Eng

  На главную страницу

Международный экологический форум
"Природа без границ".

г. Владивосток, 7-9 июня 2006 г.

Резолюция секции № 2
Стратегия сохранения растительных комплексов и объектов. Устойчивое лесопользование.

Заслушав серию докладов, характеризующих современное состояние лесного комплекса Приморского края и проблемы устойчивого лесопользования

Участники Форума отмечают,

что сложившийся тип лесопользования в крае породил, и в случае его сохранения в прежнем виде все в большей мере будет порождать множество социальных, экологических и экономических проблем. Усиленная эксплуатация лесов Приморья в предшествующий период освоения края привела к необратимым изменениям, за которыми восстановление лесного покрова происходит с существенными отклонениями от исторически сложившегося лесообразовательного процесса. Общее ухудшение качества лесов, как следствие бесхозяйственной эксплуатации лесных ресурсов и лесных пожаров, ведущее к постепенной смене высокополнотных коренных насаждений с хозяйственно ценными видами древесных пород низкополнотными производными - малоценными лесами, ведет к коренной деградации сырьевых, экологических и социальных ресурсов и функций леса. Среди негативных факторов, влияющих на состояние лесного комплекса края, не малую роль играют издержки централизованного управления, непостоянство и неполноценность нормативной правовой базы, регламентирующей вопросы ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, недостаточность уровня административной и уголовной ответственности за нарушение лесного законодательства.

Констатируют необходимость завершения затянувшейся реорганизации лесного хозяйства, и, поскольку, все леса региона являются федеральной собственностью, вопросы по перелому негативных тенденций, стабилизации состояния лесов и перехода к их положительной динамике должны в первую очередь решаться на федеральном уровне.

Участники Форума рекомендуют:

  • для внедрения в жизнь комплексного многоцелевого лесопользования, сохранения растительных комплексов и объектов следует пересмотреть программу разработки проектов (планов) ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда;
  • при проведении натурных работ в лесном фонде при лесоустройстве лесхоза или его отдельных частей практиковать выделение участков - эталонов (заповедных лесных участков). Это единственная возможность сохранить типичные и редкие участки лесного фонда, а в связи с этим, и биоразнообразие на лесотипологическом (экосистемном) уровне;
  • в число участников лесоустроительных совещаний необходимо вводить представителей науки, природоохранных и общественных организаций;
  • в связи с истощением лесного фонда внедрять в лесокультурное производство быстрорастущие древесные породы (лиственницу, пихту цельнолистную, ясень, тополь, из инорайонных пород – сосну веймутову), наладить лесосеменное дело на селекционно-генетической основе.

Участники форума предлагают:

  • пересмотреть разделение лесов на группы по народнохозяйственному значению в сторону увеличения доли лесов с более жестким нормированием пользования (1–я и 2–я группы лесов);
  • пересмотреть и оптимизировать современные границы государственных природных заповедников Приморья (Сихотэ-Алинский, Лазовский, Ханкайский, Уссурийский, Дальневосточный морской и Кедровая Падь);
  • дополнить список видов животных и растений, подлежащих к включению в «Красную книгу Приморского края», а уже подготовленный и утвержденный Губернатором Приморского края список издать в виде полноценной «Красной книги Приморского края»;
  • усовершенствовать методику расчета пользования древесными и недревесными ресурсами для реального обеспечения устойчивого лесопользования;
  • внедрить способы рубок и технологии лесосечных работ, обеспечивающие непрерывное лесовосстановление естественным путем и сохранение водоохранных и защитных свойств лесов на безопасном уровне;
  • создать эффективную систему противопожарных и санитарных мероприятий с использованием современных средств и технологий;
  • организовать мониторинг состояния и динамики лесных ресурсов, в том числе дистанционный, обеспечить достоверность знаний о лесном фонде и отслеживание всех видов работ, в.т. ч. лесохозяйственных мероприятий;
  • для устойчивого развития лесопромышленного комплекса при осуществлении лесопользования полностью перейти на рациональные, адекватные условиям и целям, современные технологии, достигнуть комплексного использования древесных и недревесных лесных ресурсов;
  • при поддержке федеральных и региональных органов власти восстановить и развить перерабатывающие отрасли ЛПК;
  • на уровне федеральных и региональных органов власти способствовать добровольной сертификации лесоуправления, как перспективному методу развития устойчивого лесопользования в Дальневосточном экорегионе, способствующему выделению экологически ответственных, социально ориентированных и экономически устойчивых лесопромышленных предприятий;
  • создать систему особо охраняемых территорий (формирование экологического каркаса территории), охватывающую весь спектр разнообразия природных комплексов, характерных для природных зон и высотных поясов растительности края;
  • разработать новый вариант Экологической Программы Приморья на 10 лет, уделив в ней особое внимание вопросам экологической оптимизации развития лесного комплекса;
  • добиться полного выполнения основных направлений и задач интенсификации лесного комплекса Приморского края, определенных Концептуальными основами развития лесного комплекса Приморского края на среднесрочную перспективу.
  • Для устойчивого развития лесного комплекса края:

– стратегическим направлением на перспективу определить опережающий рост переработки лесного сырья над добывающими производствами;
– привести структуры лесозаготовок в соответствие со структурой лесосечного фонда, прежде всего, в части вовлечения в рубку неиспользуемых запасов малоценных пород;
– обеспечить жесткий контроль за соблюдением количественных нормативов рубки в пределах экологической безопасности;
– сократить потери срубленной древесины до минимума.

Поручить оргкомитету форума:

1. Обратиться в органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации с предложением:

1.1. Завершить административную реформу органов государственной власти в области управления лесами, контроля и надзора за состоянием, использованием, охраной и восстановлением лесов, обеспечить при этом объем их финансирования в соответствии с объективной потребностью.

1.2. При реформировании системы государственного управления (разделения функций управления и хозяйственных функций) не допустить потерь материально-технической базы лесхозов, сохранить кадры лесного хозяйства; для лесов, не переданных в аренду, законодательно предусмотреть обязательства государства по гарантированному финансовому обеспечению работ по охране, защите и воспроизводству лесов.

1.3. Ускорить решение вопроса по формированию при органах Росприроднадзора работоспособной структуры по охране лесов от лесонарушений.

1.4. Обеспечить государственную поддержку развитию системы подготовки управленческих и инженерно-технических кадров для лесного хозяйства России и надзорных природоохранных органов.

1.5. Особое значение среди рыночных форм лесопользования придать долгосрочной аренде, представляемой на конкурсной основе с обязательствами арендатора по сохранению и улучшению лесных экосистем и созданию инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный уровень ведения лесного хозяйства и охраны лесов.

1.6. При реформировании лесного законодательства РФ предусмотреть в нем экономические механизмы, стимулирующие экологически благоприятное лесопользование, существенное улучшение охраны и восстановления лесов, обязанности лесопользователей, вести на участках, полученных в пользование, лесовосстановительные работы и охрану лесов за счет собственных средств, привлечение инвестиций в модернизацию и создание новых производств по глубокой переработке древесины, других лесных ресурсов, создание инфраструктуры.

1.7. Решить вопрос о создании эффективной системы в области организации сбора, переработки и реализации недревесных продуктов леса, соответствующей государственным принципам лесоуправления, поскольку в настоящее время в этой сфере лесопользования практически полностью отсутствует организованность и государственное регулирование, что влечет подрыв ресурсной базы, уклонение от уплаты в бюджет лесных платежей и налоговых сборов.

1.8. Обратить внимание Правительства РФ на недопустимость прекращения действия федеральной целевой программы «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы) и, соответственно, входящих в нее подпрограмм, в том числе «Леса», «Поддержка особо охраняемых природных территорий», как и на исключение из Лесного кодекса РФ понятия - Государственные программы по охране, защите и воспроизводству лесов.

1.9. Ускорить реализацию Плана действий по предотвращению незаконных рубок и нелегального оборота древесины, одобренного на совместном совещании Федерального агентства лесного хозяйства, МВД России, ФТС России, ФНС России, Минэкономразвития России, их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа и аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе 06 сентября 2005 года в г. Хабаровске, в том числе:

  • создать единую систему документального учета всей заготовленной древесины при ее транспортировке, продаже, экспорте, обязательной для органов лесного хозяйства, УВД, таможни, налоговой службы;
  • ввести в действие единый документ, подтверждающий законность происхождения древесины, как документ строгой отчетности при заготовке, транспортировке и реализации древесины, в том числе на экспорт.

2. Рекомендовать Министерству природных ресурсов РФ, Федеральному агентству лесного хозяйства:

2.1. Для изменения ситуации в лесовосстановлении и охране лесов решить вопрос о финансировании своевременно и в полном объеме:

  • территориальных подразделений государственных органов управления лесным хозяйством, служб наземной и авиационной охраны лесов, исходя из требуемого уровня ведения лесного хозяйства на принципах многоцелевого, непрерывного, неистощительного пользования лесным фондом;
  • проведения лесоустроительных и лесоучетных работ;
  • проведения научно-исследовательских, проектно-изыскательских, проектно-конструкторских работ, направленных на интенсификацию лесохозяйственного производства.

2.2. Ужесточить нормативы точности к проведению лесоустроительных и лесо-учетных работ, установленные в инструктивных документах.

2.3. Установить ответственность лесоустроительных предприятий за качество материалов лесоустройства.

2.4. Ввести в лесоустроительную инструкцию требования по обязательному учету результатов выделения лесов высокой природоохранной ценности.

2.5. Для обеспечения выполнения проектно-изыскательских работ по лесной тематике и объемов лесохозяйственного проектирования, направленных на экологическую оптимизацию деятельности лесного комплекса, сохранить и усилить специализированные леспроектные организации.

2.6. Включить в план научно-исследовательских работ ДальНИИЛХ разработку пакета нормативных документов (правил, методик и т.п.) по рациональному использованию недревесных ресурсов леса.

2.7. Разработать типовую методику «Оценки воздействия на окружающую среду» лесохозяйственной деятельности и лесопользования (реализации проектов организации и ведения лесного хозяйства, проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, проектов организации использования переданных в аренду участков лесного фонда для других видов лесопользования).

2.8. Включить в Инструкцию по проведению лесоустройства в лесном фонде России обязательность разработки в Проектах организации и ведения лесного хозяйства раздела «Охрана окружающей среды» с отражением в нем оценки воздействия на окружающую среду запланированных лесоустройством хозяйственных мероприятий.

2.9. Упорядочить решение вопроса по передаче охотничьих угодий, расположенных на землях лесного фонда, и участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства в аренду, в части устранения несогласованности норм законодательства о животном мире и лесного законодательства РФ при предоставлении территорий, представленных лесным фондом для осуществления охотпользования.

2.10. Урегулировать решение вопросов по организации особо охраняемых природных территорий регионального значения на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности в части соблюдения положений Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю», поскольку включение земельных участков в состав земель особо охраняемых природных территорий регионального значения является основанием для отнесения их в собственность субъектов Российской Федерации.

2.11. Предусмотреть государственное бюджетное финансирование противопожарных мероприятий на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса, покрытых лесной и древесно-кустарниковой растительностью, но в тоже время не входящих в лесной фонд, поскольку эти участки, в следствие выведения из хозяйственного оборота и бесхозности, представляют в условиях юга Дальнего Востока большую пожарную опасность.

3. Предложить Администрации Приморского края совместно с Законодательным Собранием Приморского края:

3.1. Рассмотреть вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении изменений в лесное, административное и уголовное законодательство, предусматривающих усиление ответственности лесонарушителей, установление уголовной и материальной ответственности для всего круга лиц, причастных к лесонарушению.

3.2. Найти возможность профинансировать завершение подготовки и издание Красной книги Приморского края «Растения».

4. Рекомендовать Администрации Приморского края, Агентству лесного хозяйства по Приморскому краю:

При передаче участков лесного фонда в аренду:

  • одним из конкурсных условий определить организацию использования отходов лесозаготовок хвойных пород для получения биологически активных веществ (эфирных масел, флорентинных вод и др. биопродукции);
  • отдавать предпочтении лесопромышленным компаниям, прошедшим добровольную лесную сертификацию.

5. Участники секции № 2 предлагают:

  • Издать (опубликовать) материалы М еждународного экологического форума «Природа без границ», в том числе доклады участников секций, для чего создать редакционную (организационно-издательскую) группу с включением в ее состав участников секции.
Резолюция принята на заседании секции №2 Международного экологического форума «Природа без границ» 8 июня 2006 года.

 

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены