Eng

  На главную страницу

Восьмая российская конференция
по правовой защите общественных экологических интересов
"Нефтегазовое развитие и сохранение морской среды: участие общественности"

Санкт-Петербург, 17 марта 2002 г


Резолюция

В работе конференции приняли участие 52 человека - экологи, представители коренных малочисленных народов, юристы, защищающие общественные экологические интересы, - из 18 субъектов Российской Федерации, в т. ч. из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Новороссийска, Магадана, Петропавловска-Камчатского, Южно-Сахалинска, Хабаровска.

Заслушав и обсудив сообщения представителей морских регионов России участники конференции с тревогой констатируют, что экологическая обстановка в этих регионах резко ухудшилась.

Руководство страны продолжает идти по пути "сырьевого" развития и рассматривает Россию как сырьевой, в первую очередь нефтегазовый, придаток стран Запада.

В ближайшие годы планируется перенести центр тяжести транспортировки поставок нефти и газа на морские акватории.

Вступили в действие:

  • проект поставок нефти Каспийским трубопроводным консорциумом по Черному морю (67 млн. тонн нефти в год);
  • проект поставок нефти по Балтийской трубопроводной системе по Балтийскому морю (до 24 млн. тонн нефти в год);
  • проект добычи и поставок нефти по проекту "Сахалин-2" по Охотскому морю (до 10 млн. тонн нефти в год);
  • проект транспортировки нефти по Карскому и Баренцовому морям (20 млн. тонн нефти в год).
  • транспортный коридор Волга - Дон - Азовское море;

В стадии реализации находятся проекты:

  • "Сахалин-1" по добыче и транспортировке по Охотскому морю 12 млн. тонн нефти в год;
  • добыча и транспортировка нефти по Каспийскому морю компанией "Лукойл";
  • добыча и транспортировка нефти по Балтийскому морю из Калининградской области.

В стадии оценки воздействия на окружающую среду находятся проекты:

  • два участка западно-камчатского шельфа Охотского моря (Камчатка-1) и шельфа юго-западной части Берингова моря (Хатырский участок)

К сожалению, большинство из указанных проектов реализуются с нарушениями природоохранного законодательства РФ.
Так, ни по одному из указанных проектов не проводится экологическая экспертиза танкерных перевозок нефти во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, как это предусмотрено российским законодательством.

Российские и зарубежные нефтегазовые компании игнорируют требования "Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду", особенно в вопросе участия общественности в этом процессе.

Проекты правовых актов России и субъектов Российской Федерации, материалов обоснования лицензий не проходят государственную экологическую экспертизу.
Отсутствует механизм обеспечения финансового (экологического) страхования экологических рисков.

Фактически отсутствует техническая база и система аварийно-спасательных формирований по ликвидации последствий аварий с нефтью, а существующая сегодня является декларативной.

Участники конференции отмечают, что в "морском" законодательстве РФ отсутствует ряд законов и иных нормативных правовых актов, которые позволят существенно усилить экологическую безопасность деятельности нефтегазовых компаний в море и в первую очередь таких как

  • Федеральной закон "О загрязнении моря нефтью";
  • "Береговой кодекс Российской Федерации";
  • Федеральный закон "О трубопроводном транспорте";
  • Федеральный закон "Об обеспечении устойчивого развития речных и морских бассейнов Российской Федерации".

Участники Конференции считают необходимым:

  1. Поддержать инициативу Госкомрыболовства РФ направленную на изменение действующих федеральных законов в части охраны водных биологических ресурсов в связи с разведкой, добычей и транспортировкой нефти и газа.
  2. Предложить Министерству природных ресурсов РФ:
    • прекратить порочную практику реализации проектов разведки, добычи и транспортировки нефти и газа в Охотском, Беринговом, Каспийском, Балтийском, Чёрном, Азовском и других морях РФ без обязательной экологической и экономической экспертиз с проведением ОВОС;
    • разработать схемы комплексного использования и охраны ресурсов и прибрежной полосы для морей Российской Федерации.
  3. Обратиться в Правительство России с предложением принять постановления Правительства РФ "Об особо охраняемых водных объектах", "О зонах охраны морских млекопитающих" и "О водно-болотных угодьях международного значения ценных главным образом как местообитаний птиц".
  4. Предложить Управлению Государственного Морского Регистра Министерства транспорта РФ, Министерству природных ресурсов РФ обратиться через Правительство РФ в Международную Морскую Организацию (IMO) для придания статуса "особо чувствительных зон (районов)" по Конвенции МАРПОЛ 73/78 районам Баренцева и Охотского морей.
  5. Учитывая, что большинство проектов разведки, добычи и транспортировки нефти и газа представляют опасность для сопредельных государств обратиться к общественным экологическим организациям этих стран с предложением о координации своей работы. Провести совместную оценку экологических рисков нефтегазовых разработок в море.
  6. Продолжить работу по содействию сопровождению в законодательных и исполнительных органах власти Федеральных законов "О загрязнении моря нефтью", "О трубопроводном транспорте", "Об обеспечении устойчивого развития речных и морских бассейнов Российской Федерации", "Берегового кодекса Российской Федерации" с обращением по вопросу указанных законопроектов в Государственную Думу и Правительство РФ.
  7. Госкомрыболовству РФ закрепить за участками Хатырский (Берингово море), Облуковинский и Колпаковский (Охотское море) статус высшей рыбохозяйственной категории и обеспечить доступ общественных организаций к официальным, утвержденным данным о фоном состоянии акваторий Берингова и Охотского морей.

Просить Оргкомитет Конференции направить в перечисленные органы государственной власти и управления и общественные организации письма по указанным вопросам.


РЕЗОЛЮЦИЯ
Восьмой российской конференции по правовой защите
общественных экологических интересов
"О поддержке незаконно осужденного
участника сети российских юристов-экологов М.М.Константиниди"
Санкт-Петербург, 17 марта 2002 г.

Участники Конференции отмечают тревожную тенденцию роста числа преследований общественных экологических деятелей России со стороны органов государственной власти.

Наиболее ярким примером является осуждение общественного экологического защитника из г. Новороссийска Михаила Михайловича Константиниди. Органы дознания, прокуратура и суд с явным нарушением законодательства инкриминировали М.М. Константиниди мошенничество.

Правозащитник М.М. Константиниди вел и выиграл судебный процесс по запрещению строительства с нарушением природоохранного законодательства объектов Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Южной Озерейке. Именно это послужило толчком для его уголовного преследования.

Участники конференции призывают:

  • Генеральную прокуратуру РФ и Верховный Суд РФ рассмотреть в порядке надзора уголовное дело М.М. Константиниди и принять меры по объективному пересмотру обстоятельств этого дела;
  • Российские, зарубежные и международные общественные правозащитные и экологические организации провести акции поддержки М.М. Константиниди, организовать кампанию массовых протестов против преследования экологических активистов в России, организовать информационную кампанию в российских и зарубежных средствах массовой информации в защиту участника Сети российских юристов-экологов М.М. Константиниди в виду высокой общественной значимости его дела;
  • Институт "Экоюрис" и Сеть российских юристов-экологов, защищающих общественные интересы, продолжить оказание правовой и организационной помощи общественным организациям г.Новороссийска в решении вопросов, связанных с деятельностью КТК, которыми он занимался.

Принято единогласно.
Председательствующий:
Президент Института эколого-правовых проблем "Экоюрис",
кандидат юридических наук Вера Леонидовна Мищенко


| архив | вверх |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


4.02.2020
Начинается прием заявок на участие в "Марше парков - 2020"



30.12.2019
Продлены сроки подведения итогов VIII Всероссийского конкурса детских анималистических проектов им. В.М. Смирина



28.11.2019
Краткие итоги работы международной конференции «Биоразнообразие и экосистемные услуги: принципы управления в России и международные процессы» (19–20.11.2019, Москва)



26.11.2019
Итоги конкурса девизов



25.11.2019
Завершен сбор конкурсных работ на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка 2019 года



14.11.2019
Итоги конкурса детского художественного творчества «Страницы Красной книги»



7.11.2019
Заявление участников Третьих Яблоковских чтений в Петербурге: экологические решения в России – взгляд в будущее



30.10.2019
Сроки приема работ на конкурс на соискание Премии имени Ф.Р. Штильмарка продлены до 15 ноября 2019 г.



28.10.2019
Обращение к Президенту РФ "О добыче россыпного золота в Сибири и на Дальнем Востоке"



22.09.2019
Заявление гражданского общества о принципах ответственной деятельности банков



16.09.2019
Объявлен восьмой конкурс им. В.М. Смирина «Чтобы узнать и сохранить, нужно увидеть и полюбить»


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены