Eng

  На главную страницу

Международный экологический форум
"Природа без границ".

г. Владивосток, 7-9 июня 2006 г.

Резолюция секции № 1
Стратегия сохранения редких и исчезающих видов наземной фауны

В работе секции приняло участие 26 человек. С докладами и сообщениями выступило 11 человек. В редакционную группу секции поступило свыше 25 предложений с конкретными рекомендациями и замечаниями, в том числе по пунктам для включения в резолюцию Форума.

Заседание секции было посвящено основным вопросам:

  • стратегии сохранения объектов животного мира, прежде всего редких и исчезающих видов, а так же видов, не отнесённых к объектам охоты и рыболовства;
  • борьбе с незаконным оборотом биоресурсов.

Участники секции признали:

  • крайне неблагополучное состояние отдельных типов экосистем и видов живых организмов на Дальнем Востоке РФ;
  • опасные тенденции роста незаконного использования природных ресурсов, в связи с резким снижением государственного контроля в области охраны и использования биоресурсов, а также попытки ревизии законодательства в сторону дальнейшего ослабления государственного контроля.

Учитывая вышесказанное, участниками секции с учётом всех замечаний и предложений были подготовлены рекомендации для законодательных и исполнительных органов власти различных уровней:

1. Рекомендации секции.

Развивать на федеральном и региональных уровнях систему практических мероприятий государственной поддержки, в том числе финансовой, по сохранению и восстановлению редких и находящихся на грани исчезновения видов животных и растений и, в первую очередь, дальневосточного леопарда, амурского тигра, рыбного филина, дальневосточного аиста и других видов.

2. Предложения секции к проекту резолюции Форума

2.1. Просить Государственную Думу РФ, Правительство РФ, Законодательные собрания и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в области сохранения диких животных, принять неотложные меры по усилению борьбы с незаконными добычей, использованием и иным оборотом биологических ресурсов, включая совершенствование законодательства, правоприменительной практики и организацию специализированных инспекций, в том числе общественных.

2.2. Просить Государственную Думу РФ:

  • внести дополнения и изменения в законодательство в части наделения полномочиями составления административных протоколов представителями общественных организаций, и, в том числе, егерей охотничье-рыболовных хозяйств;
  • внести в ст.188 УК РФ положение об уголовной ответственности за контрабанду редких видов животных и растений, находящихся на грани исчезновения;
  • внести дополнения в законодательные акты, предусматривающие наказание за хранение и перемещение биологических видов, либо их дериваты (без документов, подтверждающих законность их происхождения), занесённых в Красные книги, ужесточить наказание за их сбор, добычу, заготовку и торговлю;
  • решить вопрос о предоставлении дополнительных полномочий государственным природоохранным структурам (Специнспекции «Тигр», Россельхознадзору и др.) по выявлению и пресечению незаконного оборота (браконьерства, транспортировки, торговли) редких и находящихся на грани исчезновения видов животных и растений занесенных в Красную книгу РФ.

2.3. Просить Правительство РФ считать приоритетной задачей, в ходе административной реформы, сосредоточение всех функций контроля за использованием и оборотом биологических ресурсов (редкие виды животных и растений, охотничьи виды, рыбные ресурсы, растительные ресурсы, не охотничьи виды диких животных), а так же организацией их охраны в едином федеральном органе исполнительной власти.

2.4. Просить МЭРТ, МПР и Росприроднадзор:

  • разработать механизм определения рыночной стоимости объектов фауны, не отнесённых к объектам охоты, рыболовства, не занесённых в Красные книги, но являющихся предметами торговли;
  • разработать и утвердить предельные размеры такс и механизм расчёта ущерба за уничтожение и незаконное изъятие объектов животного мира, занесённых в Красные книги субъектов РФ, а также видов, не отнесённых к объектам охоты.

2.5. Просить Законодательные собрания субъектов Российской Федерации Дальневосточного региона включать отдельную строку расходов на сохранение редких видов животных и растений в расходную часть бюджетов.

2.6. Просить Правительство России и Федеральную службу по экологическому и атомному надзору и лично руководителя ОАО "Транснефть" Семёна Вайнштока отказаться от идеи строительства морского нефтеперегрузочного комплекса в Амурском заливе, как конечной точки трубопроводной системы ВСТО. Для расположения данного комплекса выбрать более безопасную по экологическим требованиям бухту российского побережья Тихого океана с учетом предложений профильных институтов ДВО РАН.

2.7. Предложить органам исполнительной власти субъектов РФ инициировать разработку региональной стратегии по сохранению биоразнообразия с учётом положения Национальной стратегии по сохранению биоразнообразия России и Экологической доктрины РФ, предусматривая целевое финансирование соответствующих программ действий.

2.8. Просить Правительство РФ, МПР РФ, Росприроднадзор, ДВО РАН, Администрацию Приморского края в целях сохранения дальневосточного леопарда разработать и утвердить детальную пошаговую программу на региональном и федеральном уровнях, которая должна включать:

  • Проведение научных исследований экологии и биологии этого хищника, включая исследования физиологического состояния особей и наличия у них заболеваний, генетического разнообразия и наличия влияния инбредной депрессии, пространственных характеристик популяции и социальной структуры, использования местообитаний, демографии, питания, репродукции, взаимоотношений с другими хищными.
  • Разработать и обеспечить ведение государственной программы мониторинга леопарда по утвержденным методикам, включая ежегодные учёты на модельных площадках с применением фото-ловушек, раз в три года учёты на всём ареале с применением традиционных для России методик, мониторинг генетического и физиологического состояния особей.
  • Создать трансграничный резерват на границе РФ, КНР и КНДР, для чего:

а) решить вопрос о переподчинении федерального заказника «Барсовый» МПР России;
б) поднять статус заказника краевого значения «Борисовское Плато» до уровня федерального и объединить его с федеральным заказником «Барсовым» в единую особо охраняемую природную территорию под контролем МПР России и Росприроднадзора;
б) объявить пограничную зону за КСП от Полтавки до устья реки Туманной экологическим коридором и обеспечить контрольные и охранные функции;
в) разработать совместно с КНР стратегию сохранения дальневосточного леопарда на трансграничных территориях;
г) подготовить законодательные акты для создания трансграничного резервата.

  • Просить Росприроднадзор и Россельхознадзор обеспечить усиление борьбы с браконьерством, включая:

а) поддержку существующих антибраконьерских бригад;
б) создание службы охраны федерального заказника;
в) координацию охранных служб разных ведомств в борьбе с браконьерством;
г) обеспечение взаимодействия с пограничной службой в охране леопарда;
д) обеспечение взаимодействия природоохранных и пограничных служб Китая и России.

  • Просить Администрацию ПК обеспечить устойчивое природопользование в местах обитания дальневосточного леопарда за пределами ООПТ, включая:

а) оформление долгосрочной природоохранной концессии;
б) обеспечение устойчивого охотпользования, направленного на увеличение экологической ёмкости угодий для дальневосточного леопарда;
в) содействовать развитию добровольной лесной сертификации, учитывающей интересы сохранения леопарда и его мест обитания;
д) комплексное использование недревесной продукции леса;
е) развитие экологического туризма и рекреации должно проводиться с учётом программ сохранения дальневосточного леопарда.

  • Восстановить деградирующие местообитания, включая:

а) создание системы противопожарной охраны;
б) восстановить естественные лесные комплексы, необходимые для нормального обитания животных.

  • Развивать экологическое сознание населения в местах обитания дальневосточного леопарда, разработать и осуществлять образовательные программы, проводить социологические исследования их эффективности.
  • Разработать программу реинтродукции леопардов на юге Приморского Края.
  • Запретить рубки леса и добычу полезных ископаемых на территории ООПТ в местах обитания дальневосточного леопарда.

2.9. В целях сохранения популяции амурского тигра считать актуальным:

  • Разработать и утвердить на уровне субъектов федерации долгосрочный план действий по охране тигра и его местообитаний. Обеспечить выделение в полном объеме средств федерального и региональных бюджетов на его выполнение.
  • Завершить создание системы охраняемых природных территорий в ареале тигра достаточной для сохранения местообитаний 50 размножающихся самок (нацпарки Зов тигра, Удэгейская легенда, Анюйский; природные парки Южно-приморский, Солнечные горы, Вяземский, Гур-Хосо, заказники Журавлиный, Солонцовый, Тисовый, Синий хребет.
  • Добиваться усиления режима существующих региональных заказников для обеспечения сохранения местообитаний тигра от рубок главного пользования и разработки полезных ископаемых.
  • Создать систему трансграничных резерватов совместно с КНР в Черных горах/горах Ляоелин и Ваданшань/Стрельников.
  • Оказать организационное и финансовое содействие в создании единого Центра мониторинга тигра и обеспечить ведение государственного мониторинга популяции.
  • Разработать комплексную программу «Конфликтный тигр» и обеспечить создание высокопрофессиональных групп оперативного реагирования на всем ареале тигра. Продумать систему государственных центров для передержки и реабилитации тигров в Хабаровском и Приморском краях.
  • Обеспечить усиление контроля вырубки кедра (Pinus koraenensis) и добиваться запрета на его экспорт. Улучшить контроль за вырубкой дуба (Quercus mongolica) и добиваться сокращения лимитов его заготовок.
  • Содействовать развитию добровольной лесной сертификации, учитывающей интересы сохранения тигра и его местообитаний. Внедрить сертификацию цепочек поставок в КНР, Японию и Корею древесины, заготовленной в ареале амурского тигра.
  • Совместно с таможенными службами КНР обеспечить усиление контроля за хранением и перемещением дериватов амурского тигра.
  • Разработать и принять программу по восстановлению популяции копытных животных в ареалах амурского тигра в Приморском и Хабаровском краях. Вводить запрет охоты на копытных животных в репродуктивных зонах, или в районах, где резко сократилась их численность.
  • Изыскать финансирование для реализации модельных проектов, направленных на оптимизацию ведения охотничьего хозяйства в ареале тигра с целью как улучшения состояния кормовой базы вида, так и лучшего удовлетворения интересов местного населения.
  • Обеспечивать включение специалистов по тигру в состав экспертов при проведении государственных экологических экспертиз хозяйственных проектов, затрагивающих интересы сохранения популяций тигра и леопарда.
  • На основе результатов социологического опроса разработать и приступить к реализации целевых пропагандистских программ, ориентированных на различные социальные слои населения, при этом в первую очередь обратить внимание на работу с охотниками и жителями сельской местности, с учащейся молодежью.

2.10. Разработать видовые стратегии охраны для следующих видов, находящихся на гране исчезновения: рыбный филин, дальневосточный аист, дальневосточная черепаха, некоторые особо-ценные промысловые и редкие рыбы.

2.11. Просить МСХ России и Россельхознадзор изыскать средства для проведения учета белогрудого и бурого медведей на территории Приморского и Хабаровского края с целью оценки численности популяций данных видов и целесообразности проведения на них охоты. Рекомендовать правлениям Россельхознадзора и органам исполнительной власти Приморского и Хабаровского краев запретить охоту на белогрудого медведя на берлогах.

2.12. Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации, научным и общественным организациям для охраны редких и исчезающих видов животных необходимо:

  • шире использовать возможности взаимодействия природоохранных и охотничьих организаций;
  • создать специализированный фонд для концентрации и оперативного расходования средств в случае экстренной необходимости для снижения негативного воздействия стихийных бедствий (многоснежье, неурожай кормов);
  • добиваться перевода учетных работ в руки арендодателей охотничьих угодий с выделением соответствующих средств на эти цели.

2.13. Просить Оргкомитет Форума рассмотреть вопрос о возможности публикации материалов Форума.

 

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


10.02.2022
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2022".



12.01.2022
Извещение о завершении общественной экологической экспертизы ОВОС проекта «Комплекс заводов по производству метанола, аммиака и карбамида».



2.12.2021
В Вятском ГАТУ открылась художественная выставка «Портреты зверей Командорских островов».



9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2022

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены