Текущая страница: / Практика / Участие общественности и ОВОС

Кларк (1994) полагает, что участие общественности в ОВОС играет критическую роль, помогая объединить экономические, социальные и экологические задачи, т.е. двигаться в направлении более устойчивого развития, выполняя роль средства для повышения и усиления осведомленности общественности о хрупком равновесии в компромиссах между экономикой и окружающей средой. Участие общественности также является защитой от неверных или политически мотивированных решений. Участие общественности необходимо для того, чтобы свести к минимуму или избежать общественных разногласий, конфронтации и задержек; общественность может внести положительный вклад в процесс ОВОС. Главные цели привлечения общественности на разных стадиях процесса ОВОС были рассмотрены в ходе недавно проведенного исследовательского проекта Европейской Комиссии (EC, 1999) и приводятся в таблице.

Цели участия общественности на разных стадиях процесса ОВОС

Официальные возможности участия общественности в ОВОС определяются законодательством. Хотя права на участие вомногих странах ограничиваются возможностями рассмотрения и комментирования законченного отчета, в принципе, общественные консультации и участие общественности могут иметь место на любой стадии процесса ОВОС. Главные цели привлечения общественности на каждой из стадий процесса ОВОС, включая детальное описание этих целей, приведены в таблице (EC, 1999).

В литературе демонстрируется, что привлечение общественности на ранней стадии процесса ОВОС дает ряд преимуществ. Для того, чтобы увидеть все преимущества, участие общественности должно начинаться на раннем этапе и взаимодействие между общественностью, разработчиком и органом, принимающим решение, должно продолжаться в течение всего процесса ОВОС.

Таблица: Краткое изложение целей привлечения общественности к ОВОС

Стадия процесса ОВОС
Цели привлечения общественности
Отбор Идентификация значительных воздействий
Определение
  • Идентификация интересов и ценностей общественности
  • Идентификация приоритетов для оценки
  • Способствование пониманию общественностью предлагаемого проекта
Оценка
  • Общественность может внести местные знания и ценности при прогнозировании, оценке и смягчении воздействий
  • Повышение качества и приемлемости отчета об ОВОС
Рассмотрение отчета об ОВОС Общественность вносит вклад в оценку качества и повышение приемлемости отчета
Легализация проекта Замечания общественности о приемлемости воздействий в результате проекта
Мониторинг Общественность оценивает воздействия, происходящие в результате проекта, и поддерживает процесс менеджмента окружающей среды по проекту

Законодательство

Практически во всех национальных системах ОВОС есть обязательные требования, которые предусматривают:

  • Публикацию отчета об ОВОС и обеспечение доступности такого отчета для общественности в общественном месте;
  • Предложение общественности ознакомиться с документацией и дать комментарии;
  • Сбор комментариев и замечаний общественности;
  • Учет мнения общественности при принятии решения.

Такие требования обеспечивают “необходимый минимум” требований по участию общественности в процессе ОВОС.

В некоторых странах инициатор проекта публикует отчет об ОВОС, а собранные замечания общественности включает в окончательный вариант этого документа (США). В других странах за публикацию отчета об ОВОС и сбор замечаний отвечают государственные органы (Великобритания).

Во многих случаях “необходимого минимума” оказывается недостаточно для эффективного учета суждения общественности о проекте. Поэтому расширение возможностей для участия общественности является важной тенденцией процедуры ОВОС. В ряде стран нормы обязательного участия общественности распределены по разным стадиям процесса. Например, в Нидерландах участие общественности является обязательным не только когда готов заключительный отчет об ОВОС, но также и на стадии формулирования этого отчета.



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше