Eng

  На главную страницу

ТОЛЬКО ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО МОЖЕТ ГАРАНТИРОВАТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ


Обращение к Всероссийской конференции гражданских организаций

Москва, 27- 28 октября 2003 г


Реформы конца 80-х - начала 90-х годов были направлены на создание сильной, демократической, процветающей страны - правового светского федеративного государства со свободной прессой, независимым судом, многопартийной демократией, развитыми институтами гражданского общества и социально-ориентированной рыночной экономикой. Криминализация власти и общества, нарастающая ориентация власти на силовые решения и административные методы остановили движение по этому пути. Сегодня демократические завоевания в России подвергается новому испытанию - опасности авторитарного развития нашей страны. Не допустить возвращения России к диктатуре - важнейшая задача гражданского общества России.

1. Основные социально-экономические и политические тенденции России 2003 года

В последние годы в российском общественно-политическом и социально-экономическом развитии интенсифицировались процессы, ставящие под угрозу демократические завоевания, конституционный строй, права человека и фундаментальные свободы в Российской Федерации.

Общество

Как и в советское время, не государство служит гражданам и обществу, а общество поставлено под контроль бюрократии. Российские власти снова повсеместно нарушают права человека, ставят их соблюдение в зависимость от интересов правящего слоя. Граждане все больше отстраняются от принятия решений, прямо затрагивающих их интересы, а гражданское общество лишено возможности контроля над деятельностью государственных органов.

Либеральные реформы, призванные обеспечить переход к полноценной социально-ориентированной рыночной экономике, либо заторможены, либо проводятся так, что лишь усугубляют социально-экономические проблемы, возлагая их последствия на наиболее уязвимые социальные слои.

Происходит серьезное ограничение гласности, ограничивается доступ граждан к важнейшей информации, расширяется официальная секретность. К концу 2003 года подавляющее большинство средств массовой информации потеряли независимость, происходит манипулирование общественным мнением. Ликвидация независимых СМИ означает разрушение одного из важнейших завоеваний российского общества. Отсутствие независимой информации позволяет властям делать вид, будто она действует в интересах общества.

Отсутствует эффективный механизм диалога институтов гражданского общества и власти. Структуры гражданского общества низведены до роли советников бюрократии или "привилегированных" жалобщиков.

Криминализация власти, в т.ч. сращивание криминальных структур с правоохранительными органами, подрывает доверие граждан к государству; при этом все права и свободы превращаются в фикцию. Установленный "порядок" основан на том, что чиновники решают, кто и в какой мере "вправе" игнорировать закон.

Предпринимательская и гражданская инициативы - основы формирования среднего класса, гражданского общества, развития эффективной экономики и решения многих социальных проблем - жестко контролируются; бизнес находится под давлением бюрократических и криминальных структур, порой объединенных с силовыми. Внесудебные решения конфликтов и "заказные дела" стали нормой.

Давно ожидаемая обществом военная реформа приобрела декоративный характер.

Фашистская и националистическая идеологии не встречает должного отпора со стороны государства, нарастает ксенофобия.

Пламя чеченской войны все болезненнее обжигает Россию, а отказ властей от мирных переговоров превращает конфликт на Кавказе - в бесконечный.

Неразрешенность социальных, экономических и экологических проблем является причиной углубления демографического кризиса.

Активно размывается принцип отделения церкви от государства. Фактически установлен государственный статус Русской Православной Церкви.

Институты гражданского общества не поддерживаются государством, неугодные властям общественные организации испытывают прямое административное давление.

Все это является следствием как антиконституционного приоритета государства над гражданским обществом, так и незрелостью и разобщенностью институтов гражданского общества.

Экономика

Определяющая часть дохода страны формируется за счет продажи нефти, газа, других природных ресурсов. Значительная часть дохода от продажи общественной собственности минует казну и является источником сверхдоходов немногих. Богатые становятся богаче, а бедные - беднее. Провалы в проведении экономических реформ, как и в советское время, покрываются не только за счет нефти и газа, но и за счет снижения жизненного уровня основной массы граждан. Россия все больше служит сырьевым придатком и рынком сбыта товаров из других стран. Опасно нарастает социальные расслоение между группами населения и регионами.

Финансовая стабилизация 1999-2003 гг., как и рост ВВП, определяются, в основном, ростом мировых цен на нефть, и не могут служить индикаторами здоровья российской экономики.

Экономический рост осуществляется без учета экологических последствий; растет число экологически грязных и опасных производств, Россия превращается в свалку радиоактивных и других опасных отходов и полигон для апробации экологически опасных технологий.

Государство

Вместо принципа "закон и порядок" с января 2000 года торжествует антиправовой принцип "порядок вместо закона". Под лозунгом восстановления "вертикали власти" возникла противоречащая Конституции России сверхцентрализованная политическая система.

Фактическая потеря политической самостоятельности Федеральным Собранием означает крушение системы разделения властей - фундаментального принципа устройства демократического государства.

Рушится, не успев как следует укрепиться, и самостоятельность судебной власти. "Реформа" судебной системы привела к восстановлению политического контроля над судебной системой, снижению статуса и сокращению автономии судей. Суды в большей степени защищают не закон, права и свободы граждан, общественные институты и общегосударственные интересы, а исполнительную власть и корпоративные интересы. Становятся нормой противоправные решения. Как в советское время, появились секретные судебные решения. Урезаются права адвокатуры и общественной защиты.

Вновь проступают полузабытые контуры большевистского "демократического централизма": не защита интересов меньшинства, а подавление меньшинства большинством, культ всеведущего государства и административно-силовых решений.

Идет ремилитаризация государства и общества. Во многих сферах общественной жизни и государственной политики обозначилась "полицейско-силовая" составляющая. Происходит усиление карательных и фискальных функций государства в ущерб его функциям по социальной защите и обеспечению безопасности граждан. Не прекращается фабрикация "шпионских" дел.

Произошла коммерциализация силовых структур. Ставшее правилом активное участие силовых структур в бизнесе угрожает национальной безопасности.

Правоприменительная система остается слабой, носит, в основном, карательный характер и продолжает действовать избирательно в интересах исполнительной власти, крупного бизнеса и криминала. Единство следствия, прокуратуры и судов лишает граждан надежды на объективные и независимые судебные решения.

Борьба с международным терроризмом служит предлогом для ревизии принципов незыблемости прав человека, требований "временных" отказов от демократический свобод.

Дебюрократизация властных структур осталась пустым звуком. Если в развитых демократических странах лицензируется всего несколько десятков видов хозяйственной деятельности, то в России таких видов деятельности свыше тысячи.

Во всех ветвях власти процветает коррупция.

Несовершенное избирательное законодательство не обеспечивает проведения истинно свободных выборов и референдумов, не препятствует масштабной фальсификации их результатов, и, тем самым, не обеспечивает реализацию конституционных прав граждан на участие в управлении делами государства.

2. Почему нельзя молчать

Общественная поддержка В.Путина, связанная с надеждами на социальный прогресс и перемены к лучшему, не может продолжаться долго. В общественной жизни проступают социальная апатия, разочарование, агрессивность, возникает "новая тревожность". Народ отчуждается от власти, которую еще вчера с энтузиазмом избирал. Вопрос "Как жить?" трансформируется в вопрос "Зачем жить?". Раздражение, усталость и разочарование общества от не оправдавшихся надежд, недовольство превращением России из великой державы в сырьевой придаток и рынок сбыта товаров других стран, подталкивают власти к формированию полицейско-бюрократического государства. Не теряющие популярности коммунистические и националистические движения способствуют сползанию страны к тоталитарному прошлому.

Уроки истории свидетельствуют об опасности и губительности использования административно-бюрократических методов управления страной. Авторитарный подход несовместим с развитием демократии. Пренебрежение правом даже во имя достижения "благих целей" опасно, поскольку неизбежно ведут к социальной напряженности и репрессиям. В результате существенного замедления развития демократических институтов, сегодня нельзя НЕ говорить о том, что избранный Россией в 1991 г. курс на строительство правового демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой находится в опасности.

Власть становится самодостаточной. Бесконтрольную и безответственную бюрократию вполне устраивает движение к популистской диктатуре. Основной демократический принцип - власть во имя народа и от народа - заменяется на свою противоположность - власть для бюрократии и во имя бюрократии.

История свидетельствует, что диктаторские режимы неизбежно ведут к кризисам, выход из кризисов диктатура всегда находят лишь в массовых репрессиях и внешнеполитических авантюрах. Нельзя допустить, чтобы Россия втянулась в очередной цикл становления и распада авторитарной системы. Это неизбежно произойдет, если будет продолжен нынешней курс на построение авторитарного государства.

Нельзя, подавив, с помощью административно-силовых методов и информационно-пропагандистской монополии, гражданское общество и независимый бизнес, обеспечить в стране социальное партнерство. Возникающий авторитаризм неизбежно будет обслуживать эгоистические устремления финансовых и промышленных монополистов, реализуя максимально опасные сценарии участия России в процессах глобализации.

В сложившихся условиях защита основ конституционного строя становится главной задачей российского общества. В обществе пока еще достаточно сил, логикой своего существования устремленных к свободе и демократии, укреплению гражданских, политических, социальных, экономических и культурных прав граждан.

3. Наши предложения

Среди важнейших действий, направленных на создание в России демократического правого государства с социально-ориентированной и устойчивой экономикой, мы выделяем:

  • выбор социально-справедливых вариантов при проведении рыночных реформ; сокращение разрыва в доходах различных социальных групп и регионов и обеспечение приемлемого качества жизни ("социального стандарта") граждан; использование монопольных сверхприбылей и природной ренты в интересах всего общества, существенное повышения доли заработной платы в стоимости и цене конечного продукта;

  • реальная демонополизация и создание условий для формирования свободной и добросовестной конкуренции предприятий разных видов собственности; привлекательности России для отечественных и зарубежных инвестиций, реальная поддержка малого и среднего бизнеса; законодательное запрещение государственным служащим (в т.ч. представителям силовых структур) заниматься коммерческой деятельностью;

  • обеспечение реальной независимости трех ветвей государственной власти (представительной, исполнительной и судебной);

  • отказ от использования СМИ для государственной пропаганды и манипулирования общественным сознанием; приватизация большинства государственных СМИ и превращение остальных СМИ в общественные;

  • законодательное закрепление механизмов обеспечения конституционных прав граждан; установление гражданского и парламентского контроля над деятельностью власти и силовых структур, законодательное запрещение представителям силовых структур вмешиваться в процесс принятия политических решений; пресечение влияния спецслужб на общественную и частную жизнь;

  • прекращение милитаризации общества и государства, проведение реальной военной реформы; переход к профессиональной армии в сжатые сроки, а в настоящее время - расширение возможностей альтернативной гражданской службы; запрет на участие армии в боевых действиях на территории страны без введения военного положения;

  • скорейшее и мирное разрешение чеченского кризиса;

  • кардинальное изменение миграционной политики: все, рожденные на территориях в границах РСФСР, и их прямые родственники должны иметь право на автоматическое признание гражданства России;

  • организационное разделение правоустанавливающих и правоприменительных органов в системе органов исполнительной власти; расширение перечня избираемых, а не назначаемых должностных лиц; организация общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти; осуществление парламентского контроля за деятельностью правительства.

  • упразднение военных коллегий судов и секретных приговоров; гуманизация пенитенциарной системы (прежде всего через соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил);

  • дебюрократизация власти; обеспечение заявительной, а не разрешительной формы организации деловой активности, упрощение отчетности и определение исчерпывающим перечнем случаев, когда необходимо получать какие-либо разрешения, а также документов, требуемых для их получения; сокращение объема государственного вмешательства в общественную жизнь;

  • гарантия доступа граждан к экологической, политической и социальной информации, установление порядка привлечения к ответственности должностных лиц за отнесение к государственной и коммерческой тайне сведений, не подлежащих засекречиванию, безусловное рассекречивание сведений по истечении срока давности;

  • демократизация избирательной системы и минимизация возможностей фальсификации результатов голосования (запрет "административного ресурса"); законодательное закрепление права граждан на досрочный отзыв не оправдавших доверия избираемых должностных лиц всех уровней исполнительной власти; дополнительные гарантии свободной деятельности СМИ и граждан в период выборов;

  • приоритетное обеспечение здоровья населения и здоровья окружающей среды, организация рационального природопользования в ходе экономического развития, спасения российской природы от разграбления и истощения, разработка и законодательное закрепление механизма общественного обсуждения на стадии подготовки принимаемых решений, касающихся здоровья и благополучия граждан, и механизма учета результатов такого обсуждения; обеспечение конституционных прав на благоприятную окружающую среду, труд, образование, лечение, благополучие в старости;

  • создание экономических стимулов и правовых возможностей усиления институтов гражданского общества, как за счет благотворительности, так и за счет выполнения общественными организациями социального заказа;

  • соблюдение принципа отделения церкви от государства; запрет на религиозное обучение и ритуалы в государственных учреждениях и организациях;

  • расширение практики диалога и партнерства работе органов государственной власти и институтов гражданского общества (в том числе, привлечение общественных организаций к разработке и экспертизе законопроектов и нормативных актов, обязательное введение представителей общественных организаций в коллегии министерств и ведомств, в состав государственных комиссий);

  • повышение социальной роли и ответственности бизнеса.


4. Развитие и консолидация институтов гражданского общества - основное условие демократического развития России

От гражданского общества зависит успех в отстаивании демократического пути развития России. Все гражданские силы, признающие приоритет прав человека, должны солидарно действовать во имя защиты основ конституционного строя России, оставив в прошлом взаимные претензии и обиды. Защита демократии сегодня - это борьба за достойное будущее России, это защита её от новых революционных потрясений и развала.

Несмотря на различное понимание и отношение к отдельным социально-экономическим проблемам, существует и расширяется круг вопросов, по которым в гражданском обществе среди сторонников демократического развития России существует согласие.

Для демократического развития России необходимо партнерское взаимодействие гражданского общества с государством на основе принципов права. Для этого необходима разработка эффективного механизма диалога институтов гражданского общества и органов власти. Только сильное гражданское общество способно создать необходимый уровень общенационального диалога, который позволит обеспечить справедливое участие всех секторов общества в решении проблем страны.

Для развития институтов гражданского общества в России есть обнадеживающие перспективы, связанные, в том числе с той "новой тревожностью", которая возникает по мере крушения надежд, вызванных приходом к власти президента В. Путина.

Развитие партнерства между институтами гражданского общества и структурами власти должно существенно повысить эффективность выполнения государством своих обязанностей перед гражданами. Для этого необходимы согласованные действия общественных неправительственных организаций по реализации программ совместных действий во всех правовых формах общественного волеизъявления.

Среди важных путей усиления гражданского общества в России:

  • расширение взаимодействия между общественными организациями, в том числе разных профилей: правозащитное, экологическое, женское, молодежное, права потребителей, свободные профсоюзы и др.

  • расширение взаимодействия между неправительственными общественными организациями и социально-ответственным бизнесом;

  • расширение диалога между институтами гражданского общества и структурами местного самоуправления.

Взаимодействие институтов гражданского общества создаст качественно новые условия для действий в защиту конституционного строя России. Только такое взаимодействие способно остановить авторитарные тенденции современного развития страны и не допустить сползания России к тоталитаризму.

А.В. Яблоков, Центр экологической политики России

Л.А. Пономарев, Движение «За права человека»

Н.И. Миронова, Движение за ядерную безопасность (Челябинск)

Е.А. Боннэр, Фонд Андрея Сахарова

А.К. Симонов, Фонд защиты гласности

А.К. Никитин, Центр «Беллуна» (Санкт-Петербург)

Э.И. Черный, Коалиция «Экология и права человека»

Л.В. Шибанова, Ассоциация «Голос»

С.А. Ганнушкина, Комитет “Гражданское содействие”

Ю.В. Самодуров, “Музей и Общественный центр им. А. Сахарова”

С.А. Ковалев, Институт прав человека

В.М. Гефтер, Институт прав человека

А.В. Бабушкин, Комитет «За гражданские права»

В.Ф. Меньшиков, Фонд экологического возрождения

В.В. Борщов, Комитет гражданского контроля

C.В.Вальков, Ивановское областное общество прав человека

Д.Д. Тормосов, Калининградское об-во охотников и рыболовов

А.А. Каюмов, Экологический центр "Дронт" (Нижний Новгород)

С.Федоров, Архангельская ассоциация общественных экологических организаций

Н.Л. Кутепова , " Планета надежд" (Озерск)

А. Бехтольд, "За права человека" (Хабаровск)

А.В. Федоров, "Центр Экологических Инициатив" (Санкт-Петербург)

А.П. Лалетин, "Друзья сибирских лесов" (Красноярск)

М.А. Пискунов "Центр содействия гражданским инициативам"

О.Н. Сенова, "Дети Балтики" (Ленинградская обл. - Санкт-Петербург)

М.А. Куперман, Правозащитный Центр Сахалинской области

А. Козлович, Фонд "Аристон" (Карелия)

В.И. Куренков, Тульский правозащитный центр

Н.П. Доновская, Движение "Вече" (Псков)

В.И. Доставалов, "За права человека" (Псков)

О.В. Бодров, "Зеленый мир" (Сосновый Бор, Ленинградская обл.)

Ф.Г. Кобжасарова, Движение "Фатиха" (Челябинск)

В.А. Шестаков, "Эковиль" (Ярославль)

Н.А. Зубов, "Красноярский Краевой Экологический Союз"

С.М. Денисюк, "Красноярский Краевой Экологический Институт"

О.Г. Лихтина, "Красноярский Правозащитный Центр"

А.Ю. Митюнин, "Содействие защите населения" (Миасс, Челябинской обл.)

О.П. Негробов , "ЭкоДон" (Воронеж)

А.Н. Сутягин, "Мониторинг БТС" (Санкт-Петербург)

Н. Пчелина, Союз "За химическую безопасность" (Нижний Новгород)

Б.Н. Пустынцев, "Гражданский контроль" (Санкт-Петербург)

В.Н. Домбровский, "Зеленый комитет" (Оренбург)

Г.В. Ращупкин, "Уральский экологический союз" (Екатеринбург)

В. Михеев, "Гражданский Центр ядерного нераспространения" ( Красноярск)

П.Л. Арсеньев, "Фонд гражданских свобод" (Москва)

Д.А. Краюхин, Институт "Единая Европа" (Орел)

В.В. Каткова, Центр "Защита потребителей" (Орел)

В. Ферапошкин, Центр "Выбор совести" (Сасово, Рязанской обл.)

Н.Б. Агафонова, Омский центра независимой потребительской экспертизы.

Г.Б. Аносова, "Байкальский центр общественной экологической экспертизы", (Улан-Удэ)

М.Г. Арутюнов, Международная правозащитная ассамблея (Москва)

А.А. Налётов, Комитет Антивоенных Действий

Н.А. Гусева, "Клуб деловой женщины" (Златоуст)

С.Е. Бочарова, Международное информационно-просветительское движение "Добро - без границ"

А.Н. Шепель, В.В. Ожогов, Конфедерация труда России (Москва)

С.И. Забелин, Международный социально-экологический союз (Москва)

М. Полякова, Независимый экспертно-правовой совет (Москва)

Л.А. Федоров, Союз "За химическую безопасность"

О.А. Подосенова, Движение "Поможем Исети!" (Екатеринбург)

А.К. Веселов, Союз экологов Башкирии (Уфа)

Д.В. Лисицын, "Экологическая вахта Сахалина"

А.В. Зименко, Центр охраны дикой природы (Москва)

М.И. Ойсбойт, Союз "Чернобыль" (Калининград)

Ю.М. Шмидт, Российский комитет адвокатов в защиту прав человека (Санкт-Петербург)

Е.М. Ключникова, Апатитский экологический центр

Т.М. Власова, Московское купеческое общество (Москва)

Г.М. Пасько, журнал "Экология и право"

В.А. Шаклеин, Уральский Правозащитный центр (Екатеринбург)

А. Ванина, РОО "Псковская глубинка"

* Подписи даны в порядке поступления на утро 23 октября. Электронные оригиналы подписей находятся в Центре экологической политики России и офисе Движения за права человека.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


22.03.2024
Победителям конкурса «Мир заповедной природы» направлены дипломы и призы



13.03.2024
Опубликованы информационные материалы о проведении "Марша парков – 2024"



12.02.2024
Подведены итоги детского художественного конкурса «Марша парков»



6.02.2024
Опубликован новый выпуск журнала «Охрана дикой природы», посвященный памяти Н.Н. Воронцова и Ю.Д. Чугунова



24.01.2024
Подведены итоги X Конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2024

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2024 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены