Eng

  На главную страницу

Межрегиональная научно-практическая конференция
"Правозащитная деятельность общественных
объединений: от судов до переговоров"

Челябинская область, 2-7 июля 2003 г.


Резолюция

2-7 июля 2003 г. в Челябинской области по инициативе Челябинского общественного объединения "Движение за ядерную безопасность" и Челябинской общественной организации "Правосознание" при поддержке участников, Института "Открытое Общество (Фонд Сороса)" и Фонда Плаушеров состоялась межрегиональная научно-практическая конференция "Правозащитная деятельность общественных объединений: от судов до переговоров".

В работе конференции приняли участие представители 31 общественного объединения и государственных организаций из 17 городов Сибири, Урала и Центральной России. Участники конференции обсудили вопросы ядерной политики и методы защиты экологических прав граждан, в том числе переговоры с органами власти, законодательные инициативы и судебные прецеденты.

Конференция отмечает, что сформирована практика переговоров общественных организаций с органами государственной власти. Имеются положительные примеры участия общественных организаций в законотворческом процессе и защиты экологических прав граждан в суде. Вместе с тем, участники конференции отмечают негативную тенденцию роста нарушений экологических и других конституционных прав и законных интересов граждан:

  • на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
  • на компенсацию вреда, причиненного экологическими правонарушениями;
  • на участие в принятии решений, затрагивающих экологические права и интересы граждан;
  • ущемляются права ликвидаторов ядерных аварий, лиц, переселенных с загрязненных радионуклидами территорий, и других категорий граждан, пострадавших от воздействия радиации.

Продолжается практика принятия бюджетов всех уровней, создающая хронический дефицит средств на осуществление экологических программ. Наметившийся экономический рост в России происходит без учета экологических последствий: увеличивается число экологически "грязных" и опасных производств, Россия используется в качестве мирового хранилища ядерных отходов и в качестве полигона для апробации опасных технологий. Особое беспокойство вызывает противоправная деятельность руководства Минатома при осуществлении следующих проектов:

  • размещения хранилища оружейных делящихся материалов на ПО "Маяк", являющегося беспрецедентно опасным и несущим угрозу не только национальной безопасности России, но и всему миру;
  • сброса жидких радиоактивных отходов в окружающую среду при переработке отработавшего ядерного топлива и других радиоактивных веществ;
  • ввоза отработавшего ядерного топлива из-за рубежа;
  • инвестирования огромных средств в широкомасштабное строительство новых атомных реакторов;
  • продления ресурса реакторов чернобыльского типа (РБМК);
  • масштабного использования плутония в качестве топлива на неприспособленных для этой цели тепловых реакторах;
  • разработки новых месторождений урана без учета экономической целесообразности и экологических требований;
  • размещения новых атомных блоков без учета геологических и климатических данных.

Переговорная практика общественных организаций с органами законодательной и исполнительной власти не приносит ощутимых результатов, так как отсутствует механизм учета общественного мнения. Накопленный общественными организациями опыт показывает, что существующая судебная система не способна реально обеспечить защиту экологических прав граждан. Необоснованно затягивается судопроизводство, судьи не знакомы с современным экологическим законодательством, нарушаются принципы высшей ценности прав и свобод человека и презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Внесенные за последнее время изменения в экологическое законодательство не отвечают интересам граждан и сокращают гарантии защиты экологических и других конституционных прав и законных интересов. Формируемая государственная политика в области использования атомной энергии не соответствует принципам устойчивого развития, не учитываются интересы как настоящего, так и будущих поколений.

Существующий режим закрытых административно-территориальных образований поддерживает коррупционные процессы в Минатоме России. Финансирование мероприятий в области радиационной безопасности, физической защиты и утилизации выводимых из эксплуатации ядерных объектов, происходит не на должном уровне, а значительное участие в этом иностранного капитала создает угрозу национальной безопасности России.

Недавнее освобождение от занимаемой должности начальника Госатомнадзора России Юрия Георгиевича Вишневского и назначение на эту должность представителя руководства Минатома России не отвечает принципу независимости Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности и наносит ущерб радиационной безопасности страны.

Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, в целях развития российского законодательства в области использования атомной энергии, участники конференции обращаются к Государственной Думе Российской Федерации с требованиями усилить работу по скорейшему принятию следующих необходимых законов: "О контролируемом долговременном хранении оружейных делящихся материалов освобождаемых в процессе ядерного разоружения", "Об обращении с радиоактивными отходами", "О возмещении ядерного ущерба и ядерном страховании", "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти", а также нормативно-правовых актов, устанавливающих размер платы за радиоактивное загрязнение окружающей среды.

С целью повышения объективности решений Государственной Думы Российской Федерации парламентские слушания по вопросам, затрагивающим экологические интересы граждан, и заседания Высшего экологического совета Госдумы должны быть доступны для участия экологической общественности и независимых экспертов и проводиться на принципе состязательности различных точек зрения. Участники Конференции настаивают на усилении контроля исполнения действующего законодательства в области социальной защиты пострадавших от радиационных катастроф, охраны окружающей среды, охраны водных объектов, экологической экспертизы хозяйственной деятельности и нормативной базы.

Необходимо усилить прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства и сделать результаты прокурорских проверок открытыми. Участники конференции обращают внимание Правительства России на необходимость реагирования на результаты прокурорских проверок. В целях обеспечения независимого контроля деятельности атомных предприятий участники предлагают ввести в практику проведение открытого конкурса при назначении на должность начальника Госатомнадзора России.

В целях обеспечения независимого экологического контроля участники конференции требуют исполнения норм федерального закона "Об охране окружающей среды" по восстановлению самостоятельной структуры независимого экологического контроля на федеральном уровне, которая должна быть независима от органов, отвечающих за использование природных ресурсов.

В целях предотвращения коррупции в Минатоме России, ведущей, в том числе, к возрастанию радиационных рисков, участники конференции требуют разработать и реализовать программу открытия закрытых административных образований (ЗАТО) в системе Минатома России и Министерства обороны Российской Федерации с одновременным усилением физической защиты ядерных объектов.

Участники требуют первоочередного финансирования мероприятий в области радиационной безопасности, физической защиты и утилизации выводимых из эксплуатации ядерных объектов вместо строительства новых реакторов. Участники Конференции приветствуют создание института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации, что особенно актуально для регионов, где остро стоят экологические и социальные проблемы.

Участники конференции поручают Оргкомитету:

  • направить настоящую Резолюцию Президенту России, Правительству России, Федеральное Собрание России, Верховный Суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации, средства массовой информации;
  • распространить настоящую резолюцию среди экологических и правозащитных национальных и международных организаций;
  • опубликовать и распространить среди участников материалы настоящей конференции.

Принято на заключительном пленарном заседании конференции 6 июля 2003 г.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


06.07.2020
Доклад по проблеме гибели диких животных на автодорогах



23.06.2020
"Дикая природа" - 4-я выставка Национального союза пастелистов



23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены