экологического туризма на территориях, прилегающих к государственным природным заповедникам;

2.10. Усилить комплексные мониторинговые исследования на территории ООПТ, в том числе по договорам между государственными природными заповедниками и научными организациями;

2.11 Определять уровень биоразнообразия ООПТ на основе ценопопуляционного подхода.

3. Участники заседания секции рекомендуют:

3.1. Просить Государственную Думу РФ:

  • законодательно увеличить административную ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов в пределах особо охраняемых природных территорий;
  • ускорить принятие федерального «Берегового кодекса», регулирующего отношения в прибрежной морской зоне;
  • рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в части:

– возможности образования особо охраняемых территорий регионального значения на землях, находящихся в федеральной, муниципальной и частной собственности, при условии согласия соответственно, собственника или федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.
– наделения государственных инспекторов, осуществляющих охрану особо охраняемых природных территорий соответствующими полномочиями

3.2. Просить Государственную Думу РФ и МПР России приступить к разработке и утверждению федерального закона «О национальной и региональных экологических сетях (системах) охраняемых территорий»;

3.3. Обратиться в Правительство России с предложениями:

  • ускорить создание первых в Дальневосточном федеральном округе национальных парков: «Зов Тигра», «Удэгейская Легенда» (Приморский край), «Анюйский» и «Шантарские острова» (Хабаровский край);
  • пересмотреть таксы взыскания за ущерб причиненный добыванием или уничтожением видов занесенных в Красную книгу;
  • ускорить создание первой в Дальневосточном федеральном округе легитимной территории традиционного природопользования «Бикинская».

3.4. Обратиться в МПР России и МИД России с просьбой:

  • провести необходимые переговоры с органами по охране окружающей среды КНР по вопросу ускорения утверждения состава и плана работы Смешанной комиссии по трансграничному сотрудничеству в бассейне озера Ханка на основе трансграничного соглашения РФ/ КНР (1996 г.) и начать оформление документов на создание трансграничного биосферного резервата для представления в ЮНЕСКО/МАБ;
  • провести переговоры с органами по охране окружающей среды КНР и КНДР о возможности реализации в ближайшее время проектного предложения Программы развития ООН (2002-2004 гг) по созданию трехстороннего трансграничного биосферного резервата в нижнем течении реки Туманная (Туманган) и программу его развития;
  • поддержать выполнение Соглашения шести субъектов РФ по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия в бассейне реки Амур и по согласованию с правительствами Монголии и КНР внести в Среднесрочный план ЮНЕСКО осуществление межправительственной междисциплинарной программы по охране природы бассейна реки Амур.

3.5. Обратиться в МПР России с предложением:

  • рассмотреть вопрос об увеличении заработной платы госинспекторов федеральных ООПТ;
  • разработать и утвердить программу для российских биосферных резерватов, входящих в Восточно-Азиатскую сеть, по укреплению сотрудничества и обмену опытом с зарубежными биосферными резерватами;
  • обратиться к главам субъектов Российской Федерации, располагающихся в бассейне р.Амур, вести работу по совершенствованию системы ООПТ, обеспечивающей устойчивое развитие бассейна, в том числе его верховий;
  • предложить администрации Даурского государственного биосферного заповедника продолжить организационную поддержку деятельности российской Ассоциации по трансграничному сотрудничеству ООПТ, созданной в 1999 г.

3.6. Просить Администрацию Приморского края:

  • рассмотреть и принять к исполнению принципы «Хартии Земли» и обратиться к администрациям и органам законодательной власти субъектов Дальневосточного Федерального округа Российской Федерации, а также к правительствам соседних государств с просьбой о совместных действиях по этому международному документу.
  • обратиться к руководству прилегающих территорий КНР и КНДР с предложением разработать согласованную программу устойчивого природопользования с учетом интересов сохранения дальневосточного леопарда и амурского тигра и других редких видов фауны.
  • обратиться к руководству прилегающих территорий КНР и КНДР с предложением о создании Межгосударственной комиссии по трансграничным проблемам природопользования;.
  • Обратиться к руководству прилегающих территорий КНР (в первую очередь, провинция Цзилинь) и КНДР (в первую очередь, провинция Северный Хамген), имеющим источники трансграничного загрязнения окружающей среды, со следующими предложениями:

– заключить межправительственное соглашение о регулировании природопользования в приграничных районах и международном мониторинге;
– обеспечить эффективный мониторинг подобных объектов с оперативным предоставлением получаемых данных сопредельным сторонам;
– разработать мероприятия по постепенному снижению негативного воздействия источников трансграничного загрязнения на окружающую среду в целях минимизации и предотвращения ущерба окружающей среде.

  • Обратиться к руководству прилегающих территорий КНР (провинции Цзилинь и Хейлунцзян) с предложением провести работу по созданию системы трансграничных резерватов в нижнем течении реки Туманная – Туманган (Черных горах - горах Лаоелин) и хребтах Ванданшань – Стрельникова.

 

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены