Eng

  На главную страницу

Семинар “Учет вопросов сохранения биоразнообразия в политике финансовых и частных секторов”

Общие сведения

Целью семинара являлось обсуждение финансовых и экономических аспектов Экологической стратегии стран ВЕКЦА, подготовленной для предстоящей 5-й Конференции министров "Окружающая среда для Европы" (Киев, май 2003 г.); учета вопросов сохранения биоразнообразия в политике финансового и частного секторов. В круг рассматриваемых вопросов также было включено стимулирование развития партнерств между государственными, неправительственными организациями и частным сектором, основанное на реализации Конвенции по биоразнообразию и Панъевропейской стратегии по биологическому и ландшафтному разнообразию в рамках Стратегии охраны окружающей среды ВЕКЦА.

В ходе дискуссий участниками семинара были затронуты следующие общие проблемы:

  • Секции, посвященные экономическим и финансовым инструментам, являются самыми слабыми – они не достаточно хорошо разработаны и на них не обращают серьезного внимания;
  • Биологи имеют тенденцию заявлять, что все потери биоразнообразия должны рассматриваться в равной степени и что неправомерно устанавливать приоритеты в этой области;
  • Биологи не имеют большого желания заниматься экономическими вопросами, в то время как имеются очень мало экономистов, которые хотят заниматься ими;
  • Государственные органы, всегда жалующиеся на недостаток бюджетных средств, все больше обеспокоены получением эффективной отдачи от выделяемых ими на сохранение биоразнообразия скудных средств, большинство биологов едва могут показать пользу от биоразнообразия и своей работы для общества, экономического рост и т.п.;
  • Возрастающая ценность биоразнообразия для общества, экосистемных товаров и услуг едва ли оценена;
  • Частные фирмы все более и более зарабатывают огромную прибыль от использования и торговли товарами и услугами экосистемы, и в то же время не вовлечены в деятельность по сохранению биоразнообразия;
  • Для стран, богатых естественным капиталом (экологические доноры), сохранение биоразнообразия - очередная проблема, но не возможность повысить свое благосостояние;
  • Ценность традиционных (народных) знаний и опыта в отношении биоразнообразия едва используется, и ее носители должным образом не вознаграждаются;
  • ООПТ не рассматривают сохранение биоразнообразия как источник финансово-выгодной деятельности: для них это часто расходная, а не доходная статья их бюджета.

Кроме того, в программу семинара были включены две образовательные сессии. Одна из них посвящена руководящим принципам разработки проектов ГЭФ. Другая - касается EBRI 2 (2-ой этап Европейской инициативы по финансированию биоразнообразия). Вторая часть обучения имела двойную привлекательность. Во-первых, такое же обучение планировалось провести в Киеве во время к 5-й Конференции министров "Окружающая среда для Европы". Во-вторых, эксперты из EECCA стран были информированы относительно будущих действий по EBRI 2, в которых они могут играть значительную роль, обсуждая привлекательные для инвесторов проекты по биоразнообразию в регионе ВЕКЦА.

Заключения и рекомендации

Участники семинара с удовлетворением отмечают развитие в последние годы в странах Восточной Европы деятельности по включению экономических и финансовых инструментов в стратегии сохранения биоразнообразия и реализации на практике этих механизмов, включая экономическую оценку биоразнообразия, эффективности финансовых вложений в охрану живой природы, определения приоритетов финансирования и создания новых экономических и финансовых механизмов. Полезную роль в этой деятельности оказали зарубежные и международные доноры, такие как GEF, UNEP, USAID, DFID, IUCN, Фонд МакАртуров и другие.

В настоящее время важным является международное сотрудничество стран СНГ и западных партнеров с том, чтобы подчеркивать и использовать в макро- и микроэкономических показателях развития возрастающую роль ценности биоразнообразия и условно возобновимого природного капитала как важной меры регионального, национального, субнационального и локального богатства, а также способствовать сохранению (восстановлению) целостности экосистем и их компонентов, их устойчивому использованию и справедливому получению выгод от их использования, особенно местным населением.

Участники проявили интерес к углубленному изучению изложенных на Конференции областей деятельности ГЭФ и возможностей финансирования проектов в его рамках. При этом они отметили важность того, чтобы ГЭФ проявлял гибкость в отношении предметных областей финансирования проектов, в частности поддерживая проекты формирования практики перехода к устойчивому развитию и обновления стратегий и планов действий по сохранению биоразнообразия. Была выражена поддержка Европейской инициативы по ресурсам для биоразнообразия (EBRI) и проводимой в ее рамках деятельности.

Участники семинара приняли следующие рекомендации:

1. Экологическая политика, а также национальные и субнациональные стратегии сохранения биоразнообразия стран ВЕКЦА должны включать экономические и финансовые инструменты ее реализации с учетом опыта этих стран на национальном и субнациональном уровнях, а также стран Западной Европы.

2. Развивать межгосударственное сотрудничество по совершенствованию методологии и распространению опыта полной экономической оценки экосистем и их компонентов, формированию и внедрению в странах ВЕКЦА подходов и методов такой экономической оценки, совместимых с западноевропейскими.

3. Развивать и использовать на практике эколого-экономическую оценку биоразнообразия при расчетах компенсационных выплат за ущерб, нанесенный живой природе.

4. Констатируя реальные успехи в области экономической оценки биоразнообразия, экологизации кадастровой оценки земель, оценки эффективности финансовых вложений и создания новых финансовых и экономических механизмов, рекомендовать использовать этот опыт в странах ВЕКЦА, особенно при подготовке и реализации проектов экологизации землепользования и создания экосетей в аграрных районах.

5. Принять меры к формированию адекватного и справедливого международного рыночного обмена товарами и услугами, производимыми экосистемами.

6. Использовать в целях сохранения биоразнообразия в странах ВЕКЦА механизм реструктуризации внешних долгов по схеме "долги на природу".

7. Учитывая, что обязательным условием международного финансирования экологических проектов является их софинансирование из собственных средств, необходимо создавать в странах и их регионах механизмы дополнительного привлечения финансовых ресурсов из внутренних источников, оказывая поддержку распространению опыта в данной сфере.

8. Проводить работу с частным сектором по повышению экологичности различных отраслей экономики и промышленных предприятий и снижению их негативного воздействия, в том числе за счет:

  • повышения уровня экологической грамотности менеджеров и основного персонала предприятий;
  • внедрения новых экологичных технологий;
  • внедрения в практику экологического страхования и сертификации,
  • создания и внедрения системы экологических рейтингов крупнейших компаний.

9. Разработать экономический механизм участия частного сектора и консолидации средств других секторов в экологической реставрации природных экосистем, имеющих высокую экологическую ценность (в первую очередь степей, широколиственных лесов, реликтовых и уязвимых экосистем).

10. Рекомендовать создать в Молдове и Украине национальные программы восстановления системы комплексной фитомелиорации в лесостепных и степных зонах с проработкой рыночных механизмов финансирования этой деятельности и приняв во внимание перспективы привлечения НПО и широких кругов общественности к составлению и практической реализации этих программ на всех этапах.

11. Отмечая позитивную роль российского Проекта ГЭФ “Сохранение биоразнообразия” в систематизации и представлении заинтересованным сторонам базы данных и обзорной информации о природоохранном финансировании в России, рекомендовать другим странам региона подготовить аналогичные обзоры.

12. Учитывая, что низкий уровень жизни сельского населения в странах ВЕКЦА создал угрозы биоразнообразию, рекомендовать внедрять в практику локальные социально-экономические механизмы устойчивого природопользования и восстановления живой природы, в первую очередь, в местах обитания глобально угрожаемых видов (сайгак, осетровые и т. д.).

13. Разработать и внедрить в систему землепользования организационно-правовые и экономические механизмы приобретения земельных угодий частными инвесторами для природоохранных целей и формирования института природоохранного сервитута.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


06.07.2020
Доклад по проблеме гибели диких животных на автодорогах



23.06.2020
"Дикая природа" - 4-я выставка Национального союза пастелистов



23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены