Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег" | "Хибины" | "Лапландский лес" |

ВВЕДЕНИЕ

Терский берег является уникальным в природном и историческом отношении районом Кольского полуострова. Здесь сохранились обширные территории естественных природных ландшафтов. Вместе с тем этот край неразрывно связан с историей России и ее традиционной культурой. Именно здесь начиналось освоение Кольского полуострова русским этносом, причем, нужно отметить, что на Терском берегу оно было и в основном остается экологически рациональным и не разрушающим хрупкие северные экосистемы. Здесь присутствуют уникальные памятники национальной и мировой культуры, сохранилась традиционная культура русских поморов.

При продолжающемся интенсивном ресурсно-промышленном освоении европейского Севера необходима эффективная стратегия сохранения природного и культурного наследия. Важнейшим элементом этой стратегии является образование охраняемых природных территорий. В рамках процесса сохранения уникального наследия Русского Севера в Архангельской области за последние годы 10 лет созданы Пинежский заповедник, Кожозерский ландшафтный заказник, биологический заказник "Земля Франца-Иосифа" и еще 10 заказников, национальные парки "Кенозерский" и "Онежское поморье"; в Республике Карелия - национальные парки "Паанаярви" и "Водлозерский", и проектируются еще 1 заповедник, 7 природных и 3 национальных парка, 23 ландшафтных заказника. Безусловно, в этот позитивный и направленный в будущее процесс должна активнее включаться и Мурманская область, в том числе такой уникальный регион, как Кольское Поморье.

Небольшие острова и акватории близ Терского берега и участок Турьего мыса охраняются как часть территории Кандалакшского государственного заповедника. Уникальные природные богатства бассейна реки Варзуга сохраняет Варзугский рыбохозяйственный заказник, в 1989 году создан Канозерский заказник для охраны охотничьей фауны, в 1994 году - Колвицкий комплексный природный заказник, также включивший часть Терского района. Общая площадь этих охраняемых природных территорий - всего 6 % от площади Терского района (в целом по области около 10% территории занято ООПТ), при этом режим охраны, предотвращающий основные виды антропогенного воздействия, имеют только 0,8% природных территорий района. Такая явно недостаточная территория не обеспечит сохранность и нормальное функционирование экосистем района при дальнейшем ресурсном и промышленном освоении, особенно учитывая уже имеющиеся значительные антропогенные нарушения в западной части области. Кольское поморье в целом и Терский берег могли бы стать уникальными природными резерватами, гарантом экологической безопасности на всем юго-востоке Мурманской области. Одним из путей к этому является создание охраняемых природных территорий, законодательно защищенных от наиболее разрушающих видов антропогенного воздействия.

В данной работе Терский берег, по сложившейся в последнее время практике (Терский берег, 1987), рассматривается в административных границах Терского района Мурманской области.

Целью работы является рассмотрение с эколого-экономических позиций целесообразности создания особо охраняемых природных территорий в Терском районе. В задачи работы входит: 1) комплексная характеристика природных особенностей, культурного и исторического наследия, социально-экономического положения в районе; 2) выбор оптимальных территорий и форм охраны наиболее ценных объектов природного и культурного наследия.

Для отчета широко использовались все доступные источники по данной территории, в том числе:

  • литературные данные по территории Терского берега, всего около 50 источников (см. Приложение 9);
  • собственные данные авторов отчета, в том числе материалы полевых исследований;
  • неопубликованные данные, в том числе материалы полевых исследований, предоставленные различными организациями и исследователями (14 различных источников);
  • материалы ТЭО Национального природного парка "Терский Берег", разработанного Ленинградским филиалом института "Союзгипролесхоз" в 1992 - 1994 гг.;
  • заключение экспертной комиссии по ТЭО организации национального природного парка "Терский берег", 1996 г.

Для консультаций, помимо исполнителей проекта, привлекались:

  • представители администрации Терского района и АО "Варзуга", "Всходы коммунизма";
  • сотрудники Мурманрыбвода;
  • сотрудники Мурманского морского биологического института;
  • сотрудники Полярно-альпийского ботанического сада-института;
  • сотрудники Мурмангеолкома.

Использование данных источников и консультаций специалистов позволило дать комплексную оценку необходимости охраны тех или иных территории Терского района, в том числе - целесообразности создания Национального парка "Терский берег" или выбора других форм охраны.

В 1991 г. Ленинградским филиалом института "Союзгипролесхоз" были подготовлены материалы, обосновывающие организацию Национального природного парка "Терский Берег" и на их основе в 1992 - 1994 гг. было разработано технико-экономическое обоснование организации Национального природного парка "Терский Берег". Проект Национального природного парка "Терский берег" был рассмотрен различными ведомствами области и администрацией Терского района, после чего в 1996 году отклонен по результатам экологической экспертизы (см. Приложение 8). В нашей работе учтены основные данные проекта 1994 года и выводы экологической экспертизы, рассматривается социально-экономическая ситуация, и, в связи с этим, целесообразность создания парка в исследуемом районе, а также соответствие территории требованиям, предъявляемым к национальным паркам отечественными нормативными документами и МСОП.

По требованиям нормативных документов (Рекомендации о порядке подготовки и рассмотрения ходатайств о создании национальных природных парков Российской Федерации, утверждены Федеральной службой лесного хозяйства России 30.11.93 г. по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов российской Федерации; Временные указания о составе, порядке разработки, согласования и утверждения предпроектной и проектной документации на национальные природные парки системы Рослесхоза, утверждены Федеральной службой лесного хозяйства России 14.07.94 г.) основной целью эколого-экономического обоснования национальных парков является оценка соответствия рассматриваемой территории требованиям Международного Союза Охраны Природы (МСОП).

По требованиям нормативных документов, освещающих задачи создания особо охраняемых природных территорий (ООПТ) других типов (Федеральный закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 24.04.95 г., Приказ Министерства охраны окружающей среды РФ "Об утверждении примерных положений о государственных природных заказниках и памятниках природы" от 16.01.96 г. № 20), ООПТ данных типов могут быть предназначены для сохранения ценных и уникальных природных комплексов и ландшафтов в целом, а также отдельных видов животных и растений, других ценных и уникальных природных и природно-культурных объектов.

Для выполнения оценки соответствия этим критериям, необходим комплексный анализ имеющихся данных об экосистемах, ценных природных комплексах и объектах. Согласно теоретическим основам проектирования ООПТ (Реймерс, Штильмарк, 1978), основными критериями для выделения ООПТ является наличие уникальных и хорошо сохранившихся типичных объектов. В соответствии с этими принципами, в качестве основы для проектных решений собиралась информация о наличии и состоянии природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, эстетическую, историко-культурную и рекреационную ценность. К таким объектам были отнесены:

  • Уникальные и хорошо сохранившиеся типичные ландшафты;
  • Ценные минералогические объекты;
  • Местообитания редких и охраняемых видов растений;
  • Места концентрации редких и охраняемых видов растений;
  • Хорошо сохранившиеся типичные и редкие растительные сообщества;
  • Местообитания редких и охраняемых видов животных;
  • Уникальные эстетические и рекреационные объекты (памятники природы);
  • Ценные исторические и культурные объекты.

Данные о наличии этих объектов (точечных и территориальных) стали основой комплексного анализа и выделения территорий, рекомендуемых для организации ООПТ. Для сравнения и выбора территорий, включающих наибольшее число ценных природных и культурных объектов, выполнен комплексный, в том числе картографический анализ наличия ценных объектов на территории Терского района.

Помимо описанных критериев типичности и уникальности объектов, при обосновании проектных решений учитывается необходимость выполнения приоритетной природоохранной функции - сохранения территорий, отличающихся повышенным биоразнообразием. Необходимость сохранения биологического разнообразия ныне признана в России и во всем мире и нашла отражение в ряде международных и отечественных документов. 1980 г. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) опубликовал "Всемирную стратегию охраны природы". В ней сформулированы три задачи: поддержать экологические процессы и системы, важные для жизни; сохранить генетическое разнообразие организмов; обеспечить разумное использование видов и экосистем. Развитием этой стратегии стали рекомендации и принципы, изложенные в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Следуя им, Правительство Российской Федерации в 1995 г. приняло Постановление "О мерах по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии", а в 1996 г. президент страны утвердил концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.

Видовое богатство является одним из самых существенных показателей биологического разнообразия, а также в значительной мере отражает сохранность природной среды и может рассматриваться как один из показателей экологического качества (Мэгарран, 1992). Кроме того, данные о видовом богатстве позволяют оценить объект с точки зрения его репрезентативности относительно регионального разнообразия. Для оценки видового богатства и репрезентативности объекта были составлены единые списки флоры, фауны наземных позвоночных и ихтиофауны для Терского района.

Значительную роль при оценке естественного биологического разнообразия рассматриваемых объектов играет критерий наличия редких видов, занесенных в Красные книги различного ранга. Редкие виды в первую очередь исчезают из экосистем при нарушениях и, таким образом, характеризуют своим присутствием наиболее сохранившиеся сообщества (Мэгарран, 1992). Сокращение численности и потеря редких видов начинаются уже на первых стадиях деградации экосистем, когда изменения носят обратимый характер, а многие практически используемые свойства природных сообществ еще не утрачены. Таким образом, неблагополучное состояние редких видов может быть использовано для ранней диагностики нарушения экологического баланса (Соболев, 1997). Были проведены инвентаризация и систематизация сведений о распространении редких видов на территории Терского района, эти данные отражены на картах и использованы при комплексном картографическом анализе.

В связи с особым значением культурного наследия Терского берега, большое внимание должно быть уделено сохранению культурных объектов. В рамках особо охраняемых природных территорий могут сохраняться прежде всего природно-культурные объекты: исторические и традиционные культурные ландшафты со всеми их элементами, включая как памятники истории и культуры, так и их природное окружение. Учитывалась и степень сохранения традиционного неразрушающего природные системы природпользользования, также использованная как один из критериев при комплексном картографическом анализе.

При выдвижении предложений об охране ценных природных комплексов, учитывался ряд характеристик, имеющих особое значение для устойчивого функционирования ООПТ (то есть, для сохранения их экосистем в желаемом состоянии): площадь, форма и фрагментированность территории, ее окружение (Носс, 1995; Соколов и др., 1997).

Основное внимание при проведении границ ООПТ уделялось результатам картографического анализа данных о размещении ценных природных комплексов и объектов, а также элементов хозяйственной инфраструктуры региона и существующей сети ООПТ. Исходя из социально-экономических соображений, признавалось целесообразным, при возможности, максимально использовать существующую сеть ООПТ как опору для создания новых территорий (за счет создания охранных зон заповедника, изменения статуса объектов).

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег" | "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


9.11.2021
Открытое письмо экологических НКО к мэру Москвы о сохранении особо охраняемых и других природных территорий столицы.



1.11.2021
Итоги «Марша парков - 2021».



1.10.2021
Итоги конкурса детского художественного творчества «Мир заповедной природы».



27.09.2021
Экспедиция по отлову и учету выхухоли.



13.08.2021
Центр охраны дикой природы направил коллективное заявление в Московскую межрайонную природоохранную прокуратуру.


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2021

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены