Практические примеры КУПЗ

ЗАЛИВЫ СТРИМОНИКОС И ИЕРИСОС

КТО

Координирующий орган или главный партнер, ответственный за реализацию проекта КУПЗ (краткое описание)

Научно-исследовательский институт рыболовства (входит в состав Греческого национального фонда сельскохозяйственных исследований - научной организации, подчиняющейся Министерству сельского хозяйства Греции).

ГДЕ

Местонахождение (населенный пункт, округ, страна)

Побережье заливов Стримоникос и Иерисос входит в состав четырех префектур (Кавала, Серрес, Тесалоники и Халкидики). Префектуры Кавала и Серрес расположены в Восточной Македонии и области Трейс, а Тесалоники и Халкидики - в Центральной Македонии, Греция.



Панорама устья реки Стримон (фото Э. Кутракиса)

КОГДА

Когда началось осуществление проекта?
Продолжается ли его реализация в настоящее время?

Реализация проекта начата 01.01.1997 и завершена 31.04.2002 (продолжает функционировать лишь Информационный центр, финансируемый местными муниципальными властями).

КАК

Кто финансировал и/или инициировал проект? Является ли он частью какой-либо программы?

Проект был совместно финансирован фондом "Жизнь" (Е.Е., DG x I, 50%) и двумя министерствами Греции: Окружающей среды (20%) и Сельского хозяйства (30%).

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Каковы главные цели проекта и какие трудности возникали при его реализации?

В регионе, где осуществляется проект, бурно и стихийно развиваются туризм, строительство, рыболовство, аквакультура, сельское хозяйство, а также ведется вырубка леса и добыча полезных ископаемых. Масштабы этих форм деятельности нередко выходят за разумные пределы, что приводит к усугублению экологических проблем (загрязнение среды, ухудшение природного ландшафта и т. д.) В связи с ожидаемым ростом потока туристов из стран Восточной Европы в ближайшем будущем эти проблемы станут, по-видимому, еще острее. Кроме того, изменяется характер горных разработок в префектуре Халкидики: здесь собираются создать золотые прииски, что может привести к дальнейшему ухудшению природной среды. Началось сооружение скоростной автомагистрали, которая свяжет побережье Ионического моря с Азией. И, наконец, высока вероятность сброса в залив Стримоникос загрязняющих веществ, присутствующих в водах р. Стримон и ее притоков на территории Болгарии и Греции.

Главные экологические проблемы области связаны с отсутствием программы развития городского строительства и туризма, очисткой сточных вод и уничтожением бытового мусора, истощением запасов поверхностных и грунтовых вод, исчезновением природных местообитаний, уменьшением рыбных запасов и, наконец, увеличением солености вод р. Стримон.

Основные трудности, связанные с осуществлением КУПЗ в этой области:

  1. Отсутствие данных о состоянии природной среды и воздействии на нее хозяйственной деятельности людей;
  2. Сложные и противоречивые административные отношения между людьми и структурами, причастными в настоящее время к управлению областью;
  3. Недостаточный уровень экологических знаний.

Для решения перечисленных проблем проектом были предусмотрены следующие задачи:

  1. Описание. В эту задачу входило детальное описание охватываемой проектом области, учитывающее ее абиотические, биотические, социальные, экономические и административные особенности;
  2. Мониторинг. Реализована 24-месячная программа изучения ключевых характеристик морской и прибрежной зон области. Ее целью было выявление возможных факторов риска и разработка мер по предотвращению дальнейшей деградации окружающей среды.
  3. Анализ. Основываясь на результатах реализации двух описанных выше программ, мы попытались идентифицировать и оценить степень серьезности возникающих экологических проблем, проследить тенденции экологических изменений, сформулировать цели природоохранной работы и предложить конкретные меры по улучшению управления этим регионом.
  4. Координация. Для определения целей работы по охране среды и управлению регионом, а также для привлечения внимания властей к насущным экологическим проблемам был создан координирующий орган - Руководящий комитет. В него вошли представители всех структур, ответственных за управление данной местностью.
  5. Информационный центр. В число главных задач созданного в прибрежной области Информационного центра входило: поддержка различных форм деятельности, направленной на улучшение информированности населения о состоянии окружающей среды, содействие сотрудничеству различных структур и привлечение внимания властей к экологическим проблемам.
  6. Экологическая информированность и распространение знаний. Публикация соответствующих материалов, презентации проекта и разъяснение политики ЕС касательно использования возобновляемых ресурсов прибрежных зон, организация конференций по долгосрочному управлению прибрежными зонами, работа со СМИ и публикации отчетов о ходе выполнения проекта.


Изучение состояния рыбных запасов в устье реки Стримон (фото Э. Кутракиса)

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

Насколько последовательно осуществлялся проект и имеет ли он продолжение?

Если нет, когда и почему он перестал приносить результаты?

Как и предполагалось, проект завершился 30. 04. 2002 г. В результате разработан предварительный план управления областью, который был предоставлен всем заинтересованным сторонам. Кроме того, сформулирован ряд предложений по развитию области в общенациональном контексте.
За истечением срока юридических полномочий прекратил собрания Руководящий комитет. А Информационный центр со всем оборудованием после завершения проекта был передан в дар местным властям. Он по-прежнему продолжает свою работу и, привлекая многочисленных посетителей, основательно пополняет местный бюджет.
В настоящее время предпринимаются усилия по проведению в жизнь правовых и управленческих предложений проекта.

ВЫВОДЫ

Какие полезные выводы можно извлечь из рассмотренного примера?

Хорошее знание экологических, социальных, экономических и административных особенностей региона - первый важный шаг на пути к планированию его комплексного управления и долгосрочного развития. Для выявления происходящих экологических изменений необходимо непрерывное их изучение.
Для осуществления КУПЗ важнейшее значение имеет создание официального координирующего органа. Многостороннее сотрудничество в рамках Руководящего комитета при реализации проекта Стримоникос наглядно иллюстрирует пользу, которую может принести координация деятельности различных структур при управлении прибрежной зоной. Несовершенство законодательства нередко создает серьезные помехи для согласованного управления областью. Долгосрочное управление прибрежной зоной и охрану окружающей среды может обеспечить только соблюдение правовых обязательства - директив (таких, например, как директивы 92/43/ЕС и 79/409/ЕС), международных договоренностей (таких, как Барселонская конвенция), либо обязательств на национальном уровне.
Созданный в области Стримоникос Информационный центр оказался очень полезным инструментом для распространения экологических знаний среди населения, обучения специалистов и вовлечения общественности и местных властей в управление областью.

ДАЛЬНЕЙШАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Кто может предоставить информацию о ходе реализации проекта?

Д-р Эммануил Кутракис (Emmanuil Koutrakis)
Научно-исследовательский институт рыболовства,
Национальный фонд сельскохозяйственных исследований,
640 07 Nea Peramos, Kavala, Greece
Tel: +30 594 22691-3,
Fax: +30 594 22222
E-mail: fri@otenet.gr, koutrman@otenet.gr

и

д-р Талиа Лазаридон (Thalia Lazaridon)
Greek Biotope/Wetland Center Goulandris Natural History Museum,
14th km Thessaloniki - Mihaniona, 57001 Thermi, Thessaloniki, Greece
Tel: +30 31 473 320, 473 432,
Fax: +30 31 47 5694
E-mail: thalia@ekby.gr