Eng

  На главную страницу

Международная школа-семинар
"Заповедное дело в общественном сознании:
этические и культовые аспекты"
("Трибуна-8")

Киев, 27-30 мая 2002 г.


СОДЕРЖАНИЕ:


Резолюция
Международной школы-семинара
"Заповедное дело в общественном сознании:
этические и культовые аспекты" ("Трибуна-8")

27-30 мая 2002 г. в Киеве состоялась Международная школа-семинар "Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты" ("Трибуна-8"), организованная Киевским эколого-культурным центром, Центром охраны дикой природы (Москва) и Всемирной комиссией по охраняемым территориям МСОП (WCPA/IUCN), при поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров и Международного Фонда “Відродження”. Семинар проходил на базе Киевского Национального университета им. Т. Г. Шевченко.

В работе семинара приняло участие 70 человек, представляющих природные заповедники, национальные парки, общественные, научные и государственные организации Азербайджана, Армении, Белоруссии, России и Украины. На семинаре было заслушано более 40 докладов и сообщений, проведено 4 дискуссии ("Этические принципы заповедного дела", "Этическая экспертиза на научные исследования в заповедниках и национальных парках", "Экотуризм в заповедниках: правильно ли это?", "Перспективы охраны сакральных природных объектов"). Состоялось расширенное заседание редколлегии "Гуманитарного экологического журнала", презентация новых изданий Киевского эколого-культурного центра и Центра охраны дикой природы, просмотрены видеоматериалы. Материалы семинара будут опубликованы отдельным сборником.

В заповедном деле моральные принципы должны иметь ведущее значение. Цели и мотивы создания охраняемых природных территорий – природозащитные, научные, этические, духовные, эстетические, культурологические, а не только утилитарные. Заповедная система не должна противоречить этическим и другим нематериальным ценностям, ради которых она создавалась.

Участники семинара считают необходимым возрождение в заповедном деле стран СНГ этико-эстетического подхода, разработанного еще в конце 19 — начале 20 веков И.П. Бородиным, А.П. и В.П. Семеновыми-Тян-Шанскими, Г.А. Кожевниковым, В.И. Талиевым, Д.Н. Анучиным и другими отечественными пионерами охраны природы.Его суть — утверждение этической ценности дикой природы, права дикой природы, растений и животных на существование независимо от их пользы для человека.

Сочетание этико-эстетического и научного принципов организации заповедного дела и защиты дикой природы может оказаться эффективным не только для развития философии и идеологии, но и в практике охраны природы.

Вместе с тем в современном заповедном деле еще недостаточно учитываются этические, духовные, эстетические, культурные аспекты, крайне мало внимания уделяется значимости нематериальных ценностей заповедников и других ОПТ.

В наше непростое время, когда “рыночные отношения” пытаются проникнуть во все без исключения сферы человеческой жизни, включая духовные, популяризация этических принципов заповедного дела и нематериальных ценностей ОПТ представляется чрезвычайно важной задачей. Это может не только ослабить утилитарный напор на заповедники и другие ОПТ, но и будет способствовать заповеданию новых территорий, расширит общественную поддержку заповедному делу, улучшит управление заповедниками и защиту участков дикой природы, активизирует экологическое образование и создание новых природоохранных традиций.

В целях развития этических принципов в заповедном деле и повышения значимости нематериальных ценностей ОПТ участники семинара:

  1. Рекомендуют специалистам в области ОПТ применять в повседневной работе этические принципы заповедного дела (предложены Киевским эколого-культурным центром, доработаны и одобрены на семинаре).
  2. Рекомендуют работникам заповедников и национальных парков использовать в своей деятельности “Примерное Положение об этической экспертизе научных исследований в заповедниках и национальных парках” (разработаны А. А. Никольским, доработаны и одобрены участниками семинара).
  3. Обращают внимание руководителей и сотрудников заповедников и национальных парков на необходимость использования щадящих методов научных исследований на охраняемых территориях. Считают целесообразным стандартизировать щадящие методы изучения животных.
  4. Рекомендуют специалистам в области ОПТ применять на практике “Рекомендации по охране сакральных природных объектов” (разработаны и одобрены на семинаре).
  5. Считают необходимым ввести в классификацию ОПТ стран СНГ категорию “сакральный природный объект”.
  6. Считают целесообразным шире проводить изучение, паспортизацию и заповедание сакральных природных объектов (священные рощи, деревья, родники, горы и т. п.), начать подготовку реестров сакральных природных объектов, для чего разработать методику по их выявлению и паспортизации.
  7. Призывают представителей различных религиозных конфессий обратить внимание на развитие общественной поддержки ОПТ и защиты биоразнообразия.
  8. Рекомендуют организаторам конференций и семинаров по заповедному делу проводить в рамках будущих мероприятий секции по этическим, духовным и другим нематериальным ценностям ОПТ.
  9. Считают необходимым включить разделы, посвященные этическим принципам и нематериальным ценностям ОПТ, в сцецкурсы и учебники по охране природы и заповедному делу.
  10. Призывают специалистов в области заповедного дела, экологии и охраны природы принять участие в разработке профессионального этического кодекса.
  11. Обращают внимание руководителей заповедников и национальных парков на то обстоятельство, что любые формы туризма (включая так называемый экотуризм) являются коммерческим природопользованием и недопустимы на территориях, где заповедный режим запрещает проведение хозяйственной деятельности. Туризм на ОПТ должен служить, прежде всего, задачам экологического просвещения и охраны природы – в этом его коренное отличие от всех других форм туризма. Развитие туризма в государственных заповедниках в качестве средства решения финансовых проблем противоречит целям их создания и поэтому недопустимо.
  12. Рекомендуют разработать государственную стратегию развития туризма на ОПТ, определить допустимость и степень использования разных типов ОПТ в этих целях. Наиболее приемлем туризм на территориях рекреационных и хозяйственных зон национальных парков, в охранных зонах природных заповедников, на биосферных полигонах биосферных резерватов (заповедников).

Участники семинара просят:

  • Правительство Украины – не допустить строительство мостов через природно-историческую святыню мирового значения – остров Хортица в г. Запорожье и создать на Хортице национальный природный парк.
  • Киевский эколого-культурный центр и Центр охраны дикой природы — рассмотреть вопрос об организации тематического “круглого стола”, посвященного проблемам защиты дикой природы, с участием представителей различных конфессий и экологических организаций.
  • Киевский эколого-культурный центр – рассмотреть вопрос об организации и проведении регулярных международных (в рамках СНГ) конференций дикой природы, опираясь на опыт коллег из США и Канады.
  • Деятелей заповедного дела стран СНГ — популяризировать среди коллег “Гуманитарный экологический журнал” и сайт “Гуманитарная экология и экологическая этика” (www.ecoethics.ru).
  • Международные и российские экологические фонды — поддержать дальнейший выпуск журнала “Охрана дикой природы” и бюллетеня “Заповедники и национальные парки”, издаваемые Центром охраны дикой природы.
  • Лидеров Движения студенческих дружин по охране природы стран СНГ — использовать идеи экологической этики в программах своих обучающих школ и семинаров.
  • Редакции биологических журналов стран СНГ — не публиковать работы, основанные на применении жестоких методов исследований (при наличии альтернативных методов исследований).
  • Киевский эколого-культурный центр – продолжить разработку концепции естественных прав животных и растений, а также проекта Декларации свободы для дикой природы.

Участники семинара поддерживают:

  • Предложение Киевского эколого-культурного центра о создании в странах СНГ Международной Конфедерации дикой природы.
  • Инициативу Дарвинского заповедника по работе с Русской Православной церковью с целью духовного и экологического воспитания населения.
  • Предложение Азербайджанского общества защиты животных о целесообразности налаживания тесных рабочих контактов между представителями экологических организаций и организаций по защите (покровительству) животным.
  • Предложение Азербайджанского общества защиты животных и Киевского эколого-культурного центра о проведении следующей школы-семинара “Трибуна-9” по теме “Естественные права дикой природы, растений и животных” в Киеве весной 2003 г.
  • Предложение Представительства МСОП для стран СНГ об объявлении 2003 г. в странах СНГ Годом охраняемых природных территорий.
  • Идею проведения 8 Всемирного конгресса дикой природы на Камчатке (Россия).
  • Предложение о создании Ассоциации естествоиспытателей за гуманное отношение к природе.

Участники семинара благодарят:

  • Редакции природоохранных периодических изданий стран СНГ - журналы “Заповідна справа в Україні”, “Бюллетень Московского ИСАР”, “Сила тяготения”, “Беркут”, газеты “Заповедный вестник”, “Заповедные острова”, “Зеленый мир” - за активное освещение этических, духовных, эстетических вопросов охраны дикой природы, а также О. Морозенко (Москва), В. Левченко и Н. Васильеву (Санкт-Петербург) - за создание сайтов по экологической этике.
  • Киевский эколого-культурный центр, Центр охраны дикой природы и Всемирную комиссию по охраняемым территориям МСОП за отличную организацию школы-семинара.

Киев, 30 мая 2002 г.

| вверх |

Этические принципы заповедного дела

(Подготовлены Киевским эколого-культурным центром, доработаны и одобрены на Международной школе-семинаре)

Этические принципы заповедного дела являются плодом коллективного труда многих поколений отечественных и зарубежных природоохранников.

Цель этических принципов – создание внутренних, нравственных барьеров, особых “табу”, запрещающих или регламентирующих определенные действия по отношению к заповедникам и другим ОПТ с позиции морали, создание особых этических традиций в заповедном деле и охране дикой природы. Речь идет не только о выработке особых корпоративных этических правил поведения работников заповедников, национальных парков и других ОПТ, но и о влиянии на общественное мнение в отношении заповедников путем повышения значимости этической ценности ОПТ и этической мотивации защиты дикой природы.

Этические принципы заповедного дела могут с успехом применяться в экологическом образовании, воспитании и просвещении, с целью воздействия не только на разум, но и на душу, сердце человека, а также в менеджменте заповедников, национальных парков и других ОПТ.

Этические принципы заповедного дела не являются способами принуждения людей исповедывать экологическую мораль, т.к. этика вообще не допускает элемента принуждения. Каждый человек присоединяется к ним добровольно.

  1. Не навреди.
  2. Цени, люби и уважай дикую природу ради нее самой.
  3. Используй этичные методы науки и экопросвещения.
  4. Почитай заповедную территорию как священное пространство.
  5. Благоговей перед дикой жизнью.
  6. Максимально соблюдай естественные права дикой природы, растений и животных.
  7. Управляй так, чтобы заповедник развивался в направлении абсолютной заповедности.
  8. Не стремись к получению наживы от заповедной территории.
  9. Относись к заповедному делу как к самоценному доброму деянию.
| вверх |

Примерное Положение об этической экспертизе научных исследований в заповедниках и национальных парках

(Подготовлено А.А. Никольским и В.Н. Грищенко, доработано и одобрено на Международной школе-семинаре)

В заповедниках и национальных парках должен царить дух благоговения перед жизнью, а все их обитатели должны обладать исключительным правом на жизнь и защиту со стороны человека.

Люди, работающие в заповедниках и национальных парках, посвятившие себя делу охраны природы, обязаны быть примером гуманного отношения ко всему живому на территории заповедников и национальных парков. Они не должны быть источником страданий или неоправданной гибели животных, растений и ландшафтов.

Примерное положение призвано способствовать выполнению этих простых и естественных этических принципов прежде всего сотрудниками заповедников и национальных парков при выполнении ими научных исследований.

Этическая экспертиза должна ответить на два главных вопроса:

1. Целесообразность.

Насколько целесообразно, исходя из задач получения и распространения нового знания, мучить и убивать животных на охраняемых природных территориях, уродовать ландшафт, сокращать численность редких видов и т. п.

2. Альтернативность.

Можем ли мы получить те же, или близкие по содержательному смыслу научные результаты, с помощью альтернативных методов исследования, не нарушая этических норм отношения к живой природе.

Основные принципы проведения этической экспертизы

1. При возможности выбора различных методов научных исследований и экологического мониторинга приоритет следует отдавать щадящим методам.

2. При выборе тем и составлении планов научных исследований в заповедниках и национальных парках предпочтение следует отдавать экологическому мониторингу и тем научным исследованиям, с помощью которых решаются непосредственные задачи охраны природы.

3. Этическая экспертиза, выполненная на основе утвержденного в заповеднике или национальном парке Положения об этической экспертизе, на данной охраняемой территории носит обязательный характер.

4. Положение об этической экспертизе может быть разработано на основе данного Примерного Положения каждым конкретным заповедником или национальным парком. Оно принимается ученым советом заповедника или национального парка и утверждается директором.

5. Этическая экспертиза проводится членами ученого совета заповедника или национального парка. По решению ученого совета к ней могут привлекаться специалисты сторонних организаций, представители общественности и органов управления.

6. Этическая экспертиза должна быть организована таким образом, чтобы не препятствовать научным исследованиям и экологическому мониторингу.

7. Главные критерии целесообразности проведения этической экспертизы планируемых научных исследований и экологического мониторинга:

  • опасность гибели животных и растений и разрушения их мест обитания;
  • использование жестоких методов обращения с животными;
  • использование методов, приводящих к серьезному беспокойству животных;
  • опасность нарушения целостности ландшафтов, растительного или почвенного покровов.

8. Этическая экспертиза может проводиться, например, в следующих случаях:

  • при проведении видео-, кино-, фотосъемок и аудиозаписи на территории заповедников и национальных парков следует выяснить, не обращаются ли с животными жестоко (удержание в капкане, привязывание за лапу, травля собаками или травля жертвы хищниками, болевое воздействие, с целью вызвать звуковую реакцию и т. п.);
  • при проведении учетных работ на территории заповедников и национальных парков с использованием безвозвратных отловов, а также при изучении питания животных по содержимому их желудков следует выяснить, существуют или не существуют альтернативные методы, исключающие убийство животных, но позволяющие получить аналогичные результаты;
  • при проведении учетных работ на территории заповедников и национальных парков с использованием безвозвратных отловов, следует выяснить, насколько оправдана тематика, предусматривающая методы умерщвления животных, с точки зрения актуальности ожидаемых результатов и возможности их использования в научных целях;
  • при проведении фаунистических исследований следует выяснить, насколько оправдана добыча или умерщвление животных для определения их видовой принадлежности и не существует ли прижизненных методов их идентификации;
  • при проведении отловов животных сетями и другими орудиями лова следует выяснить, насколько профессионально организована процедура отлова с точки зрения предотвращения непреднамеренной, нередко массовой гибели животных.

Перечисленные примеры представляют собой лишь перечень наиболее ожидаемых случаев жестокого обращения с животными при проведении научных исследований. Возможность конкретных ситуаций значительно шире. Их регламентацию определяет ученый совет заповедника или национального парка.

| вверх |

Рекомендации по охране сакральных природных объектов
(для специалистов по охраняемым природным территориям)

Подготовлены и одобрены на Международной школе-семинаре

В странах СНГ существует множество сакральных (священных, культовых) природных объектов, под которыми обычно понимают характерные, почитаемые в народе элементы ландшафта (деревья, ключи и т. п.), являющиеся местами поклонения, отправления обрядов и, одновременно, элементами культурного наследия этносов, народов или отдельных социальных групп.

Эти объекты имеют большое значение как особые места духовного единения человека с Природой. К таким объектам относятся естественные источники, отдельные деревья и целые рощи, участки леса, озера, реки, водопады, скалы, пещеры, горы, отдельные камни, острова. Они почитаются представителями самых разных религий, унаследовавших эту традицию от своих предков, обладавших традиционными знаниями. Эти объекты сохраняются на протяжении столетий и тысячелетий и служат образцами бережного и одухотворенного отношения к природе. Многие из них имеют большое научное значение как эталонные образцы элементов естественного ландшафта, играют значимую роль в сохранении биоразнообразия.

Однако, несмотря на традиции народной охраны таких объектов, их становится все меньше. Многие уничтожаются в результате хозяйственной деятельности: при добыче полезных ископаемых, геологоразведочных работах, при вырубке лесов, мелиоративных работах, строительстве дорог, гидростанций и населенных пунктов. Многие страдают от неорганизованного туризма, отдыха и фанатичного паломничества.

Особую актуальность охрана этих объектов приобретает в современных условиях в связи с начавшимся разгосударствлением собственности на землю в пределах бывшего СССР.

Охрана сакральных объектов предполагает не только обеспечение сохранности их физико-географических или природных свойств, но и их сакрального содержания, поддержание традиции уважительного к ним отношения, защиту и уважение самого "духа местности", тех притягательных благоприятных энергетических свойств, которыми дорожат почитающие их люди.

Сакральные природные территории важны также для развития культур коренных народов.

Для сохранения сакральных природных объектов рекомендуется:

  1. Ввести в классификацию особо охраняемых природных территорий категорию "сакральный природный объект".
  2. Предусмотреть в республиканских и региональных законодательствах особую охрану сакральных природных объектов с исключением их территорий (с учетом охранных зон) из арендуемых и приватизируемых земель, из состава сельхозугодий, месторождений полезных ископаемых, эксплуатационных категорий лесов, мелиорируемых земель. Не допускать передачи сакральных объектов и территорий, на которых они находятся, в частную собственность, под сельхозугодья, строительство и другие виды хозяйственного освоения.
  3. Проводить изучение и паспортизацию сакральных природных объектов.
  4. Добиваться обеспечения государственной охраны сакральных природных объектов в качестве особо охраняемых природных территорий, как важной составляющей культурного и природного наследия.
  5. Содействовать научной популяризации сакральных природных объектов конкретных регионов путем выпуска книг, брошюр, буклетов, избегая их широкой популяризации в средствах массовой информации.
  6. Принимать меры по обеспечению сохранности сакральных природных объектов в условиях регулярного паломничества и, если необходимо, по их элементарному благоустройству (укрытия для омовений, обустройство подходов, кострища на специально отведенных местах стоянок и т. п.). В исключительных случаях при массовых скоплениях людей посещение этих объектов должно быть организованным и упорядоченным.
  7. Предусматривать в положениях о природных заповедниках, национальных парках или иных особо охраняемых природных территориях соответствующие меры, обеспечивающие сохранность культового значения находящихся в их границах сакральных природных объектов и доступ к ним паломников.
  8. По возможности не допускать коммерческое использование сакральных природных объектов (платное посещение, разлив воды из священных источников, изготовление талисманов, оберегов и т. п.).
  9. Соблюдать особую осторожность и корректность при интерпретации обрядов, связанных с сакральными природными объектами. Не допускать поверхностной интерпретации и искажения сути совершаемых в таких местах духовных отправлений. Распространение информации о них возможно только с разрешения высшего национально-религиозного органа этноса - хранителя традиций (советстарейшин и т. д.).
  10. Исключать какие бы то ни было раскопки, коллектирование, взятие проб или любое другое вмешательство, влекущее нарушение естественного состояния сакрального природного объекта или его территории, при изучении памятников истории, археологии, палеонтологии или иных памятников (объектов), представляющих научный интерес.
  11. Осуществлять охрану сакрального природного объекта при полном согласии и поддержке людей, сохраняющих традицию почитания данного объекта и соблюдающих соответствующие обычаи.
  12. Допускать организацию массового посещения туристами сакральных природных объектов только по согласованию с представителями традиционных религиозных общин и в присутствии их наблюдателя. Доступ к ним туристов должен быть организованным, упорядоченным и регламентированным. Праздные посетители таких мест должны быть осведомлены о правилах поведения в соответствии с народными обычаями и строго соблюдать существующий режим охраны конкретного объекта.
  13. Содействовать строгой охране сакральных (почитаемых) животных и растений, встречающихся как на территории сакральных природных объектов, так и за их пределами (например, на территории проживания соответствующих этносов).
  14. Способствовать экологической реставрации и восстановлению культурного значения сакральных природных объектов, экологических традиций, обычаев и обрядов, связанных с ними.
  15. Не использовать виды-интродуценты при экологической реконструкции сакральных природных объектов.
  16. Содействовать развитию уважительного отношения к сакральным природным объектам всех категорий населения, используя методы экологического образования и просвещения.
  17. Содействовать разработке и законодательному закреплению системы санкций за нанесение ущерба сакральным природным объектам.
  18. Включать сакральные природные объекты в состав местных и региональных экологических сетей или в их проекты.

| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены