Eng

  На главную страницу

Международная конференция по проблемам сохранения ландшафтного и биологического разнообразия
“Реформы для дикой природы”

Карагандинская обл., г. Каркаралинск, д\о "Шахтер", 20-22 ноября 2003 г.


Резолюция

В ноябре 2003 г. более 60 специалистов в области природоохраны и лидеров общественных организаций из Казахстана, Кыргызстана, России, Узбекистана и Германии собрались в Каркаралинском государственном национальном природном парке для обсуждения актуальных проблем сохранения биологического и ландшафтного разнообразия.

Конференция организована Ресурсным информационно-аналитическим центром "Лаборатория дикой природы", Комитетом по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента РК, Акиматами Карагандинской области и Каркаралинского района, Каркаралинским государственным национальным природным парком, общественными объединениями "Арлан", "ЭкоОбраз", "ЭкоМузей" при поддержке Программы "Восток - Восток" Фонда Сорос-Казахстан. Конференция проходила в рамках подготовки Парламентских слушаний "Проблемы и перспекти-вы развития государственного природоохранного фонда", запланированных на I квартал 2004 г.

Были рассмотрены вопросы реформирования законодательства, развития общественного контроля и инспекции, повышения роли местных сообществ в сфере охраны дикой природы. Отдельно обсуждались проблемы создания Национальной экологической сети и сохранения уязвимых видов растений и животных.

Участники Конференции, обсудив поднятые в докладах и дискуссиях проблемные вопросы пришли к мнению, что для предотвращения дальнейшего ухудшения ситуации, приводящей к потере национального богатства, необходимо претворить в жизнь следующие рекомендации.

В области природоохранного законодательства.

  1. Ввести в Земельный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” дополнения о порядке подготовки и выдачи государственных актов на право постоянного владения землей для особо охраняемых природных территорий (ООПТ) со статусом юридического лица за счет средств госбюджета;
  2. Предусмотреть в Законе “Об особо охраняемых природных территориях” создание в обязательном порядке охранных (буферных) зон вокруг заповедников;
  3. Предусмотреть законодательством РК нормированное предоставление для сотрудников ООПТ в границах буферных зон существующих и вновь создаваемых государственных заповедников специально выделенных участков ограниченного хозяйственного использования для облегчения функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории;
  4. Привести законодательную базу в соответствие с ратифицированными международными конвенциями и подписанными международными договорами в области сохранения биологического разнообразия и ООПТ;
  5. В законе “Об особо охраняемых природных территориях” предусмотреть меры по социальной защите работников службы охраны ООПТ;
  6. В Бюджетный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” ввести положение о предоставлении ООПТ права самостоятельного распоряжения поступлениями от штрафов и исков за нарушения на их территориях природоохранного законодательства, реализации конфискованного у нарушителей имущества и использования этих средства на природоохранные цели, включая поощрение инспекторов в размере 30% от поступивших штрафных санкций;
  7. Законодательно запретить добычу редких и исчезающих видов животных и растений в коммерческих целях;
  8. Комитету лесного и охотничьего хозяйства и Комитету рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства (МСХ) РК разработать и утвердить Положение об общественной экологической инспекции;
  9. Отменить положения Налогового кодекса, установленные статьями 338, 345, 351, 466, 467, 470 и 471, о взимании с ООПТ, являющихся юридическими лицами, налогов за землю, транспортные средства, имущество, платы за специальное природопользование, пользование животным миром и лесные пользования. Также исключить главу 86 Кодекса, предусматривающую перечисление в бюджет платы за использование территории ООПТ физическими и юридическими лицами в научных, культурно-просветительных, учебных, туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях, поскольку данные виды деятельности организуются и осуществляются самими ООПТ, а соответствующие доходы относятся к их собственным средствам;
  10. Органам исполнительной власти предусмотреть в местных и республиканском бюджетах выделение средств на охрану, восстановление и развитие государственных природных заказников, а также придание им статуса юридического лица, либо закрепить их, где это возможно, за существующими ООПТ или специально организуемыми региональными управлениями по охране заказников и памятников природы;
  11. Внести в Земельный кодекс и Закон “Об особо охраняемых природных территориях” положения, запрещающие изъятие в любых целях земельных участков у ООПТ, являющихся юридическими лицами, которым земельные участки переданы в постоянное (бессрочное) пользование;
  12. Включить в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” положения о новых видах ООПТ (биосферные резерваты, транзитные и трансграничные ООПТ);
  13. Включить в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” главу о порядке организации биосферных резерватов, изменив главу 8-1;
  14. Законодательно закрепить за ООПТ в форме юридического лица статус “государственного природоохранного научно-исследовательского учреждения”;
  15. МСХ и Министерству бюджетного планирования РК предусмотреть выдачу полевого довольствия для сотрудников ООПТ (инспекторский и научный состав) в период нахождения их на полевых научных изысканиях и инспекторских рейдах;
  16. Предусмотреть в законодательстве РК положения о порядке резервировании земель под перспективные ООПТ,а также о порядке учета и охраны объектов природно-заповедного фонда, не находящихся в составе ООПТ;
  17. Внести в Правительство РК предложение о переводе части земель сельскохозяйственного назначения и других категорий, имеющих особое экологическое, средозащитное и научное значение, в состав земель запаса для резервирования этих земель под перспективные ООПТ и недопущения их продажи в частную собственность;
  18. Запретить в государственных природных национальных парках проходные рубки леса.

В области создания экологической сети Казахстана.

  1. Внести в Закон “Об особо охраняемых природных территориях” раздел об экологических сетях.
  2. В частности, ввести понятие “участок экологической сети” для территорий, выделяемых вне земель природоохранного назначения. При этом объявление земельного участка участком экологической сети должно предусматривать ответственность землепользователя за сохранение природных объектов, качественных и количественных характеристик природных экосистем. Также должны быть разработаны правовые инструменты, стимулирующие землепользователей сохранять природные объекты и природные экосистемы в естественном состоянии – налоговые льготы, целевое бюджетное финансирование и т.п.

  3. Внести в земельное и налоговое законодательство изменения, направленные на защиту биоразнообразия на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса. В частности:
  4. а) ввести льготное налогообложение (по земельному налогу и др.) за земли сельскохозяйственного назначения, на которых сохраняются или восстанавливаются природные экосистемы;

    б) обеспечить свободный (заявительный) порядок перевода в природоохранных целях сельскохозяйственных угодий из более хозяйственно ценных в менее хозяйственно ценные;

    в) разработать и принять нормативный акт, подробно регулирующий природоохранные обременения и сервитуты на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса;

    г) разработать нормативный акт, регулирующий выделение участков экологической сети при проведении землеустройства.

  5. Внести в законодательство о животном мире и в иное экологическое законодательство изменения, направленные на:
  6. а) наделение собственников земли и землепользователей правом ограниченного охотпользования в отношении объектов охоты, устойчиво связанных с их земельными участками, а также использования иных биологических ресурсов, устойчиво связанных с этими земельными участками;

    б) законодательно обеспечить ответственность собственников земли и землепользователей за сохранение численности и иных показателей состояния объектов охоты и других биологических ресурсов, устойчиво связанных с их земельными участками.

  7. Правительству РК обеспечить разработку Государственной программы по формированию экологической сети РК и аналогичных региональные (областных) программ.
  8. Правительству РК рассмотреть возможность заключения двусторонних соглашений с сопредельными странами (прежде всего Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном) по формированию панъевропейской и центральноазиатской экологических сетей на основе национальных экологических сетей и созданию трансграничных ООПТ.

В области развития общественного контроля и инспекции, повышения роли населения в сохранении биоразнообразия, развития связанных с ООПТ локальных сообществ.

  1. Министерству образования и науки (МОН) РК включить в учебные программы ВУЗов и курсов повышения квалификации специалистов по охране природы предмет “Взаимодействие с местными сообществами”;
  2. МСХ и Министерству охраны окружающей среды (МООС) РК совместно с заинтересованными государственными и общественными организациями провести обучение работников государственных органов охраны природы, заповедников и национальных парков методам работы с общественностью и местными сообществами;
  3. МОН РК всемерно содействовать возобновлению деятельности детских “Зеленых Дружин”, станций юных натуралистов, “Зеленых патрулей”, а также разработать и утвердить Положение о школьном лесничестве;
  4. МОН, МСХ и МООС РК разработать и утвердить информационно-образовательные программы для местного населения, проживающего на территории и в буферной зоне ООПТ. Возложить их реализацию на дирекции ООПТ;
  5. Поддержать инициативу НПО и ООПТ и принять программу развития устойчивого жизнеобеспечения населения, проживающего на землях ООПТ и прилегающих территориях;
  6. Способствовать созданию общественных экологических советов при органах законодательной власти (местного, областного и республиканского уровней) для обеспечения участия общественности в процессе принятия экологически важных решений;
  7. МОН РК совместно с другими заинтересованными министерствами и общественными организациями разработать и внедрить программу повышения экологической грамотности работников исполнительной и законодательной власти всех уровней.

В области сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных.

  1. Республике Казахстан присоединиться (ратифицировать) Рамсарскую, Бернскую и Боннскую международные конвенции. Продолжить работу по реализации соглашений и международных договоров в области охраны биологического и ландшафтного разнообразия, включая создание трансграничных ООПТ;
  2. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ с привлечением заинтересованных государственных и общественных организаций разработать систему ведения мониторинга состояния редких и исчезающих видов и обеспечить ее внедрение в повседневную практику;
  3. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ, Институту зоологии и генофонда животных и Институту ботаники и фитоинтродукции МОН РК завершить работу по публикации 3-го издания Красной книги Казахстана;
  4. Правительству РК определить сроки перехода на систему определения степени угрозы вымирания видов растений и животных по количественным критериям, в соответствии с рекомендациями МСОП (1994), в частности имея в виду подготовку 4-го издания Красной книги РК;
  5. Законодательно закрепить систему региональных (областных) Списков редких и исчезающих видов растений и животных (“Областных Красных книг”);
  6. Правительству РК разработать и утвердить Государственные программы по сохранению и восстановлению in situ и ex situ редких и исчезающих видов, в первую очередь — сайги, хищных птиц, лососеобразных и других находящихся под угрозой исчезновения групп животных и растений;
  7. Включить сайгу в Красную книгу Республики Казахстан;
  8. Агентству таможенного контроля и Пограничной службе Комитета национальной безопасности РК усилить таможенный и пограничный контроль за вывозом и ввозом объектов CITES;
  9. Административному и научному органам CITES в Республике Казахстан совместно с заинтересованными научными и общественными организациями подготовить и распространить на всех таможенных и пограничных пунктах справочные пособия и наглядные материалы по объектам Конвенции, включая информацию о правилах их ввоза-вывоза и ответственности за нарушение законодательства в данной сфере.

Участники Конференции считают также необходимым рекомендовать:

  1. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК усилить работы по лесовосстановлению и лесоразведению в ООПТ за счет увеличения бюджетного финансирования;
  2. Комитету лесного и охотничьего хозяйства МСХ РК укрепить материально-техническую и научную базу ООПТ за счет выделения техники, средств связи, противопожарного оборудования, расширения штатной численности и др.
  3. МООС РК усилить процедуру ОВОС и экологической экспертизы с привлечением ООПТ и общественности по проектам и программам, оказывающим негативное воздействие на ООПТ и земли природоохранного назначения (использование водотоков, функционирование предприятий и объектов промышленности, туризма и сельского хозяйства).
  4. Правительству РК упорядочить процедуру работы с Глобальным экологическим фондом (ГЭФ). Выделять из бюджета со-финансирование для привлечения средств ГЭФ и других экологически ориентированных финансовых институтов.
  5. Проводить подобные встречи по обсуждению актуальных проблем сохранения живой природы Центральной Азии не реже 1 раза в год.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены