Текущая страница: / Практика / Законодательная структура

Структура

Структуру законодательной базы для участия общественности обеспечивают различные документы. Эта структура может стать отправной точкой для законодательства на международном, национальном и региональном уровнях.

Двумя главными документами в этом отношении являются:

Конкретные статьи Орхусской Конвенции

Участие общественности в конкретных решениях на уровне проектов регулируется статьей 6 Орхусской Конвенции, а также до определенной степени статьями 7 и 8 по проблемам наиболее важных решений правительства (политики, законов и указов).

Статья 6 Орхусской Конвенции содержит всеобъемлющие положения об участии общественности в конкретных видах деятельности. Положения об общественных слушаниях или замечаниях по отдельным случаям и вопросам санкций уже давно приняты в Европе; поэтому для большинства стран их принятие не составило проблемы. Как разъясняется в Руководстве по выполнению Орхусской Конвенции, такие ситуации включают "решения, касающиеся пространственного планирования, санкций на виды экономической деятельности, как санкций на строительство, так и на эксплуатацию", а также "санкции на пользование водой или другими природными ресурсами, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в воду, почву и выброс в атмосферу".

По сравнению с этим, статья 7 Орхусской Конвенции о планах, программах и политике в области окружающей среды, не содержит детальных требований к принимаемым мерам. В статье говорится, что каждая сторона примет "приемлемую" позицию по вопросу участия общественности в подготовке планов и программ, и предусматриваются некоторые детали. Что касается "политики", статья 7 гласит лишь что Стороны, лишь "когда это будет возможно" "постараются обеспечить возможности для принятие общественностью участия в принятии решений". Однако, по крайней мере это предусматривается.

Статья 8 касается участия общественности в разработке законодательных актов и норм, имеющих непосредственную исполнительную силу и применяемые в целом как обязательные нормативные акты. Она отличается от статьи 7, касающейся политики, она менее директивна, чем статья 7 по вопросу планов и программ. В статье 8 говорится, что каждая из Сторон "приложит усилия" для помощи в эффективном участии общественности на соответствующих стадиях подготовки указов и законов, оставляя открытые возможности для выбора. В статье делается вывод о том, что "должны быть установлены временные рамки для "эффективного" участия общественности, что проекты нормативных документов должны быть доступны общественности, что общественность, должна иметь возможность давать замечания и что результаты участия общественности должны приниматься во внимание по крайней мере "до максимально возможной степени".

Руководство по внедрению

В Руководстве по внедрению Орхусской Конвенции выделяется ряд важных вопросов:

  • Значительная часть функций государственных органов состоит в разработке конкретных решений, основанных на конкретных фактах и обстоятельствах.
  • Еще одна важная часть их функций состоит в разработке и претворении в жизнь общеприменимых правил. Термин "правило" используется здесь в самом широком смысле и может включать указы, инструкции, нормативные предписания, стандарты и правила.
  • Функции государственных органов также включают участие в законодательном процессе вплоть до момента передачи проектов, разработанных исполнительными органами, законодательным органам.
  • Статья 8 предусматривает участие общественности в разработке таких правил и устанавливает определенные требования, которые должны соблюдаться сторонами-участницами для того, чтобы достичь целей Конвенции.

Стратегическая оценка окружающей среды

Полезным представляется дополнительное руководство по выполнению статей 7 и 8. Однако, было принято решение не создавать рабочую группу для определения работы, описанной в руководстве.

Вместо этого страны, подписавшие Конвенцию, решили разработать "Стратегическую оценку окружающей среды" (SEA). SEA является оценкой воздействия (стратегических) правительственных решений, принятых на высоком уровне, на окружающую среду. Поэтому такая стратегическая оценка относится не только к решениям, связанным с отдельными проектами, но направлена на создание более широкой структуры для действия.

Стороны-участницы Конвенции Эспоо приняли решение сформировать межправительственную рабочую группу (включая НПО) для разработки протокола о SEA. Эта встреча планируется в Киеве в 2003.



Этот сайт оптимизирован для просмотра с использованием Internet Explorer версии 4.0 и выше