Eng

  На главную страницу

| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

2. ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ И РЕКРЕАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ

2.1. Памятники истории и культуры

Территория Ловозерских и Хибинских тундр была заселена в эпоху раннего неолита. Изучение территории археологами начато только в 1970 году. На сегодняшний день открыто более 20 неолитических стоянок и поселений, а также несколько памятников, относящихся к эпохе раннего металла. Все памятники расположены на территории Ловозерских тундр. Наиболее обстоятельно было изучено 4 стоянки.

Мыс Семерка I - неолитическое поселение, основную массу вещественного материала составляли кварцевые отщепы, керамика не многочисленна, орнамент на ней разреженный, мотивы просты. По типу орудий и керамики памятник датируется поздним неолитом. Мыс Семерка II - памятник относится к эпохе раннего металла, очень значительная насыщенность культурного слоя находками. Сюда входят сланцевые и кварцевые орудия, керамика, остатки плавильной печи, у которой обнаружены металлические шлаки, рыболовные крючки, грузила. Цага I - памятник раннего неолита, в раскопе обнаружено большое количество рубящих орудий, что было обусловлено существованием густых лесов и необходимостью вырубки деревьев для жилья, рыболовецких и охотничьих сооружений. Цага II - памятник содержит большое количество кварцевых орудий и керамику с примесью асбеста, относится к эпохе раннего металла. Исследования в данном районе проводились в 1970, 1972 и 1986 гг.

В настоящее время продолжается археологическое обследование данного региона. Зафиксирован ряд памятников относящихся к культуре коренного населения саамов. Это каменные гурии в районе Сейдозера. Практически не исследованными остаются горные массивы. К сожалению, археологическое исследование данной территории ведется как правило незначительными силами.

До наших дней практически не сохранилось памятников традиционной материальной культуры саамов. Наиболее древний вид традиционного жилья аборигенов Лапландии - вежи, сохранялись на территории Ловозерского погоста вплоть до военного времени, на местах летних промыслов (рис. 12). С активным заселением района жителями других мест России и нарушением ареала традиционного природопользования эти постройки были разрушены.

Рис. 12. Вежа ловозерских саамов на берегу Ловозера.
Фото из архива Государственного музея этнографии (Волков, 1996).

В ХVI веке саамы Кольского уезда приняли христианство, что не помешало им практически до наших дней сохранить частично свои языческие верования (Кучинский, 1998). К числу наиболее распространенных относится почитание "Сейдов". Сейд это, как правило, камень, в котором живет почитаемый дух. Современные саамы на вопрос, что означает сейд, дают неопределенный ответ: "Это камень такой, как будто Человек". По их мнению, сейды помогали в охоте и рыбной ловли.

К сейду особое отношение - он требует уважения к себе, соблюдения тишины, воздержания от брани. У сейдов совершались жертвоприношения, как правило ему несли рога с лобной костью жертвенного оленя, мазали камень оленьей кровью, позже отправляясь на охоту клали пульки, а если охота была не удачной на обратном пути пули забирали. Н.Н. Волков пишет: "Есть основания полагать, что распространение сейдов зависело от расположения охотничьих и рыболовных угодий. Есть упоминания, что с возникновением оленеводства благодетельное влияние сейдов было распространено также и на стада прирученных оленей. Указанные ныне сейды расположены вблизи рыболовных и охотничьих угодий саамов" (Волков, 1995).

На озере Сейдозеро в Ловозерских тундрах расположены три сейда. Самый популярный из них Куйва (рис. 13). Этот сейд расположен на скале плоскогорья Куйвчорр и хорошо виден с озера. Трещины и водоносные слои и образуют фигуру похожую на человека. В переводе с саамского Куйва - старик. О его происхождении у саамов есть легенда. Это окаменевший чудской главарь. В. Визе писал: "Куйва на Сейдозере пользуется особенным почетом со стороны сейдозерских лопарей (зимой эти лопари живут в Ловозерском погосте). Проезжая на карбасах мимо Куйвчорра лопари опасаются громко кричать и ругаться, из боязни, что "Старик" разгневается. Лопари избегали грязнить воду в Сейдозере, так как "Старик" этого не любит и в противном случае не даст рыбы".

Рис. 13. Сейд "Куйва" - антропоморфное изображение на скале южных отрогов г. Куйвчорр.

Несколько сейдов расположены на Умбозере, наиболее почитаемый из них Лейр-киддык - "Хлебный камень". В юго-восточной части Умптека (Хибины) в районе г. Коашвы лежит священный камень Мяндаш-киддык - в переводе с саамского - "камень оленя дикаря". Ему приносили жертву, когда шли охотится за дикими оленями.

Данные, полученные в результате пока немногочисленных археологических исследований, позволили значительно расширить представление о духовной и материальной культуре обитателей Мурманской области, и внести определенные интегрирующие коррективы в материалы археологических памятников всей Северной Фенноскандии (Шумкин, 1991). Археологические данные свидетельствуют о том, что саамы, проживающие сегодня на территории Мурманской области являются прямыми потомками первых людей, заселивших этот регион. Тем не менее археологическая изученность Кольского Севера в десятки раз уступает изученности соседней Северной Фенноскандии, с которой долгое время являлись единым историко-культурным регионом. Целые эпохи древней истории Кольского севера до сих пор еще не стали предметом специальных исследований (Гурина, 1997). Концентрация археологических находок в районе проектируемой ООПТ и ее окрестностях, а так же обилие легенд, связанных с этой местностью свидетельствует о необходимости ее тщательного археологического изучения. С достаточной долей уверенности можно говорить о том, что эти земли еще скрывают от нас значительные археологические находки. Все это диктует необходимость создания особого охранного режима на этой территории.

Одним из пунктов в международных документах о правах коренных народов особенно оговаривается сохранение и почитание древних культовых памятников и захоронений. (Конвенция МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах. № 169. раздел 1. статья 5. 1989 г.). В связи с огромным количеством "неорганизованных" туристов посещающих горные массивы Хибинских и Ловозерских тундр необходима организация охранных мероприятий в местах культовых памятников коренного населения области.

 

<<предыдущий раздел | оглавление | далее>>


| Начало | "Кутса" | "Терский берег"| "Хибины" | "Лапландский лес" |

 
Помоги сейчас!
Сотрудничество. Консалтинг.

НОВОСТИ ЦОДП


23.05.2020
Научная конференция для детей "Я — исследователь" прошла в рамках Марша парков



21.05.2020
Проект «Жизнь зверей в рисунках В.М. Смирина» на Planeta.ru



28.04.2020
Заповедник Утриш восемь лет проводит акцию "Мы за зеленую планету"



27.04.2020
Подведены итоги седьмого конкурса на соискание Премии им. Ф.Р. Штильмарка



24.04.2020
"Маршу парков" на Таймыре исполняется 22 года!



16.04.2020
Участники Марша парков проведут онлайн-квест



9.04.2020
Где создаются природоохранные игры?



7.04.2020
О новых сроках акции "Марш парков". Мы запускаем эко-флэшмоб!


архив новостей


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ


Web-Проект ООПТ России


Марш парков - 2020

Фонд имени Ф.Р. Штильмарка

Конвенция о биоразнообразии - Механизм посредничества


НАВИГАЦИЯ

Главная страница
Обратная связь

Подписка на новости сайта:


<<<назад

© 2000-2019 гг. Центр охраны дикой природы. Все права защищены